Политические режимы Лекция (2). 15.02

Политические режимы Лекция (2). 15.02

После ВМВ начинает разрабатываться классификация политических режимов, чего не было раньше ( не считая Аристотеля, Монтескье и прочие попытки). Концепция тоталитаризма развивается в 50-е годы, был выдвинут и ряд типологий полит режимов. В дальнейшем - развитие новых типологий с большим учетом параметров реализации власти, некоторые авторы перестают обращаться к понятию "демократии" и "тоталитаризма", заменяя их другими ("согласительные системы", "полиархии", "коммунистическая демократия" как воспитательная и другие).

Типология Хуана Линса:

-демократия

-авторитарные режимы

-тоталитарные режимы

-посттоталитарные режимы (ссср после 1953 года, китай после смерти Мао ДзэДуна)

-султанистские (центр. Африканская Республика - режим Бакассы, Конго, Дювалье на Гаити)

Типология Жана Бландэля

-режимы либеральной демократии

-эгалитарно-тоталитарные (радикально тоталитарные или коммунистические)

-традиционные

-популистские

-авторитарно-инэгалитарные

Предпочитает не употреблять понятия "тоталитаризм".

Одна из недавних типологий - Чарльза Эндрейна.

-народные и племенные системы (безгосударственные общества. вдохновляют участников движения протеста и адептом мобилизационных систем. самоуправление, примитивные демокр принципы)

-бюрократические авторитарные системы( охватывает большинство режимов). подчеркивается ведущая роль армии и бюрократии, ограничение масс в политики (от рос империи до современных развивающихся стран)

-согласительные системы (избегая понятие демократии, имеются в виду либерально-демократические режимы). договорное право, согласование интересов, толерантность и корректность.

-мобилизационные системы (осн признак - участие масс). бывшие коммунистические и фашистские режимы. определенные черты автор усматривает в современном Иране. существуют недолго и перерождаются в бюрократические авторитарные.

Автор отождествляет участие масс с мобилизационными, а для согласительных - не учитывает. Отсюда- деградация термина "демократия".

Типология Голосова.

Он взял типологияю Бландэля и развил ее.

-Политическая конкуренция внутри элиты - важный признак. по нему режимы 1)открытые (разрешена конкруенция) и 2)закрытые (нелегальная конкуренция)

-по полит участию населения 1)включающие (полит участие) 2)исключающее (отсутствует участие или невелико)

-по структуре элиты 1)единая элита 2)дифференцированная элита.

Отсюда конструитуется сама схема.

-традиционный режим (закрыт с монолитной элитой+ исключающий). Закрытые режимы, не допускают открытую полит конкуренцию, с монолитной элитой - она не разделена, участия масс не существует. Царское самодержавие до 1905 года как пример. Сегодня их осталось немного, большого интереса для исследователей не представляют: Саудовская Аравия и княжества Персидского залива (Оман, бахрейн, Кувейт) или Бруней в Азии, Свазиленд (в Африке кор-во с парламентом как консультативным органом).

Экономичсекая элита совпадает с политической, власть передается по наследству без политической конкуренции, специализированная нейтральная бюрократия отсутсвует или представляет привилегированный слой, население (большинство - крестьяне) в политике не участвует, господствуют традиц ценности - чаще всего это религия (ислам).

-авторитарно-бюрократический (исключ+закрытый с дифф элитой): военный и популистский(тут вопрос на самом деле исключ оно или включ?) Серьезная полит конкуренция исключается, но формально могут существовать другие партии и лидеры, одна доминирующая сила, элита не едина, полит и эконом элиты отделены (не полностью), классическое описание по Голосову - франция при Наполеоне 3.

Военные режимы - сейчас их стало меньше, но они имели массовый характер в 60-70- годы 20 века (азия, африка: Чили, Бразилия, Пакистан, Конго, Греция Парагвай и другие). Власть либо прямо принадлежит военным, либо военные выступают как главная опора формальной власти. В слаборазвитых странах военные часто единсвтенная организованная сила, котоаря способна удерживать власть. Примеры: диктатура в Заире (ныне Конго) в 60-90-е годы. Пиночето в Чили (1973-1990). Благоприятная почва для таких режимов - отстутсвие внутриэлитного консенсуса относительно правил игры в политике (допускаются любые средства), острый конфликт между основными полит силами (военные для удержания стабильности берут власть в свои руки), резкая соц поляризация общества - контрасты между богатыми и бедными в обществе, низкий уровень легитимности и институализации власти (влабость полит институтов и низкий уровень одобрения власти).

Военные режимы подразделяются по Норлинджеру: 1) регулирующие (в целом консервативная ориентация, временно власть у военных, военные в роли арбитра, для развода столкнувшихся полит сил) до последних десятилетий 20 века они были педставлены в ЛатАмерике 2)корректирующие(провозглашают какие-то задачи). В такие режимы прекратились режимы в ЛатАмерике - Чили как пример, Индоезия при генерале Сухарто (покончил с коммунистами). Важен демонстрационный эффект. Поддержка засчет прямых иностранных инвестиций 3)программные. (осуществление целенапралвенной разработанной программы развития, долгосрочная обычно). Ю.Корея при ген. Паке (80-е годы)- пятилетние планы. Бирма - путь к социализму.

Сейчас военных режимов гораздо меньше. В ходе демократизации многие бывшие такие режимы перешли в более демократическим режимам.

Популистские режимы. Характеризуется следующими чертами: 1)вождизм одного лица, любимого и одобряемого народом или считающимся таковым. реально массы не влияют на полит процесс, они одобряют все и поддерживают. в качестве средств манипуляции - обещанию соц праведливости, идеологическая мобиизация, массовые манифест и митинги поддержки, призывы к сплочению перед лицом внешнего врага И так далее

2) усиление этатизма, вмешательство государства в сферы жизни, опека над общественной жизнью, опора на бюрократию и поиск поддержки у масс против олигархии, с которой он якобы борется. Стержень режима - одна партяи либо доминирующая партия. допускает наличие других партйи не имеющих шансов на выборах. партия провозглашает целью - нац развитие, борьбу с другими силами, которые считаются вредными для развития страны.

Старейший популистский режим - в Мексике. Институционально-революционная партия до сих пор там уже чуть ли не век. Характерны: сращивание партйи с гос аппаратом и армией, парт структуры пронизывали все общество, но уже существовал пример СССР и фашистской Италии, они оказали определенное влияние на построение мексиканского режима. 3)берут курс на создание мощного сектора экономики и сльного гос воздействия на эконом развитие.

Тезис об опоре на собственные силы, дачу гарантий населению.

Режим Насера в Египте (1956-1980-е), режим Кадаффи в Ливии, Кения, Танзания,

Харизматический лидер.

-соревновательная олигархия (исключающий +открытый с дифф элитой). Режим допускает конкуренцию, массы в политике не участвуют. Крайне низкий жлекторат. Классический пример - Англия с 1688 по 1832 годы - до избирательной реформы (4% электората). Властная элита дифференциируется на фоне буржуазного развития, не представляя монолит (хотя дифференциация с оговорками). Латинская Америка 19 - перв пол 20 веков, (в целом характерна коалиция соц-полит сил - крупные землеввлад, армия, епископат и компрадорская что-то там;, массы пассивны и в 20 веке, вступают в левые троцкистских организаций). При серьезной угрозе слева СО заменяли военные режимы. характерно также для России в 90-е годы. (делегативная демократия?)

-эгалитарно-авторитарный (включ + закрыт с монолитной элитой) Режим советского типа. Возникает как и популистский в условиях выхда масс на полит арену и сопрвождается полит участием. Массовые партии и организации, народные фронты, желемнты самоуправления на местах (в том числе и труд коллективы). Повсеместно формально-демократические процедуры - в партии, советских органах И так далее). В отличие от популистского, провозглашают соц перемены и коренным образом меняют обшество, ломка отношений собственности, устранение старых элит, осущ гос управление экономикой, соц революция (!!!), формирование элиты из низов - на максимально оширокой соц базе; широкая система соц мер которая обеспечивала успешные действия соц лифтов. Элита не дифференцирована, она формально дифф по принципу местных интересов, но они все связываются в рамках парт аппарата. Стержень власти и управления - одна партия - аппарат. Сращивание с гос-вом и подмена гос органов, сосредоточение реальной полит власти в аппарате партии. Легальная полит оппозиция невозможна, (можешь иметь свое мнение но в рамках линии, которая дана свыше). Низкий уровень автономии личности, жесткое подчинение гос-ву и коллективу, постановление большинства - абсолютно, демократический централизм.

-авторитарно-инэгалитарный (включ + закрыт с дифф элитой) фашисткий режим. проповедовал неравенство. Закрытый, включ участие масс. Не стремился к полному преобразованию общетсвенных отношений, защщал привилегированные слои, идея неравенства. Соц революции не произошло. Сохранение капиталитической стратификационной систмы. Проблема соц неравенства интерпретировалась с помощью национализма и рассовой теории. на военизированных формированиях, не замещали гос-ва, элементы сращивания через замещение должностей, нац партяи занималась выработкой политики и контролем за кадровыми вопросами, поддержка режима через партию, подконтрольные раб союзы, организации; плебесциты - референдумы, террористический конроль над обществом. Ряд общих черт с коммун режимами ( по отношению к сталинской эпохе). Но система не сложилась аткой же (не было максимально открытого рекрутирования элиты, вождизм, не было достижения соц равенства, старая классовая структура, основное сходство - инстурментальное). Режим гибридного характера

-либерально-демократ (включ + открыт с дифф элитой)

Все исключающие режимы - авторитарные, а также коммунистический (эгалит-авторит) и фашистский (авторит - инэгалит). Включающий активное участие наода в общественной жизни через выборы. Признаков можно выделить много. Основные: представительное народовластие на основе всеобщих выборов.Полит плюрализм и конкуренция. Активное полит участие масс. Разделенность власти (формальное разделение властей и отделение политическй от неполитической власти).Отделение от гражданского общества. защита прав меньшинств.

Роберт Даль: условия благоприятные для установления демократии 1)контрль над армией и полицией осущ выборными должнстными лицами 2)наличие демократических убеждений и политической демократической культуры, т.н. гражданской культуры 3)современная рыночная экономика 4)отсутствие сильной зависимости от ждебной демократии иностранной державы. Они не означают обязательного установления демократии, сегодня и без этих условий стремятся страны к демократии.

Все страны с регулярными демократическими процедурами считаются демократическими при более широком подходе.

Общие черты авторитаризма

-Доминирование ос-ва над обществом, этатистские тенденции (вмешательство гос-ва в различные сферы общественной жизни)

-доминирование исполнительной власти над законодательной. Экспансия исполнительной власти и ее усиление - общая послевоенная тенденция для всех в том числе развитых стран. Роль парламента Дифференцируется, выделяются страны, где исполнительная доминирует над законодательной (современная Россия)

-ограничение для легальной оппозиции.

Характер режимов с демократическими процедурами - вопрос этот дискуссионный. Такие режимы существуют во многих азиатских странах (незападная нелиберальная демократия) - демократические процедуры сть, но по другим признаком гос-ва - авторитарного типа. При широком подходе к демократии все такого типа режима называются демократиями ( в том числе режимы азии и африки). Распределение режимов к нач 2000 годов - 50% состязательные режимы с демократическими компонентами, более 20% однопартийные режимы, около 20% военные режимы, ок 10% традиционные режимы. Ведущее значение в странах третьего мира демократических режимов. В последенее 10тие 20 века - авторитаризм развития. То есть случаи, окгда авторитарный полит режим - задача ускоренной модернизации при сохранении единства и стабильности общества. Примеры авторитаризма: Китай, Ю Корея, Тайланд, Сингапур, Малайзия и другие страны...

Лекция 3. 22.02 Демократия. Полит теория и историческая практика

В ряде классификаций даже современных полит режимов исследователи стараются избежать названия "демократия", или говорят "либеральная демократия" - неоднозначность тратовки. Дискурс о демократии еще с эпохи Аристотеля (почему форма правления демократия нелучшая).

Аронд Лейбхардт. Демократия решительно не поддается определению.

Современная либеральная демократия мало что взяла от античной демократии. Существует разные трактовки (СССР - соц демократия, восточная европа - народная демократия, сейчас - делегативная демократия, тоталитарная и другие).

Инновация - употребленная и развивашаяся "суверенная демократия"

Понятие неоднозначное. Что считается демократией и какие модели современого демокр устрйоства предлагают исследователи?

Демократия = власть народа.

исторически первичная форма д. - классическая демократия древнегреч полисов (5 в до н э). Характреные черты полисной д.

-предполагала участие ограниченного круга лиц. В греч д. никакими полит правами не пользовались рабы, женщины и иностранцы. Кол-ва рабов и свободных в Афинах времен Перикла была три к двум. Связь рабовладения и прямой демократии. Свободные мужчины имели возможность посвящать время и силы постоянному участию в народном собрании и полит жизни.

-практиковалась д. лишь в отдельных городах - небольшие относительно сообщества. возможность прямого участия в полит жизни определялась размером этих сообществ. все вопросы решались после обсуждения на общем собрании голосованием. при образовании крупных гос-в и сообществ нормы прямой демократии становились неадекватными (и тем не менее формы прямой демократии все равно практиковались).

-оперативное рук-во осущ не обшщим собранием а избранными органами - магистратурами. в магистратурах замещение должностей шло по жребию (редкость - два срока подряд). при такой постановке вопроса - у каждого свободного жителя афин были равные права на занятие должностей и равные примерно возможности

-оппозиции как организованной полит силы в древних демократиях не было. как правило решения принимались единогласно. меньшинство безоговорочно подчинялось большинству. для нежелающих заданных правилам - остракизм -изгнание из города).

ременная демократия не имеет ничего общего с древней. Либеральная демократия. Заслуга формирования в идеях либерализма. Система начала складываться в Зап Европе и США 17-18 с появл идей и практики конституционализма (на основе представительства различных частей населения). Современная демократия складывалась как проект просвещения, не стихийно, основывалась на разработанных теор моделях. Использовалаись идеи Локка, Монтескье и др деятелей просвещения. Сначала реализ идеи ограничения власти абсолютн монархов и затем путем расширения полит прав и их применения возникает вопрос о демократии.

Либерализм первичен по отношению к демократии.

Основные идеи либерализма при констуир совр д.

-ограничение абсолютн власти правителя

-признание естеств прав ч-ка на жизнь свободу и собственность

-отделение частного от гос-венного

Первична идея свободы а не участия. Речь о даровании всем ражданам равных гражд свобод, хотя права на полит участие первоначально огранич цензами. Необходимость выделения особенносй полит и гос власти в отличие от власти в частных сферах жизни. чать требования добровольности подчинения, реализ общего блага и ограничения законами. Следствием осн идеи ограничения гос власти: тезисы о верховенстве закона, раздел властей, реализ гражд свобод и конституционности. Для либерализма характерна идея автономности жизни и защиты частной собственности. Идея защиты прав меньшинства и предотвращения возможной диктатуры большинства (отличие от демокр централизма большевиков - безоговорчное подчинение меньшинства большинству). Либерализм относился к идеи правления народа сдержанно, опасаясь подавления личнсти и личной инициативы, сознание творцов либер идей было элитарным (всю полит власть народу не предполагалось предоставить). Монтескье - предоставить правление некой аристократии - в демократиях древности должности у богатых и влиятельных.

В эпоху просвещения 2 пдхода: либеральный и радикально-демократический.

1й основывался на идеях: идея общественного договора, суверенитета личности, автономии личности, общество как сумма автономных индивидов, соблюдение правовых норм - важнее общественного блага (плюрализм интересов и возможность существования разл образов жизни на одном пространстве), тезис о представительном правлении и о"свободном мандате" (избирались от опред округа - задача в решении общегос проблем, избранные по СМ депутат не должен сосредотачиватсья на интересах избравшего его округа, не связан ьтвами со своими избирателями), разделение властей и подчинение меньшинства большинству при защите прав меньшинства (Локк, Монтескье, Мэдисон, Миль, Токвиль и др)

2я трактовка связана с Руссо и идеи общественного договора. Суверенитет народа. Руссо за построение органического обще-ва как единого тела, принципы коллективизма, приоритет общего блага над правом, единство интересов, непосредственная прямая демократия, разделение функций при отсутсвии разделения властей, императивный мандат (депутат связан наказами своих избирателей),жесткое подчинение меньшинства большинству. Влияние на фран рев-цию, сказалась на выработке моделей соц демократии и принципов демокр централизма, на Западе - новые левые, требовали введения демократии участия

Понятие демократии стало популярным после выхода в свет А. де Токвиля "Демократия в Америке" (17 век). Демократизация как понятие - 80-е годы 19 века - процесс с нач ВФР - речь о предоставлении все большему числу граждан права голоса, расширению электората - свидетельство процесса демократизации. Помимо этого - появление массовых партий (вт пол 19 века) - соцдем и крестьянские партии. а первое место зап исследователи ставят расширение прав голоса, в этом смысле демократизация распространялась из Франции и Северных штатов на промышленные районы с кон 18 века. Первая волна демократизации - с нач ВФР до 1914 года и период вплоть до конца 20-х годов (1793 год право голоса во Франции, потом правда урезание прав голоса снова. В США до принятия конституции широкие массы населения имели право голоса, с отом и все при принятии конституции). 1я волна - расширение массового участия в общественно-полит жизни засчет расширения прав голоса и формир полит партий ( Англия, Великая Хария вольностей еще в 12 веке, а в 17 докмуенты про парламент, но электорат был ничтожен поначалу).

Особнности 1 волны демократизации

-медленные и постепенные преобразования, растянувшиеся на столетия. Были и откаты назад в ходе первой волны (урезания прав обратно). Избир право оставалось цензовым (1800 год Нидерланды электорат - 12%, в Англии 1804 года 4%. в 1848 году Франция право голосования общее).

-устойчивость европейских монархий. Во многих европ странах до сих пор монархии, оппозиция аристократии удерживалась до нач 20 века, монарх как воплощение единства веры и нации. В большинстве стран парламентарные монархии, где монарх - церемониальное рук-во

-система разделения властей воплощеа в президентской модели в США, а в Европе она не прижилась. Монархия теряет реальную власть, премьер-министр - лидер домин в парламенте полит силы - контролирует парламент. Тесная связка правительство-парламент. Система сдержек и противовесов Мэдисона. Конгресс и парламент - взаимоконтроль. В парламентских монархиях и республиках разделения властей для обеспеч автоомного существования НЕТ.

-женщины не имели право голоса долго время. Первыми предоставили право голоса отдельные штаты США, Новая Зеландия и Автралия (1902г). В это же время и Скандинавские страны. В большинстве стран Европе и США право голоса у женщин после 1МВ. Франция Италия Бальгия после 2МВ. Швейцария 1971 г. молодежь с 18 лет право голоса в нач 70-х годов 20 века, связано с молодежными волнениями.

3 российские рев-ции в нач 20 века тоже внесли свою лепту. До рев 1917 года у нас функционировало 4 ГосДумы. В большинстве западных и отеч учебников вопрос не поднимается.

Хантингтон говорит, что демократизация лишь коснулась России, во многих об этом даже не упоминается. Это связано с отсутсвием однозначного прогресса либерализации, в конечном итоге Россия перешла к советской модели, + характер революционных событий, Интернационал и др. - выходило за аркми либеральной омдели развития. Демократия тогда понималась как либеральная только. Она не упоминается и в отечественных учебниках по этому вопросу.

Советская система имела свои демокр формы. Сегодня это за рамками вопроса о демократии. Западные исследователи измеряют уровень демократизации проведением выборов и соблюдением либеральных свобод (особо свобода слова). По подсчетам Зап исследователей в 1930 году кол-во либр демократий в мире - 21 (в томчисле и Коста Рика и Уругвай). В 30-40-е годы - откат первой волны демократизации в связи с наступлением фашизма.

2 волна демократизации с 1943 года (падение режима Муссолини) до 1962 года примерно (падение демокр режимов в странах третьего мира). Связана с освобождением бывших колоний и формир в них режимов по образцу западных и имевших сходства. Быстро в нач 60-х - повсеместно установление авторит режимов военной и популитсткой формы.

3 волна - сер 70-х годов 20 века связана с переходом к демократии в Испании и Португалии. В Испании - до этого режим Франка, а в Португалии режим Салазара. Переход к демократии. Осуществление перехода к д. в ЛатАмерике, ряде Азиатских стран, попытка перехода бывших стран советского блока к д.

Сегодня в мире. сер 90-х годов 98 дем из 153 сущ. Помению других исследователей (Хантингтон) кон 20 века: 40 демократий, остальные - гос-ва с дем фасадом по сути не явл таковыми. Страны советского блока во внимание не принимаются.

Модели демократии.

Эмпирические и нормативные

-классическая модель демократии. модель просвещенных - набор философских принципов (общее благо, правление через представителей, выполн волю народа, развитие чувства гражданственнсоти и соврешенствованию личности) - нереалистична. Критика исходило из марксисткого лагеря, гд понимали демократию как буржуазное явление (боязнь этого термина в принципе). Критика исходила и от теории элит (Моска и Парето) - "плутократия", считали ее ширмой, маскирующейвласть меньшинства.

Вебер. Плебесцитарнная демократия. В этой теории - народ как пассивное участие полит процесса, единственная форма участия - право на голосование, главная фигура в модели -харизматический лидер, избранный народом - над бюр администрацией и контроль над деят бюрократии. Лидер правит с помощью референдумов. Осн значение референдума - создание харизмат авотритета лидера, он общается напрямую с массами - объединяющее начало нации. Вебер говорил о выведении лидера из-под власти эк интересов и групп давления.

в 30-е годы Германия продемонстрировала крах такой модели. Формально появился лидер, обращался напрямую к народу.

Такие тенденции наблюдаем и сегодня - особенно в президентских системах. Критика из трех центров - маркисзм, элитизм и Вебер.

После чего - новые пути изучения реальных полит процессов в своих странах и формирование новых моделей.

-конкурентная элитистская демократия. теория демократического элитизма.

Шумпетер Й. "Капитализ социализм и демократия", критика нереалитичности классической теории и несоответсвие эмпирическим данным, тезисы основаны на том, что легко проверяется эмпирически.

Демократия как процедура принятия решений в обществе (конкурентная борьба за голоса избирателей). Это не правление народа. Он акцентирует роль полит лидеров в формулировании роли народа - лидер имеет решающее значение, воля общественной группы скрыта до того как полит лидер не вызовет ее. Критики представительной демократии отмечали, что воля народа не воля народа, парламентарии выставляют свои интересы вместо интересов избирателей. Подделанная воля - замещение реальных интересов избирателей. Шумпетер говорит, что иначе быть и не может.

Похожая идея у К.Мангейма. Истинный творец политики - элита, общество демократическое (достаточно того, что индивидуальные граждане имееют возможность выражать свои чаяния через опред промежутки времени).

Теория демокр элитизма - процедура принятия решений. В зап общ-вах правят элиты демокр путем (проведение всеобщих выборов).

В противовес воле народа - принцип большинства. Бразды правления у тех, у кого больше поддержка.

-полиархия Роберта Даля.

рубеж 50-60-х годов 20 века. Эволюция. Полиархия (поначалу) правление меньшинств. Демократия - существованиеи вопроизводство и конкуренция многочисленных меньшинств, под которыми подразумевют элиты. Плюрализм - важнейшая черта. В поздник теориях полиархииже не прослеживается правление меньшинства. Демократия и тоталитарное общ-во отличаются тем, что в первом случае правление меньшинств, а во втором - правление одного меньшинства. В последующем - обеспечение прав граждан формировать орг-ции, свободно выражать полит предпочтения, выбирать и быть избранным, иметь доступ к источникам информации И так далее. Элиты прислушиваются к мнению народа и пытаются его выражать - но это не особенно убедительно.

Консенсус большинства по основным ценностям, лние власти: наличие автономного гражданского общества - основные условия существования. +основание на принятии решения большинством - мажоритарнная демократия, демократия большинства при соблюдении прав меньшинства

- Арон Лейбхарт. сообщественная демократия.

многосоставные общества с фрагментарной полит культурой с серьезными различиями по сегментам (религ, культ, идеолог и др). Осуществлялась сообщественная демократия (демократия согласия) - элиты ориентированы не на конкуренцию, а на сотрудничество и достижение консенсуса. Власть делится между всми участниками полит процесса. Была и остается Швецария Австрия страны Бенелюкса Индия Ливан Канада Малайзия и другие.

4 признака такой демократии по степени важности 1)осуществление власти большой коалиции полит лидеров всех знаительных сегментов многосоставного общества (федеральный совет швйцарии с 1959 года - представители всех партйи пропорционально числу полученных голосов, с 1945-1966 года Австрия кабинет большой коалиции обе партии в сбалансированной пропорции и т.п.) 2)автономия сегментов - самоуправление меньшинств в сфере своих исключительных интересов. открыто признаются различия и превращаются в элементы стабильной демократии (решение проблем по федеративному делению для решения этнической проблемы - Бельгия). Раздел страны как крайняя мера. 3)пропорциональное представительство при распределении постов - противоположен принципу "победитель получает все" 4)взаимное вето. т.н. негативное правение меньшинства - если затронуты исключительные интересы меньшинства (в культ языковой сфере как пример) - накладывают вето - решение принимается только при достижении консенсуса. Наиболее оно когда гибкое неформальное по культурно-языковым проблемам.

Такая демократия предполагает отсутствие количественно доминирующео сегмента. Отсутсвие значимого соц-эк неравенства сегментов. Небольшие размеры страны благоприятствуют установлению сообщественной демократии - проще принимать решения. Общие ориентации и исторические традиции согласия (нет в странах 3 мира) компактное проживание сегментов. - позволяет внедрять демократические принципы и осуществлять их даже в странах с культ и этническими различиями. НО медленый процесс принятия решений, автономия сегментов при последовательной реализации может привести к выходу из состава страны, отсутсвие сильной оппозиции и критики, подавление индивидуальных свобод, пассивность масс и доминирующая роль у элит.

Эра сообщественности в Европе сейчас уходит. Спад сообщственности связан с трайболизм (желание обособиться и жить своей группой и культурой, традициями)

-экономическая теория демократии Э.Даунс.

основана на теории рационального выбора. Поведение связано с попыткой максимизировать свою выгоду и полезность своих действий, правящие действуют руководствуясь рациональным расчетом и собственными интересами. Полезность действий не является эгоистической в узком смысле слова - личная выгода от общего блага - раиональное стремление к реализации.

концепция "мыслящего" избирателя - вникает в общие проблемы. Но основная идея - избиратель пытается максимизировать выгоду своих действий, правительство максимизировать свою поддержку - это не демократические идеалы. В полит взаимодейсвтии каждый ориентируется на инф-ции о предполагаемом поведении другого. Правит-во - на инф-цию о стратегии оппозиции и ожидаемом поведении избирателей, избиратель - о возможной пользе для себя и поведении остальных избирателей также, модель поведения меняется в зависимости от полноты информации.

Авторы пытаются показать, что такое западная демократия на самом деле.

Нормативные теории демократии - их много (интегративная, унитарная, совещательная, демократия прав человека итд - предписывают какой должна быть демократия). 2 модели: новых правых (легальной демократии, приоритет закона. Фридрих Ханинг и Нозик)- неоконсерваторы; и новых левых (демократия участия Пэйтмен, Пуланцес и другие).

Лекция 4. 29 февраля 2012

Проблема демократии, то как демократия распространялась в мире на протяжение 19-20вв., модели дем. в современной полит. науке и пользуются особым авторитетом. Речь шла о том, что классическая дем. признана в научном мире не реалистичной. Попытка найти реальную модель дем.: теория дем.элитизма, полиархия Роберта Даля, сообщественная дем. Лейбхарта, эк.теория дем. Таунса. Это были эмпирические модели, т.к. они претендуют на реальное отражение дем.

Есть множество нормативных модели, которые предписывают какой должна быть демократия. Их много: интегративкая, совещательная и т.д. 2 модели новых правых и новых левых.

Новые левые движение 60-70-х. молодежное движение. Никас Пуланцес, Кэрол Пэйтмен, выдвинули модель партиципаторной демократии, от. англ. участие. Предполагает резкое расширение участия рядовых граждан в общ-пол жизни, помимо процедуры выборов, создание ячеек само управления на местах, реорганизация полит партйи в массовые движения, открытость деятельность парламента. Только расширение участи сможет сформировать новый тип гражданина компетентного в решении общ. проблем . Условие расширение участие явл соц равествнос, т.е. решение классовой проблемы. Верховенство закона не имеет большого значения, инст должны быть готовы к изменения и экспериментам, представистельным инст. не придается большое значение, ставка на прямое участие население в полит процессе, тезис о сокращение роли бюрократии. Эта модель не существует в реальности, это конструирование идеала. Близка к модели Югославия, советский опыт участия в разнообразных мероприятиях, работали добровольными помощниками, участвовали в народном контроле, собраниях на предприятиях, можно говорить о элементах партиципаторной дем. или о ее модификации, гл. решения принимаются высшим кругом руководителей, для партиципаторной дем характерно желание вовлечь все население в принятии решей на высшем уровне.

Новые правые – политико-культурное течение консервативной направленности, выступало против го.вмешательство в эк, защищало традиционные зап.ценности, рационализм и рационализм. Фридрих Хаек и Роберт Нозик. Модель дем. можно назвать легальной дем, от англ закон, т.е. приоритет закона. Центральное понятие модели – правовое гос-ва, закон должен быь выше воли народы. Справедливое правление требует ограничение власти большинства с тем чтобы они не могло диктовать свою волю меньшинству. Отдельность гос. от гр.об-ва. Гр.об-ва – самоуправляющаяся структура иногда взаимодействующая с гос-вом. Концепция минимального гос-ва: минимальное вмешательство гос-ва в общественную жизнь и эк. Жесткое ограничение деятельности заинтересованных групп, профсоюзов. Краеугольный камень – защита индивидуализма. Гл. опасность в коллективистских тенденция под влияние которых народы попадают на дорогу к рабству. Соц. либерализм – это уже дорога к рабству. Для Нозик гл. свобода, го-во ни должно вмешиваться ни в жизнь общества, ни в жизнь людей, бедные должны сами о себе забояться или момент надеяться на добровольные пожертвования. Это модель знамя свертывания соц. гос-ва: Англия при Тетчер и США при Рэйгоне. Нелиберальная политика устраняющая гос-во из эк.

Есть и другие нормативные концепции дем. Есть концепции Даля. Но мы не будем их рассматривать, т.к. они не рассматривают реалии, а описывают идеал.

Лекция5. 7.03.12.

Прошлый раз - концепция модернизации, политической в развивающихся странах. Особенности, характерные для развивающихся стран.

Теории модернизации не имеют одного автора, первоначально они строились линейно, процесс непрерывного прогресса, развивающиеся страны с помощью западных скоро смогут достичь стадии западных стран, но это не подтвердилось на практике. Появились термины "кризис модернизации", тупиковая модернизация. Гвоорят, что она приводит в движение раздробленные социумы и вызывает столкновения.

Теории, объясняющие мировые развитие.

Доминирующая концепция - модернизацииамериканцы разработали). Но есть и другие.

Лат Америка 60-70-е годы. Теория зависимости. льтернативна теории модернизации. Наиболее известны представитеди: Фердинандо Энрике Кордозо и Теодоро Душсантус (бразильцы).

ТЗ сформировалась в период военного режима под воздействием кубинской рев-ции и марксистких идей. Критика идей десароистской схемы (десароло - развитие).

Десароло - течение 50-х годов, сформрвоанное вокруг комиссии ООН для ЛатАмерики. Наиболее известный представитель агентинец Рауль Премиш. Десаролизм: мир делится на центр и периферию, центр - развитые страны, периферия - развивающиеся. При нерегулируемом рынке центр приоретае большую часть дохода котоаря производится на периферии. Тем не менее развитие периферийных стран возможно путем их вестернизации и привлечения их в орбиту центра. Для сохранения нац автономии или нац суверентите необходим госконтроль, ограничение иностр влияния, планирование экономики, развитие инфраструктуры и развитие глубинных районов - втягивание в общие соц и эк процессы. Такова десаролистская схема в общих чертах. Эту схему подвергли критике авторы теории зависимости - Картозо и Душсантуш. Теория зависимости: 1)слаборазвитость и развитость два полюса возникающие в процессе капиталистического развития; они не являются последовательными стадиями роста для всех стран, а развиваются параллельно

2)капитал развитие 3-го мира и усиление связей с центром прямо пропорционально росту отсталости периферии 3)в третьем мире - дуальные экономики, то есть активно развиваются отдельные районы и отрасли, основная часть страны живет традиционно (глубинка). в третьем мире эконом развитиые районы эксплуатируют более отсталые - внутренний колониализм 4)сам по себе эконом рост не решае<

Наши рекомендации