Местное самоуправление в современной России.

МСУ = государственные органы местной власти

= форма осуществления функций при помощи независимых лиц и учреждений

= это часть гражданского общества, т.е. самоорганизация общества

МСУ - право и эффективная способность местных органов власти регулировать и управлять в рамках закона под своей ответственностью важной частью публичных дел в интересах своего населения.

Теоретические обоснования МСУ:

1. Англо-саксонская модель традиция: суверенный народ заключает общественный договор, в результате чего появляется политическое сообщество, которое учреждает различные органы публичной власти. Дух общины, принцип избираемости, наличие самоуправляемой аристократии, практика комитетов и комиссий.

2. Континентальная традиция: мсу - это орган публичной власти, включенный в единую систему публичной власти, вовлеченный в сотрудничество с центральными органами власти. Сильная централизация, соподчиненность МСУ и органов государственной власти.

Модели МСУ:

*сильный совет - сильный мэр. Мэр избирается независимо от муниципального совета =президентская модель.

В германских землях, в некоторых городах США.

*мэр, избираемый советом = парламентская модель. Население избирает муниципальный совет, который назначает мэра. Франция.

*магистратская модель - коллегия мэров, избираемая советом, коллегиальный принцип принятия решений.

*модель управляющего. Английский вариант - в каждом городе есть лорд - мэр, который является председателем совета и исполняет церемониальные функции. В действительности власть сосредоточена в руках клерка, с которым заключен контракт.

*местная власть, подчиненная государству. Властная вертикаль сверху вниз исключает принцип выборности, провозглашает практику назначения - наместничество. В СССР выборная местная власть была полностью подчинена государству.

Виды МСУ

*многоуровневая/одноуровневая система

*выборные/назначаемые/коллегиально управляемые

*представительный орган/исполнительный орган - по принципу организации

*государственные функции/ функции МСУ - по предмету ведения

*коллегиальный/единоначальный - по принципу принятия решения

проектное/ программное - по исполнению решений

Тенденции МСУ

1. создание ассоциаций

2. объединение территорий

Конституция 1993 года.

*согласно конституции органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

*осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, форм прямого волеизъявления, через выборы.

*структура органов МСУ определяется населением самостоятельно.

*изменение границ территорий МСУ допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

*органы МСУ:

- управляют муниципальной собственностью

- формируют, утверждают и исполняют местный бюджет

- устанавливают местные налоги и сборы

- осуществляют охрану местного порядка

*органы МСУ наделяются законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация подконтрольна государству.

*мсу гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, запретом на ограничение прав МСУ, установленных Конституцией.

Основная задача, решаемая данным законом, - обеспечение САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации. Это достигается через:

*право на самостоятельность населения в формировании органов местного самоуправления для решения своих повседневных проблем (вопросов местного значения) и самостоятельность этих органов от государственной структуры управления (системы органов государственной власти), реализующей, как правило, интересы государства "вообще" - то есть ориентирование органов местного самоуправления прежде всего на интересы населения, их избравшего;
способность органов местного самоуправления решать проблемы избравшего их населения (законодательное наделение необходимой для этого неотъемлемой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями);
*возможность населения и его органов местного самоуправления реально решать свои проблемы, - то есть наличие у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться.

Закон прописывает:
1. создание законодательной и нормативной базы местного самоуправления;
2. создание организационных структур местного самоуправления;
3. проведение разграничения полномочий, финансов и собственности (включая землю) между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Эти направления должны реализовываться (в рамках их компетенции):
на федеральном уровне - органами государственной власти Российской Федерации;
на уровне субъекта Федерации - органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации;
на уровне местного самоуправления - населением муниципальных образований и созданными им органами местного самоуправления

"Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти".
Органы местного самоуправления решают две группы вопросов:
а) вопросы местного значения,
б) выполнение отдельных государственных полномочий.

Виды органов местного самоуправления:
*представительные: Собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал (Республика Тыва), муниципальный совет, муниципальное собрание, муниципалитет, окружной сельский (поселковый) Комитет (Саратовская область);
*исполнительные: местная администрация, волостная управа, исполком, мэрия.
Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав муниципального образования (глава администрации, председатель Совета, председатель исполкома, мэр, городской голова, посадник и т. п.) и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов РФ.

Особенности МСУ:

* отсутствие какого-либо "общественного договора", нормативного документа на федеральном уровне, определяющего все перечисленные элементы осмысленного реформирования.

*Конституция России в лучшем случае могут рассматриваться как некая конечная цель, декларация "о намерениях" государственной власти и "правах" населения в этой области. Программа государственной поддержки местного самоуправления, несмотря на ее большую значимость, также является скорее предварительными обязательствами федерального уровня государственной власти, чем стратегией реформы.

*длительная борьба за законодательное закрепление конституционных принципов местного самоуправления выявила три основные категории государственных структур и чиновников, объединенных неприятием принципов местного самоуправления.
- чиновники среднего уровня ряда федеральных министерств и ведомств - прежде всего тех, в принципах работы и взаимодействия с регионами которых предполагаются в ходе реформы кардинальные изменения (Минфин, Минэкономики и т. п.). Их позиция, публично не афишируемая, выражается в "тихом" саботировании, затягивании подготовки необходимой для реализации закона нормативной базы.
- руководители органов государственной власти (и прежде всего - исполнительных) ряда субъектов Федерации. Это, пожалуй, главная и самая сильная группа. В основе лежит желание сохранения определенного объема властных полномочий. Этому способствует сегодняшняя почти полная утрата федеральным уровнем какого-либо значимого как административного, так и экономического контроля за распоряжением государственной собственностью и ресурсами в субъектах Федерации, не говоря уже о влиянии на политические процессы в регионах.
- многие назначенные главы местных администраций, предпочитающие в сегодняшних экономических условиях относительную несвободу подчинения одному "хозяину", самостоятельности, чреватой ответственностью перед населением.

Суть: пять видов муниципальных образований:

1. городские поселения

2. сельские поселения

3. муниципальные районы

4. городские округа

5. внутригородские территории городов федерального значения.

1+2=территория муниципального района, но самостоятельное муниципальное образование - это двухуровневое МСУ

*каждый из видов муниципальных образований решает исключительно свои вопросы.

*каждый из видов муниципальных образований будет иметь различные доходные источники

*особенности МСУ в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных единицах, городах-наукоградах, на приграничных территориях.

*закон регулирует систему МСУ вплоть до численности представительных органов МСУ, исключает разнообразие форм организации власти на местах.

*прописаны полномочия, закрепленные за органами МСУ, которые являются государственными и требуют дополнительного финансирования.

изменение бюджетной системы страны (появление новых уровней бюджета)

-увеличение возможностей государственных органов и должностных лиц вмешиваться в МСУ

-ограничивается самостоятельность МСУ

Итог: вместо 12 000 муниципальных образований должно появиться 30 000

Проблематика локальной политики как курса действий на разных уровнях МСУ:

1. прямое государственное управление

2. самоуправление граждан

3. делегирования от органов государственной власти части полномочий МСУ

è уровни локальной политики:

*Прямое государственное управление. Органы МСУ перекладывают полномочия на нижние уровни

*Самоорганизация граждан. Снизу делегируются полномочия МСУ

*Делегирование полномочий от органов государственной власти

В России МСУ формировалось сверху и местная власть в лице мэра и депутатского корпуса не поддерживали инициативу снизу. Местная власть представлена депутатским корпусом и мэром. Локальная политика - это политика на уровне органов МСУ.

МСУ - это нижний уровень государственной власти

-это независимая от государства власть

В рамках переговорной модели локальная политика понимается как продолжение государственной политики. В противном случае противостоять локальной политике МСУ должна региональная политика.

Наши рекомендации