Проблемы перехода к демократии на постсоветском пространстве

Проблемы перехода к демократии на постсоветском пространстве

Ведущие предпосылки: *Экономические: -выс ур эконом развития, -выс степень урбанизации, -рыночная конкур экономика(формир такие качества как независим,стремление к свободе), -развитость массовых коммуникаций. *Социальные: -выс ур благосостояния граждан, -наличие влият среднего класса(ср класс-носитель стабильности в об-ве), -налич слоя предприним, -грамотность и образованность населения,вы сур полит к-ры. 2 пути к Д: 1)Широкая либерализация(шоковая терапия).Во многих странах удачно(Ц,В Европа,РФ). Быстрое внедрение капитал отн-ий(рынка).У нек неудачно. Экономика не подгот к рыночн отн-ям,руков предприят не имели опыта работы в сфере рынка,в сознании народа господств социалист цен-ти, маргинализация населения.

  1. Сущность, структура и функции государства

ГОСУДАРСТВО-осн институт полит сист об-ва,облад верховной властью на опред тер.,осущ-ий управление об-ом и выступающ как офиц представит всего об-ва. Признаки Г: -территория,-публичная вл(сист органов и учреждений,професс осущ ф-ции вл),-законодательство,-суверенитет,-право на взимание налогов и сборов с населения. СТРУКТУРА(инстит,кот сост гос-во): 1.Представит органы(законод вл): *высший(Парламент,у нас Нац собрание), *местные(у нас местные советы) 2.Исполнит органы(исполн вл): *высший(Правительство,у нас Совет Министров), *местные исполкомы 3.Судебная система(суд вл) 4.Надзорно-контр инстанции-следят как население использ гос деньги(комитет Госконтроля) 5.Органы охраны общ порядка – милиция 6.Органы гос безопасности(КГБ) 7.Вооружённые силы. ФУНКЦИИ Г: *внутренние: -осущ полит власти,-правовая(разр и прин законов),-охрана прав и свобод граждан,обеспечение прав и порядка,-регулирование экономики(налоги,кредиты),-соц(строит жилья,раб места,пенсии),-образовательная,-культ-воспит(создание условий для удовлетв культ запросов людей(библиотеки и т.д.)),-экологическая, *внешние: -обеспеч независим гос-ва,-оборонная,-поддержание мирового порядка

Формы государственного правления

Форма-организ высшей госуд власти и система взаимоотн этой вл с населением,показыв кто реально управл гос-ом. 1.МОНАРХИЯ – форма правл,при кот вл принадл единому лицу и перед по наследству,вл осущ безсрочно. а) Абсолютная М-всевластие главы гос-ва(Сауд Аравия) б) Конституционная М-гос-во в кот полномочия монарха ограничены конституцией: -двойственная(2 центра-Парламент и монарх), -парламентская(гос-во в кот монарх счит главой гос,но фактичеки выполн лишь представит ф-ции) 2.РЕСПУБЛИКА-форма правл,при кот источником власти явл народ,а глава гос-ва-президент явл выборным и сменяемым а)Президентская Р(США, Страны Лат Америки): президент избирнародом,сам формир правительство,правит несёт ответствен перед президентом,в жизнь чётко проводится принцип разделения властей б)Парламентская Р(ФРГ,Венгрия,Швейцария): през чаще всего избир парламентом,правит формир на парламентской основе,правит несёт ответств перед парлам в)Смешанная(Франция,Россия): и сильный президент и сильный парламент,правит формир по-разному,несёт двойную ответственность г)гос-во масс(Ливия)

Формы государственного устройства

Гос устр-внутритерритор устр гос-ва,а также х-р взаимоотн м-у центр и регион властями. УНИТАРНОЕ Г – простое и единое гос-во,кот не имеет в своём составеиных гос обр-ий,тер-рия подраздел на администр-территориальные еденицы:области,районы,губернии(Польша,Литва,Латвия,РБ). ФЕДЕРАЦИЯ – гос устр при кот неск гос обр-ий,облад юрид и опред полит самост образуют односоюзное гос-во.Суб Ф имеют конституцию,свои органы власти,но не облад суверенитетом(не имеют права объявл войну и мир, самост учавств в междунар политике,содерж собств армию,выпускать свои ден знаки,не имеют прав односторон выхода)-СССР,РФ. КОНФЕДЕРАЦИЯ – союз,в кот образ его гос-ва сохр свою независимрсть,имеют собств органы вл,выход свободный(Сирия+Египет=Объед Араб Респ)

Глава государства

ПРЕЗИДЕНТ РБ. През РБ явл Главой гос-ва,гарантом Конституции РБ,прав и свобод человека и гражданина.През олицетворяет единство народа,гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики,представляет РБ в отнош с др гос-ми и международными организ.През принимает меры по охране суверенитета РБ,ее нац безопасн и территор целостности,обеспеч полит и экон стабильность,преемственность и взаимодействие органов государственной власти,осуществляет посредничество между органами гос власти.През обладает неприкосновенностью,его честь и достоинство охраняются законом.Президентом может быть избран гражданин РБ по рождению,не моложе 35 лет,обладающий избират правом и постоянно проживающий в РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами.През избирается на 5 лет непосредственно народом РБ на основе всеобщего,свободного,равного и прямого избират права при тайном голосовании.Кандидаты на должность През выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.Выборы През назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 мес и проводятся не позднее чем за 2 мес до истечения срока полномочий предыдущего Президента.Считается,что выборы состоялись,если в голосовании приняли участие более половины граждан РБ,включенных в список избирателей.През счит избранным,если за него проголосовало более половины граждан РБ,принявших участие в голосовании.Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов,то в 2недельный срок пров 2 тур голос по двум кандидатам,получившим наиб кол-во голосов избират.Избранным счит кандидат в Президенты,получивший при повторном голосовании больше половины голосов избират,принявших участие в голосовании.През РБ: назначает республик референдумы; назнач очередные и внеочередн выборы в Палату представителей,Совет Респ и местные представит органы;распускает палаты в случаях и в порядке,предусмотренных Конституцией; назнач 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и провед республ референдумов; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию През РБ, др органы гос управл,а также консультативно-совещательные и иные органы при През; с согласия Палаты представителей назнач на должность Премьер-министра; определ стр-ру Правительства РБ,назнач на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра,министров и др членов Прав-ва,принимает решение об отставке Прав-ва или его членов; назначает 6 судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;обращается с посланиями к народу РБ о положении в гос-ве и об осн направл внутр и внешн политики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов,выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

назнач руководит республик органов гос управл и определ их статус; назнач представителей През в Парлам и др должностных лиц;решает вопросы о приеме в гражданство РБ,его прекращении и предоставлении убежища;устанавл гос праздники и праздн дни,награждает гос наградами,присваивает классные чины и звания;осуществляет помилование осужденных;

ведет переговоры и подписывает междунар договоры,назн и отзывает дипломатических представит РБ в иностр гос-ах и при междунар орг-циях;в случае стихийного бедствия,катастрофы, а также беспорядков,сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и орг-ций,в рез-те кот возник опасность жизни и здоровью людей,территориальной целостности и существ гос-ва, вводит на террит РБ или в отд ее местностях чрезвычайное положение;подписывает законы; имеет право в порядке,установл Конституцией,возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представ;имеет право отменять акты Правительства; осуществл контроль за соблюдением законодат местными органами управл и самоуправл; формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ; назнач на должность и освобождает от должн Гос секретаря Совета Безопасности;является Главнокомандующим Вооруженными Силами РБ; назнач на должн и освобождает от должн высшее командование Вооруженных Сил; вводит на террит РБ в случае военной угрозы или нападения военное положение,объявляет полную или частичную мобилизацию; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. През на основе и в соотв с Конст издает указы и распоряжения,имеющие обязат силу на всей террит РБ. През не может занимать др должн,получать помимо зарплаты денежные вознагражд,за исключением гонораров за произвед науки,лит-ры и искусства.През приостанавливает членство в полит партиях и др общ объединениях,преследующих полит цели,на весь срок полномочий. През может в любое время подать в отставку.Отставка През принимается Палатой представителей.През РБ может быть досрочно освобожден от должн при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности През.Решение о досрочном освобождении През приним большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты предст и больш не менее двух третей голосов от полного состава Совета Респ на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.През может быть смещен с должности в связи с совершением гос измены или иного тяжкого преступления. В случае вакансии должн През или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям,предусмотренным Констит,его полномочия до принесения Присяги вновь избранным През перех к Премьер-министру.

Законодательная власть в РБ

Национа́льное собра́ние РБ—высший законод орган РБ.Сост из 2 палат—Палаты представителей и Совета Респ.Состав Палаты предст—110 депутатов.Избрание депутатов осуществл на основе всеобщего,свободного,равного,прямого избират права при тайном голосовании.Совет Респ явл палатой территор представительства.От каждой области и города Минска избираются на заседаниях депутатов местных Советов по 8 членов Совета Респ.В дополнение к ним 8 членов Совета Респ назначаются През РБ. Выборы нового состава палат Парл назнач не позднее 4 месяцев и провод не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.Внеочередные выборы палат Парл провод в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парл. Депутатом Палаты представ может быть гражданин РБ,достигший 21 года.Членом Совета Респ м.б. гражданин РБ 30 лет и проживш на террит соответствующей области или города Минска не менее 5 лет.Депутаты Палаты предст осуществляют свои полномочия в Парлам на професс основе,если иное не предусмотрено Констит.Депутат Палаты предст м.б. одновременно членом Правительства.Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парл.Депутат Палаты представ не м.б. депутатом местного Совета депутатов.Член Совета Респ не м.б. одновременно членом Прав-ва.Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представ,члена Совета Респ с одновременным занятием должн През либо судьи.Срок полномочий Парламента—4 года.Полномочия Парл могут быть продлены на основании закона только в случае войны.В случаях и в порядке, предусмотренных Конст,полномочия Палаты предст или Совета Респ м.б. прекращены досрочно.С прекращением полномочий Палаты предст или Совета Респ по решению През м.б. также прекращены полномочия соответственно Совета Респ или Палаты представ. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики м.б. также досрочно прекращ на основании заключения Констит Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парл Конституции. Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения,в последние шесть месяцев полномочий През,в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении През с должности.Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Структура.Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя.Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.Председатели Палаты представителей и Совета Республики,их заместители ведут заседания и ведают внутр распорядком палат.Палата представ и Совет Респ из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы,предварительного рассмотрения и подготовки вопросов,относящихся к ведению палат. Палата представителей:

рассм по предложению През либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан РБ,обладающих избирательным правом,проекты законов о внесении изменений и дополнений в Констит,о толковании Конституции;рассм проекты законов,в том числе

об утверждении основных направл внутр и внешн полит РБ,об основном содержании и принципах осуществления прав,свобод и обязанностей граждан;о гражданстве,статусе иностранцев и лиц без гражданства;о правах национальных меньшинств;об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении;об установлении республиканских налогов и сборов;о принципах осуществления отнош собственности;об основах соц защиты;о принципах регулирования труда и занятости;о браке,семье,детстве,материнстве,отцовстве,воспитании,образовании,культуре и здравоохранении;об охране окр среды и рациональном использ природн ресурсов;об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства;о местном самоуправлении;о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей;об уголовной ответственности;об амнистии;об объявлении войны и о заключении мира;о правовом режиме военного и чрезвычайного положения;об установлении государственных наград;о толковании законов;назначает выборы През;дает согласие През на назначение Премьер-министра;заслушивает доклад Премьер-министра о программе деят Прав-ва и одобряет или отклоняет программу,принимает отставку През;выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представ обвинение против През в совершении гос измены или иного тяжкого преступл; принимает решение о смещении През с должности;отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей. Совет Республики: одобряет или отклоняет принятые Палатой предст проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конст,о толковании Конституции, проекты иных законов;избирает 6 членов Центр комиссии РБ по выборам и проведению республ референдумов;отменяет решения местных Советов депутатов,не соответствующие законодательству;принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;рассм выдвинутое Палатой представ обвинение против През в совершении гос измены или иного тяжкого преступл,принимает решение о его расследовании, рассм указы През о введении чрезвыч положения,военного положения,полной или частичной мобилизации.

Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении. В течение срока своих полномочий депутаты Палаты предст и члены Совета Респ м.б. арестованы,иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления,а также задержания на месте соверш прест. Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей или члена Совета Республики рассматривается Верховным Судом. Заседания палат явл открытыми.Палаты, если этого требуют интересы гос-ва, могут принять решен о провед закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Во время заседаний,в том числе и закрытых,През,его представители,Премьер-министр и члены Прав-ва могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз,сколько они этого потребуют.Заседание палаты считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей депутатов Палаты предст или членов Совета Респ от полного состава палаты.Голосование в Палате предст и Совете Респ открытое и осуществл лично депутатом,членом Совета Респ путем подачи голоса «за» или «против».Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

Исполнительная власть в РБ

Исполн вл в РБ осущ Прав-во - Совет Министров РБ - центр орган гос управл.Прав-во в своей деят-ти подотчетно През РБ и ответственно перед Парлам РБ.Прав слагает свои полномочия перед вновь избранным През РБ.ПравРБ сост из Премьер-министра,его заместителей и министров.В состав Прав могут входить и руководители иных республ органов гос управл.Премьер-министр назначается През РБ с согласия Пал предст.В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой предст През РБ вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра,распустить Пал предст и назначить новые выборы.Работой Прав руководит Премьер-министр.Премьер-министр: осуществляет непосредств руководство деятельн Прав и несет персональную ответственность за его работу;подписывает постановления Прав; информирует През об осн направл деят Прав и о всех его важн решениях;выполняет др ф-ции, связан с организ и деят Прав.Прав или любой член Прав вправе заявить През о своей отставке,если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Премьер-министр может поставить перед Палатой предст вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу.Если Палата предст в доверии отказ,През вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Прав или о роспуске Палаты предст и назначении новых выборов.През вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Прав и освободить от должности любого члена Прав.В случае отставки или сложения полномочий Прав РБ по поручению През продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Прав. Прав РБ: руководит системой подчиненных ему органов гос управл и др органов исполнит вл; разрабатывает основные направл внутр и внешн политики и принимает меры по их реализации; разраб и представляет През для внесения в Парлам проект республ бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой эконом,финансовой,кредитной и денежной политики,гос политики в области науки,культуры,образов,здравоохранения,экологии,соц обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов гос-ва,нац безоп и обороноспособности,охране собственности и общ порядка,борьбе с преступностью;выступает от имени собственника в отношении имущества,являющегося собственностью РБ,организует управл гос собственностью;обеспеч исполнение Конст,законов и декретов,указов и распоряжений През;отменяет акты министерств и иных республ органов гос управл;осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конст,законами и актами През.

Прав РБ издает постановления,имеющие обязат силу на всей террит РБ.Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.Компетенция, порядок организации и деятельности Прав определяются на основе Конст законом о Совете Министров РБ.

Судебная власть в РБ

Суд вл в РБ принадл судам.Система судов строится на принципах территориальности и специализации.Судоустройство в РБ определяется законом.Образование чрезвычайных судов запрещается.Судьи при осуществл правосудия независимы и подчиняются только закону.Какое-либо вмешательство в деят судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.Судьи не могут осуществл предпринимат деят-ть,выполнять иную оплачиваемую работу,кроме преподават и научно-исследоват.Суды осуществляют правосудие на основе Конст и принятых в соотв с ней иных нормативных актов.Если при рассм конкр дела суд придет к выводу о несоотв нормативного акта Конституции,он принимает решение в соотв с Конст и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.Дела в судах рассм коллегиально,а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.Разбирательство дел во всех судах открытое.Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях,определенных законом,с соблюдением всех правил судопроизводства.Правосудие осуществл на основе состязательности и равенства сторон в процессе.Судебные постановления явл обязат для всех граждан и должностных лиц.Стороны и лица,участв в процессе,имеют право на обжалование решений,приговоров и других суд постановлений.Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом РБ.Констит Суд РБ формир в кол-ве 12 судей из высококвалифиц специалистов в области права,имеющих,как правило,ученую степень.6 судей Конст Суда назнач През-ом РБ,6 судей избираются Советом Респ.Председатель Конст Суда назнач През-ом с согласия Совета Респ.Срок полномочий членов Конст Суда - 11 лет.Предельный возраст членов Конст Суда - 70 лет.Конст Суд по предложениям През РБ,Палаты предст,Совета Респ, Верховного Суда РБ,Высшего Хозяйственн Суда РБ,Совета Министров РБ дает заключения: о соответствии законов,декретов,указов През,междунар договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам,ратифицированным РБ; о соответствии актов межгосударств образований, в кот входит РБ,указов През,изданных во исполнение закона,Конституции,международно-правовым актам,ратифицированным РБ,законам и декретам; о соответствии постановлений Совета Министров,актов Верховного Суда,Высшего Хозяйственного Суда,Генерального прокурора Конст,международно-правовым актам,ратифицированным РБ,законам, декретам и указам; о соответствии актов любого другого гос органа Конст,международно-правовым актам, ратифицированным РБ,законам,декретам и указам.Нормативные акты или их отдельные положения,признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке,определяемом законом.В случаях,предусмотренных Конст,Конституционный Суд по предложению През дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции РБ.Компетенция, организация и порядок деят Конст Суда определяются законом.

Местное самоуправление в РБ

Местное управл и самоупр осуществляется гражданами через местные Советы депутатов,исполнит и распорядительные органы,органы территор обществен самоупр,местные референдумы,собрания и др формы прямого участия в гос и общ делах.Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года.Руководители местных исполн и распорядит органов назнач на должность и освобождаются от должн През РБ или в установленном им порядке и утверждаются в должн соответствующими местными Советами депутатов.Местные Советы депутатов,исполнит и распорядит органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегос интересов и интересов населения,прожив на соответств тер-рии,исполняют решения вышестоящих гос органов.К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение программ экон и соц развития,местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соотв с законом местных налогов и сборов; определение в пределах,установленных законом,порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов.Местные Советы депутатов,исполн и распоряд органы на основании действующего законодат приним решения,имеющие обязат силу на соответствующей тер-рии.Решения местн Советов депутатов,не соответствующие законодат,отменяются вышестоящими представительн органами.Решения местных исполнит и распорядит органов,не соответствующие законодат, отменяются соответствующими Советами депутатов,вышестоящими исполнит и распорядит органами,а также През РБ.Решения местных Советов депутатов,исполнит и распорядит органов,ограничивающие или нарушающие права,свободы и законные интересы граждан,а также в иных предусмотренных законодательством случаях м.б. обжалованы в судебном порядке.В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодат он м.б. распущен Сов Респ.Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом.Компетенция,порядок создания и деят органов местного управл и самоуправл определяются законодательством.

Типы политических партий

По своей классовой сущности: буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.С точки зрения их идейно-политической ориентации: коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии,а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач: революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).По месту в системе государственной власти: правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные(не запрещ,но юрид лицом не явл) и нелегальные(запрещенные,но действующ).В соответствии с характером членства, принципами организации: кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством, децентрализованной структурой. Отсутствует система официального членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Кадровая партия ориентируется на участие и победу в выборах. Опирается не столько на партийную массу, сколько на партийный актив и партийных функционеров, а также финансовую поддержку влиятельных кругов общества.Массовая партия стремится вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, поскольку основным источником ее финансирования являются членские взносы. Для массовой партии характерно фиксированное членство, четная организационная структура, централизованный характер, тесные и постоянные связи между членами партии. Примером массовых партий могут служить коммунистические и социалистические партии.Деление партий на кадровые и массовые дополняется типологией партий на парламентские и авангардные по характеру их деятельности. Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения. Свою организаторскую деятельность она осуществляет в основном в ходе избирательной кампании, стремясь к завоеванию максимально возможного числа мандатов и проведению своей политики через парламент и правительство. Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе.По программным установкам: правые(интересы работодателя,ориентир на консерват,буржуазные цен-ти,стабильность полит системы,против революц методов переустр об-ва), левые(интересы трудящихся,за коммунист и социалист цен-ти и радикально-револ методы их достижения), центристы=партии выраж интересы народа(за реформ путь разв об-ва,улучш благосост граждан,за учёт разл общ интересов)

Политические партии РБ

Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.

В условиях общественного подъема начала 90-х гг., сложных социально-экономических процессов, противостояния власти и оппозиционных сил создавались политические партии различных идеологических направлений, формировалась многопартийность. В 1991 г. в республике фактически существовало несколько партий, в том числе Компартия Белоруссии и стоявшие в оппозиции к ней Объединенная демократическая партия (первая из официально зарегистрированных Министерством юстиции), Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая Грамада (БСДГ), Национально-демократическая партия Беларуси.

Знаменательным событием общественно-политической жизни республики стало принятие Верховным Советом Закона «О политических партиях» в октябре 1994 г. В нем впервые в истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования и деятельности политических партий. Принятие Закона «О политических партиях» позволило обозначить место политических партий в политической системе Беларуси, их права и условия деятельности; узаконить финансовые и материальные источники партийных структур; зафиксировать принципы взаимоотношений партий с органами государственной власти; обозначить основные аспекты их участия в избирательных кампаниях, в деятельности представительных и законодательных органов; регламентировать процедуру ликвидации политической партии.

Источниками финансирования партий в соответствии с белорусским законодательством являются вступительные членские взносы; доходы от собственности, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций, использования других средств массовой информации; поступления от культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий; пожертвования и дарения.

Согласно Закону Президент Республики Беларусь приостанавливает членство в политической партии на весь срок полномочий. Также не могут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов государственной безопасности, военнослужащие.

Партии, поддерживающие политику президента: Аграрная партия,Белорусская социально-спортивная партия,Коммунистическая партия Белоруссии,Либерально-демократическая партия,Республиканская партия труда и справедливости,Белорусская патриотическая партия,Республиканская партия. Оппозиционные партии: Партия БНФ,Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»,Объединённая гражданская партия,Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир»,Консервативно-христианская партия — БНФ,Белорусская социал-демократическая партия (Громада),Социал-демократическая партия Народного согласия,Белорусская партия «Зелёные». В зависимости от политической ориентации, идеологических доктрин Бел Партии: левые(за идеи коллктивизма,солидарности и соц справедливости,за приоритетную ориент экономики на страны ссср)- Бел патриот п, Компартия Бел, Партия коммунистов. Центристы(за приоритет интересов нации,за соц-ориентир рыночную экономику,за укрепление муждународн позиций страны)- Аграрная п,Бел соц-дем п, Бел соц-спорт п,Республиканская п. правые(идеи свободы и индивид интересов личности,развитие частн предприним,за парламентскую респ-ку)- Консервативно-Христианская п – БНФ и Партия БНФ. Наши ПП-невлиятельные: -молодость,-отсутствие ярких лидеров,-плохое освещение д-ти ПП в СМИ(чаще всего негативное)

Партийные системы

ПС-совокупность устойчивых связей и отн-ий партий разл типа др с др, а также с го-вом и иными институтами власти. 1. Многопартийные системы: а)уклад-многопарт раздробленность: -партий в стране много,-не менее 3 проходят в парламент,-ни одна из них не явл правящей. ‘+’-большая возможность выбора у населения разл программ, ‘-’-неустойчивая работа правительства,сложности в работе парламента,выбор избирателей иллюзорный. б)уклад с доминир партией: -партий много,-одна из них явл правящей в усл острой конкурентной б-бы. ‘+’-стабильная работа правительства,стабильность полит системы, ‘-’-трудно другим полит силам прийти к власти. 2. Двухпартийные системы: а)уклад двухпартийности: -партий много, 2 из них настолько сильные что поочереди стан правящими(США, Великобритания) ‘+’-стабильность полит сист,стаб работа парлам и правит, ‘-‘-др полит силы лишены возм прийти к вл. б)уклад «двух партий с половиной»: партий много, 2 из них сильные,но ни одна из них не сильна настолько чтобы ствть правящей,для формирования правительства одна из сильных партий должна войти в коалицию с третьей партией.Это третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий(ФРГ). ‘+’-стабильность об-ва,стаб раб парл,есть возм прийти к вл др полит силам, ‘-‘нет. 3. Однопартийная система: характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Хотя, при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей и других политических партий. При тоталитарном режиме действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены. '-' открыт нарушение прав ч-а, сращивание партии и госуд органов.

Группы давления

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. ГД-орг-ция,созд для защиты интересов и оказания давления на вл с целью добиться от неё принятия реш-й,кот соотв её интересам. От партии отлич тем,что не стремится взять власть в свои руки. Признаки: оформленность организац стр-ры,защита собств интересов,оказание эффект давления на власть. Общественное движение - совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства.Общ движ отличаются массовостью,широкой социальной базой, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий.Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).Это профсоюзы,союзы предпринимателей,кооперативные,молодежные,женские, ветеранские организации,творческие союзы (союз писателей,композиторов,театральных деятелей и т.п.). ФУНКЦИИ: 1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. 2) Функция социальной интеграции-объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. 3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:- н

Наши рекомендации