Идея самоуправления народа и ее реализация в современной России. Формы народовластия. Местное самоуправление и государство.

Интерес к идее местного самоуправления в России возник к 1925 году, так как система городского управления, роль и место Советов, их структура, функции и полномочия формировались в процессе развития советского государства. 24 октября 1925 года было принято «Положение о городских Советах». Данное положение дало мощный толчок к развитию самоуправления в СССР. В короткие сроки города получили необходимые права и свободы для восстановления городского хозяйства и начали обретать самостоятельность.

С начала времен «хрущевской оттепели» местного самоуправления стало рассм-ся как коммунистич-е или социалистич-е самоупр-ние народа. Оно было неотделимо от органов гос. власти.

Интерес к местному самоуправлению вновь возник к началу 80-х годов. Важную роль в становлении и развитии местного самоуправления в России сыграл Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» Он определил основные направления местных органов власти, принципы их формирования и деятельность как органов самоорганизации граждан. В соответствии с данным Законом, в системе местного самоуправления должны быть местные Советы - как представительные органы власти.

6 июля 1991 года был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Начался процесс реформир-ния местных органов власти и формир-ния органов местного самоупр-я, а исполнит. власть получила более широкие полномочия и могла действовать независимо, особенно в вопросах адм-ного упр-ния, представит. власть стала также иметь более широкие полномочия. С принятием данного Закона в рос.закон-ве было проведено четкое разграничение компетенции исполнит-х и представит-х органов местного самоупр-я.

Основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.

Конституция РФ 1993 года определила концептуальные основы построения новой системы местного самоуправления, выделила местное самоуправление, как самостоятельную форму осуществления власти народа, признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления, муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.

Указы Президента, разработанные на основе Конституции, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» достаточно полно соответствовали потребностям российского общества, международным правовым стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления. С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ возможно многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Это связано с много вариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления органами местного самоуправления.

Одни из основных направлений государственной политики в области местного самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного самоуправления.

Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.

Выделяются 3 основных, объективно сложившихся этапа становления организационно-правовой основы местного самоуправления в России.

Первый этап - с 1990 по 1993 год.

Второй этап - с 1993 по 1995 год.

Третий этап - с 1995 - по настоящее время.

Градовский А.Д. определял самоуправление как один их видов распределения власти: «самоуправление - есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального Правительства». Свешников М.И. определял местное самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, вверенным местным административным органам. Лазаревский Н.И. определял самоуправление как:

1. осуществление правительственных прав по поручению государства;

2. деятельность, состоящую в исполнении местных задач государственного управления;

3. исполнение задач, государственного управления самим государством.

Ход истории свидетельствует о том, что местное самоуправление всегда возникало, прежде всего, там, где требовалось пробудить инициативу органов местной власти для быстрого и безболезненного выхода из кризисной ситуации.

Наши рекомендации