Проблемы перехода к демократии в контексте теории развития

Вопрос о переходе к дем. тесно связан с идеей полит развития и модернизации. Почвой ля этого вопроса стали 2-3 волны демократизации. Гл фактор – деколонизация и последующие полит.события в этих странах. Полит. развития (ПР) – возрастание способности полит системы к адаптации, создание новых инст.обеспечивающих диалог власти и населения, полит развитие изучают многие авторы: Эптер, Коуэмен, Паи, Верба и.др.

Четы ПР:

1. рост структурной дифференциации в полит системах;

2. возрастание способности систем управлять стрессами, стимулировать перемены и мобилизовывать общества на решение задач;

3. тенденция к равноправию, равное ПУ, достижение нац. гражданства, уничтожение сословий и равные права всех граждан, всеобщий правовой порядок, изменение в системе рекрутирования элит, изменение соц. баз.

Гл. место в концепциях развития играет теория модернизации. М – некое изменение, некое обновление. М как вариант развития понятие применяемся к странам, которые переходят к современному постиндустриальному обществу. Полит. модернизация отражает также процессы перехода от авторитарных режимов к демократии, однако это вопрос спорный. Переход от одной модели модернизированного общества к другой. В случаях от стан ком.блока речь идет о переходе от одной модели к другой. Теории модернизации появились в 60-е. Нет единой автора, развивает идеи целая группа авторов Коулмен, Алмон, Айзеншта. Лернелр, Хантингтон. Теория была проста и подразумевала линейных характер развития общества. Подразумевали, что бывшие колони при помощи зап.стран быстро достигнуть уровня бывших митрополий. Но этого не произошло, поэтому в 70-е начинают пересматривать теории: кризисного синдрома, частичной, тупиковой модернизации. М: первичная (переход от традиционных обществ в современным на западе) и вторичная, т.е. догоняющая. Есть спонтанная (англо-саксонские страны) и направляема (некоторые страны Европы, страны третьего мира, Россия) модернизация.

В разработке понятия м. лежали разные концепции : 1. Вебера и Марса о растущей бюроктизаии и переходе к более совершенным формациям 2 Парсонса о растущей дифферанцации полит структур и различие в основе легитимации трад и либ. обществ. Традиционное общество: 1. индивид ощущает себя частью группы, общины, сословия. цеха, он подчиняется группе в поведении образе жизни. Группы существуют обособленно, они не смеиваются (сословия в царской России), слабая соц. мобильность. 2. неразделенность гос, полит власти и не политической власти. Полит власть слитна с эк. властью. Власть помещика в России и эк, и полит. над крестьянами; 3. аграрная экономика; 4. авторитарный традиционный режим – монархия. Модернизация вкл. следующие процессы (Хантингтон): 1. индустриализация, 2. эк. рост, преодоление застойного характера эк, 3. возрастание соц. мобильности, 4. полит. участие, его расширение. Модернизация по либеральной или по социалистической модели. Но вторя альтернативная модель, под название тоталитаризм, не рассматривается. Либ.общества как образец, в этом недостатки идей модернизации в современной политологии.

Современное общество модерна: 1. общество с индустриальным производством, 2. существуют современные полит. институты, т.е. полит представительство и рациональная бюрократия, 3. спорный пункт о дисперсии, распыленности власти, 4. социальная мобильность; 5. переход от однозначной групповой принадлежности к многообразным соц.ролям, нет группы, ограничивающей ваши возможности, нет формального ограничения. Постиндустриальное общество: 1. сервисная эк, 2\3\ ВВП создаются в сфере услуг; 2. постфордистская система эк – специализированное пр-во маленькими партиями для определенных сегментов рынка, что требует большей кфалификации рабочих; 3. фрагментация и усложнение соц. структуры, растет значимость дифференциации по полу, возрасту, гражданству и др. не классовым признакам, 5. отход от гос.всеобщего благосостояния, акцент на свободный рынок и частное предпринимательство, 6. рост значения индустрии культуры, повседневной жизни.

Это были определения, параметра традиционного и современного общества.

Результаты модернизации в странах третьего мира: 1. нет ожидавшегося эк. роста, 2. мобильность и расширение участия обострили соц. напряженность; 3. в большинстве стран устанавливались авторитарные режимы в дем. фасадом; 4. прорывы в эк развитии везде осуществлялись на авторитарной основе. Некоторые ученые говорят, что либ.модель модернизации не сработала в третьем мире.

Либеральная модель модернизации предполагает одновременное расширение ПУ, проводятся выборы, вводятся инст. представительной дем, идет процесс индустриализации и достижения большего равенства. Мод. реформы проводятся во всех сферах сразу. Даль, Алмонд, Паль. Опора на опыт США.

Липсет и Лернер изобразили графическую модель модернизации:

соц-эк развитие (стрелка вниз и в бок)

демократическое полит.участие(стрелка в бок) полит.стабильность, большее равенство

Консервативная модель Хантинктона:

1. ПУ/ полит. институциализация = полит. нестабильность. ПУ и нестабильность прямопропорционально связаны.

2. Соц. фрустрация(недовольство)/ соц. мобильность = ПУ. Чем выше недовольство, те выше участие. Снижение возможно при повышение мобильности.

3. Соц. мобилизация\ эк. развитие = соц. фрустрация. Постоянное мобилизация челвека. Чем выше мобилизация, тем выше недовольство, которое можно понизить за счет высокого уровня эк. развития.

Хантинктон предложил, что развитие стран третьего мира связанно с ограничением участия и развитие сильных институтов, поэтому авторитарные режимы предпочтительные для развития общества, ссылался на советский приме. Его книга «Полит.порядк в развивающихся общества». 5 моделей развития: 1. либеральная (США одновременно развитие во всех областях), 2. буржуазная постепенное провождения реформ, удовлетворение нужд среднего класса, 3. автократическая модель, подразумевает широкое участие низов, масс(СССР и сов. тип), 4. технократическая – военных режимы, низкое участие, курс на рост к, крупные гос. и иностранные инвестиции, 5. популистская – высокое участие, но медленный эк. рост и полит. нестабильность.

Вывод из развития стран третьего мира – нет стран, где была бы успешно приведена либеральная модернизация, которая тем не менее продолжает навязываться третьи странам. Все успехи этих стран были достигнуты благодаря авторитарным, военным режимам.

Автократические институты быстро приживаются и имеют разнообразии. Особенности соц. и полит. жизни в третьем мире:

1. решающая роль общинной принадлежности в определение соц. и полит. поведения. Большинство обществ третьего мира не классовые, в том смысле что классовая принадлежность не решающая, гл. межобщинные различия по этническому, религиозному, местному, фактору. Индивиду действует не самостоятельно, а согласно одобряемым общиной ценностям,

2. большинство не западных обществе много составные. Состоят из обособленных частей, группы живут рядом, но изолированно (каты в Индии). Отдельные элементы могут смешиваться, но не соединять, мозаика разностей, которые обособленных. *Про трайболизм в Африке, где модернизация разрушила трад.изолированность сегментов за счет миграции и урбанизации. Племена были в свое время произвольно соединены в гос-ва колонизаторами. Первобытные общины не уходят и при современном развитии. В Индии в 1951 г. отменены касты, но на деле они сохраняются.

3. модернизация общества столкнулась с противодействие трад.групп, сопротивление гибких и рассеянных по обществу организация. Трад.общество сопротивляется попыткам проникновения в них гос-ва. Страны третьего мира сталкиваются с большими проблемами, сопротивление общества ускоренной модернизации, дем реформы привели к организации полит. движение по этническому и религиозному принципу с целью доминирования. даже новые организации реализуют себя через трад. принципы жизни.

4. культурные ценности не западных обществ вкл. базовые компоненты противоположные либеральным: коллективизм, подчинение авторитету, приоритет общего на личным, совещательность и консенсус, демократизм общины, клановость, доминирование патриархально-клиентарых связей. Все эти принципы противоречат западным. Это общество другого типа, даже коррупция в третьем мире это дань трад.ценностям. В Японии особая дем. собственного типа, доминирующая партия Либерально-демократическая: культивируются добрые отношения патрона-подчиненного, развитие принципа гармонии и неконфликтности, конкуренция. споры не поощряются – принцип ванн, неприятие оппозиционности, невежливость в высказывании личного мнения, которое ценно только для вас, если оно расходиться с общепризнанным, то его лучше не высказывать, это противоречит западному образу мысли.

5. специфическое гражданское общество. Что понимать под этим термином? Добровольное или принудительное объединение? Существуют и современные организации. Общество не аморфные, реальная множественность ассоциаций, у которых есть свои традиции автономного существования, консультация и надзора за действиями власти. Идеал – понимание соц. справедливости. Деэтатизации в странах Африки, выход целых районо за пределы влиянии гос. власти, потеря контроля над обществом, фрагментация социума. Демократизация привела к разращениям западных элементов и возращения традиционных организация

В третьем мире возможна не западная, а со своими особенностями дем. Принципы: 1. доминантная партия (Индия, Япония, Индонезия, Таиланд), 2. партия сращивается с гос. чиновническом, 3. оппозиции гарантируются определенные права, существует свобода прессы, 4. сообщественняа дем. может подходить более всего как к не западным системам ценностей; консенсус после неспешного обсуждения, азиатский путь принятие решений – единодушие через дискуссия, поиск общего настроя собравшихся. В ряде стран сообщественная дем. существовала долго, но не долго (Ливан, Малайзия до выходя Сигапута, Кипр). Модель терпит неудач, т.к. сегменты разобщены.

Тем не менее, опыт существования дем странах не западного культурного ареала свидетельствует, что это режимы с доминирующей парией, и ее сращивание с гос-вом. Перспективы модели – они терпела крах. Задача формирования нации, но это евр. явление связанное с развитием кап. В третьем мире эк. носит другой характер, есть оазисы кап. эк, которые существуют при консервации традиционного уклада – это дуальная эк, есть передовые сектора, а есть масса трад.образа жизни, большой разрыв эк. между собой. Тратя силы гос-ва для поддержания передовых секторов эк., достаточно средств не идет на другие отрали и общество в целом. Развитие и характер кап. не позволяют говорить о благоприятных условиях для формирования наций. В западной Европе объединение нации шло насильственным путе, была фрагментация. Но попытка сегодня повтороторить этот путь приведет к интервенции зап.стран. Сегментации носит особый характер, она сильнее, чем в странах евр. ареала. Институциональная концепция Хантигтона имеет большие возможности реализации ведущая роль гос. в обществе, опережающее формирование соц. и эк инст. по сравнению с полит.модернизацией. Концепция минимального гос-ва не подходит к третьему миру. Эк. рост приводит к смене режима, большинство стран сменили режимы после стадии эк. роста. Лат.Ам несмотря на смену режимов, сохраняет высокая роль военных

Лекция5. 7.03.12.

Прошлый раз - концепция модернизации, политической в развивающихся странах. Особенности, характерные для развивающихся стран.

Теории модернизации не имеют одного автора, первоначально они строились линейно, процесс непрерывного прогресса, развивающиеся страны с помощью западных скоро смогут достичь стадии западных стран, но это не подтвердилось на практике. Появились термины "кризис модернизации", тупиковая модернизация. Гвоорят, что она приводит в движение раздробленные социумы и вызывает столкновения.

Теории, объясняющие мировые развитие.

Доминирующая концепция - модернизацииамериканцы разработали). Но есть и другие.

Лат Америка 60-70-е годы. Теория зависимости. льтернативна теории модернизации. Наиболее известны представитеди: Фердинандо Энрике Кордозо и Теодоро Душсантус (бразильцы).

ТЗ сформировалась в период военного режима под воздействием кубинской рев-ции и марксистких идей. Критика идей десароистской схемы (десароло - развитие).

Десароло - течение 50-х годов, сформрвоанное вокруг комиссии ООН для ЛатАмерики. Наиболее известный представитель агентинец Рауль Премиш. Десаролизм: мир делится на центр и периферию, центр - развитые страны, периферия - развивающиеся. При нерегулируемом рынке центр приоретае большую часть дохода котоаря производится на периферии. Тем не менее развитие периферийных стран возможно путем их вестернизации и привлечения их в орбиту центра. Для сохранения нац автономии или нац суверентите необходим госконтроль, ограничение иностр влияния, планирование экономики, развитие инфраструктуры и развитие глубинных районов - втягивание в общие соц и эк процессы. Такова десаролистская схема в общих чертах. Эту схему подвергли критике авторы теории зависимости - Картозо и Душсантуш. Теория зависимости: 1)слаборазвитость и развитость два полюса возникающие в процессе капиталистического развития; они не являются последовательными стадиями роста для всех стран, а развиваются параллельно

2)капитал развитие 3-го мира и усиление связей с центром прямо пропорционально росту отсталости периферии 3)в третьем мире - дуальные экономики, то есть активно развиваются отдельные районы и отрасли, основная часть страны живет традиционно (глубинка). в третьем мире эконом развитиые районы эксплуатируют более отсталые - внутренний колониализм 4)сам по себе эконом рост не решает проблемы третьего мира (нищета, отсутсвие медпомощи, образования и др.) - важна политика распределения эк роста.

Вывод: необходима некапиталистическая альтернатива. (СССР как раз был в расцвете сил).

В ТЗ сформирвоалось 2 направления: 1) более радикальное (Душстантуш) и 2)менее радикальное (Кардозо).

Первая: 1)завис капитализм не может решить ни одну из соц проблем в силу неравномерности распределения продукта, массовая нищета остается 2)слаборазвитость - инструмент капитализма для установления контроля над миром. это среда функционирования мирового капитализма, котоаря поставляет ресурсы и рабочую силу. Слаборазвитость и зависимость неизбежно воспроизводятся, он называл это "порочный круг остатлость и слаборазвитости". теория сформулирвоана давно, но актуальна и сейчас - Бразилия, Индия и др - в глубинке там также как и было - нищета и недостаточный уровень развития.

Вывод: в рамках демократии обеспечить кап прогресс ЛатАмерики нельзя, местная буржуазия таким образом власть не удержит. Выходы: социализм или фашизм.

Второе направление: в ЛатАмерике возможно зависимо ассоциированное развитие. В наиболее развитых странах континента кап может способствовать индустриализации и расширению рынка. Частично он оказался прав, но для опред стран (Бразилия, Аргентина, Чили, но скачок больше происходил при военных режимах). Демократия возможна как открытый диалог общества и власти, как активость гражданского общества и решение соц проблем. Гл проблема - не демократия ама по себе, а ее возможности с эк и соц точек зрения. В работах Кордозо - призыв к соц демократии.

Как видим, радикальное направление пессимистично,в торое же- более лояльное и оно и оказалось достаточно реалистичным. С 1985 гоад развитие по демократическому пути и неолиберальные реформы.

Полит мысль второй половины 80-х нач 90-х отличалась: от оптимизма первоначального - авторы перешли к пессимизму и перспективе отбрасывания Бразилии. Большой критики подвергалась неолиберальная стратегия экономического роста (неолиберализма - социальный либерализм, от идеи полностью свободного рынка и минимального госва - идея социального гос-ва, кейнсианская эк доктрина - гос регулирование экономкии в определенных рамках. в 70-е года неолиберализм в экономике - провозглашает возврат к принципах классического либерализма и свободного рынка - эта доктрина войдет в программу всех неоконсерваторов. гос-ва должно уйти из кэономкии, приватизация, свободный рынок, сокращение со цпрограмм и выплат итд.стала активно проводиться с 80-х годов- Чили при Пиночете, Тетчер и Рэйган, рекомендуется всем странам - Россия в 90-е годы тоже под этим же знакменем переходила на новую экономику).

Политика неолиберализма в Брализии в 80-е. Авторы гвоорят, чтоона долдна сочетаться с перераспределением соц дохода в пользу обездоленных и соц реформами. Авторы стали признавать, что бразильское эк чудо было связано с военным режимом и вмешательством гос-ва в экономику. За годы режима была создана наиболее эффективная эк система в 3м мире - отдав должное военному режиму отмечают, что демократия в плане развития экономики менее эффективна. Демография не как средство чего-либо а как сама цель!самоцель.

Невозможно воспроизвести схему развития экономику и авторитаризм в политики. Пришедшее к демократии общество просто не согласится. Рассуждения о связанности демократии с решением соц проблем при демократии масс. Необходимо соц ориентированное развитие- чтобы плоды эк роста распределялись в обществе с повышением общего уровня жизни членов общества. Военный режим этого не делал и зашел в тупик. На нач 90-х годов несмотря на Бразильское эк чудо цифры были угнетающими (32млн голодающих). демократия выживет если обеспечит базовые потребности человека.

2 автора, которые более подробно выдвинули свои концепции- Франциско Ферас и Оспазия Комаргу. Первый: модернизация не предопределена и необзяталеьный этап для всех стран. В третьем мире она выливается в образование островов развития в море отсталости и традиционализма. Острова смогут процветать при стагнации общества в целом. С точки зрения автора упрочение модернизации в 3 мире проблематично. Большинство стран будут испытывать тупиковое состояние. Сталкиваемся снова с пессимизмом. Вторая: крупные прорывы в модернизации бразилии при политике внедрения модернизация со стороны гос-ва (как и в россии обычно). При проведении модернизации необходим компромисс традиц и современных компонентов а не резкий разрыв. В развивающихся странах создается своеобразное массовое общества из-за потоков информации и потребительских товаров - усредненная модель, где идет слои далеко отстоящие на соц лестнице. Те слои населения без достаточных средств пытаются двигатсья тем же путем.

Евроцентристские схемы признаются неприемлемыми, акцент на прицип различиях Европы и развивающихся стран. Особое внимание - странам ЮЕвропы (Испания и Португалия), переходившим к демократии, а также особая специфика Италии.. Приоритет - страны ЮВ Азии - сумели совершить рывок в эк развитии (корея. сингапур тайланд тайвань малайзия и др). Учитывать следует полезность опыта гос регулирвоания, гармониазция соц отношений на производстве, сочетаие эк роста с политикой распределения, так как в этих странах одновременно с эк ростом - реформы (здравоохранение аграрная и другие).

Это альтернативная теория модернизации - Теория Зависимоси (отрицает прямой путь легкого достижения уровня зап стран).

Мир-системный анализ. Альтернативня теория модернизации. Иммануил Валлерстайн и Андрэ Франк, Самир Амин, и др. ледует соц эволюцию мировых систем в целом. Сходство с цивилизационным подходом, но он еще шире - исследуется не только эволюция цивилизации, но и система охватывающая все цивиллизации в целом.

Предшественник - истоик Фернан Бродель. Его имя носит центр мир-системного анализа при Унверситете штата Нью-йорка. Это один из вариантов неомаркизма. М-СТ Основные поожения: 1)базовая единица соц анализа - не общество или гос-ва а историческая система. Мир как единая система находящаяся в рмках общего процесса развития. Нельзя исследовать отдельные элементы вне ее контекста и динамики. Представители МСТ итически относятся к тому, если историческое объяснение идет без роли этой страны в мире на данный момент. 2)уровень развития каждой страны есть р-т процессов развития всей мир-системы.развитие одних стран возможно засчет неразвитости других

Валлерстайн: современая мирсистема зародилась 1450-1650- годы и охватила весь мир. До этого - одновременно множество МирСистем - минисистемы (первобытные общества), мир-экономики (система обществ объединенных тесными экономическим связями но не объедин в единое полит образование. Все докап экономики превращались в мир-имеприи через полит объединение: исключение - средневековая европ мир-экономика, превратившаяся в современную капиталистическую мир-систему) и мир-империи. В результате развития кап мир-системы разделились на центр (ядро), периферию и полупериферию. Ядро доминирует над остальными, отальные пытаются сопротивляться. Стран ядра используют дешевые ресурсы рабочую силу периферии и рынки сбыта - новая форма колониализма, не оформленная политически. Россия - полупериферийная страна, котоой в будущем предписана роль клиента и сотрудника объединенной европы (поставка сырья и рынок сбыта). Россия станет таковой при разделе мира с триумвиратом Китай-Япония-США, об СССР же он отзывался несолько иначе (эк гигант, обнадеживающая). Выход из мир-системы невозможет (СССР не смогла)

Перспектив эк трансформации периферии в рамках кап мира экономики НЕТ. Но вера в ленинизм 50 лет сдерживала опасные классы мир-системы, давала надежду на будущее. Современная мир-система подходит к концу. Фактор ослабления кап мирсист - истощение резервуара дешевой рабочей силы, разрастание средних слоев ииздержек на их содержание, экологический кризис и демографический разрыв Севера и Юга. Радикально высказывается о либерализме (права человека - полит проект для сердцевины мира экономики) - представивтели черной и желтой массы варвары, сейчас положение меняется - раные права и свободы всем гражданам мира. Наиболее нерешенная проблема либерализма - проблема соц равенства, в ответ на демократическое требоване равенства - он предлагает отложенную надежду. Либерализм имеет скрытую переменную, эксплуатацию юога и направленный против Юга расизм. Демократия для него - равное слово в полит процессе, равные учасие в системе соц-эк вознаграждения, то есть соц равенство. Единственный выход - радикальные изменения способа распределения мировых ресурсов. Сейчас - 86% мировых ресурсов в руках некоторых стран. В рамках капитализма все это невозможно - необходимо создание новых транснациональных структур и переход к социализму.

Андрэ Франк. Речь не о множестве мир-систем, а об одной МС, возникшая 5 тыс лет назад. В ходе эволции центрнеоднократно перемещался, многие века в Китае, в 19 веке - в европе, а замет - в Америке (Северной). овременный подъем Китая - начало возвращения центра МС в его естественное место. МС состоит из центар и периферии, или метрополий и саттелитов. Слаборазвитость сателиитов - не изначальна или традиционна, нынешняя слаборазвитость - следствие отношений между метрпоолиями и сателлитами - отражает развитие мирового капитализма - слаборазвитость отсталых регионов - ре-т того же истор процесса капитализации, опредлеливший развитие развитых стран.

Отношения по типу метрполия - сателлит имеют место как в международном так и на внутреннем уровнях. Цепь отношений связывает все части мирвоой системы, тянется от центар Европы и США к глубинным районам осталыхстран.

Периоды войн и депрессий - возможность для автономного кап развития Сателлитов, но в рамках современной системы приведет к слаборазвитости. Самые отсталые регионы - те, кто в прошлом имел наиболее тесные связи с метрополией (крупнейшие экспортеры первичных продуктов и сырья) с упадком отношенй оказались не нужными.

Самир Амин - египетский ученый. Тема неравного равзития. Капитализм - мирвоая система от которой зависит нац образования. Переход от кап-ма к соц-му должен осуществлятсья в международном масштабе и начнется с периферий. Господство центра кап миросистемы (США Евросоюз Япония) основано на монополии на передовые технологии, на оружие масс поражения и на контроль над СМИ. Добиться результата в развитии можно за счет больше или меньшей автономии от мировых центров. Пример --СССР. Идея "отключения" , автономии - популярна. Но нужно и понимать, что экономически модель не гибка и не приспосабляема к кризису. Для Самира Амина - Карл Кауцкий был прав, бдет достигнут не только империализм но и сверхимпериализм. Сегодня - есть коллектив империалистов готовый эксплуатировать весь мир и есть периферия как объект. Россия частично периферийная страна. Догоняющая модернизация - иллюзия для Индии, Китая, Бразилии, Египта и других. Эти иллюзии в умах правящих классов, то же самое было в россии до рев-ции. характеристики империализма: 5 монополий 1)на доступ к натур ресурсам планеты 2)новых технологий 3)контроля над глобальными фин потоками 4)контроль над СМИ и коммуникации 5)контроль над оружием массового положения

Наши рекомендации