Особенности перехода от тоталитаризма к демократии. Трудности становления демократии в России.

Проблемы становления демократии в России:

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической.

Переход от тоталитаризма к демократии в России на рубеже XX – XXI вв. был предрешен развитием как социально-экономических тенденций, так и политических трансформаций в российском обществе.

Данный переход от бывшего тоталитарного режима в русло демократических основ для России имеет свои специфические особенности.

Во-первых он вызван самим крахом коммунистического режима, который себя изжил и подтвердил свою несостоятельность и неспособность на существование, так как он противоречил всем мировым политическим стандартам и являлся искусственным, надуманным, практически не подкрепленным. Во-вторых такой колоссальный политический переворот был совершен «безболезненно», т.е. без революционного вмешательства за считанные часы, так как уже мало кто верил в дееспособность коммунистического режима.В-третьих,

экономика страны, производственная, культурная, научная сферы уже нуждались в немедленной интеграции в мировую практическую базу новых разработок и форм сотрудничества.

Демократический путь развития стране позволил беспрепятственно общаться и быть признанной на европейском континенте. Инвестиции в экономику нашей страны западных государств позволили России более тесно сотрудничать со своими западными соседями, а не наводить недоразумение и страх тоталитарными установками и непризнанием мировых ценностей в силу тогда действующей коммунистической идеологии.

Избирательные системы и избирательные компании в демократическом обществе.

Избирательная система- это порядок выборов в представительные учреждения и выбор должностных лиц, а так же определение результатов голосования.

Избирательное право: активное( избирать) и пассивное( быть выбранным)

Избирательный процесс: подготовленные, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация и финансирование выборов, голосование, подведение итогов.

Типы избирательных систем.

Мажоритарная:

· По избирательным округам ( от каждого округа избирается 1 человек)

· Избирается 1 человек ( избиратели голосуют за конкретную личность)

· Избранным считается тот, кто набрал большинство голосов(абсолютного большинства 50%+1 голос; относительного большинства)

· Возможен повтор выборов( проходят 2 лидера голосования)

Плюсы: возникают связи между кандидатом и избирателем, возможно их личное знакомство.

Минусы: отданные за не победивших голоса пропадают, победитель имеет поддержку меньшинства

Пропорциональная:

· Территория- единый округ

· Политические партии выдвигают своих кандидатов

· Избрание партии

· Сколько процентов получили, столько мест в парламенте

Плюсы: справедливое соотношение между полученными голосами и местами в парламенте.

Минусы: неудобна для многопартийных стран, избиратель выбирает абстрактных лиц.

Смешанная система представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе.

Группы интересов. Лоббизм

Группы интересов - это объединения индивидов на основе интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

Под артикуляцией интересов понимается преобразование социальных чувств, эмоций, ожиданий в рационально сформулированные политические требования. Агрегирование интересов означает согласование различных потребностей и требований, их иерархизацию и выработку общегрупповых целей. Информативная функция выражается в доведении до органов власти информации о проблемах, целях и интересах соответствующих групп. Поскольку группы интересов продвигают своих представителей в органы власти, то следующая их функция - формирование политических элит.

Целенаправленное воздействие групп интересов на орган власти с целью реализации специфических интересов получили на звание лоббизма.

• лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);

• ведомственное лоббирование -- лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или воен-нопромышленного комплексов и т.д.;

• региональное лоббирование -- воздействие на власть со стороны предсавителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.

• иностранное лоббирование -- влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений

Наши рекомендации