Формы территориально-политического устройства

Территориально-политическое устройство – организация пространства с точки зрения властвования /организация власти по вертикали/. Характеризует соотношение центральных и региональных органов власти.

Формы т-п. устройства:

1) Федеративная

2) Унитарная

* часто выделяют еще и третью – конфедеративную. Конфедерация – союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, денежной системы.

* пытались выделить империю – когда в разных частях государства устанавливались различные правила /что-то пограничное с унитарной и с федеративной формой гос. устройства/.

* В современном мире унитарных государств больше, чем федеративных. Федераций около 25 /США, Индия, Швейцария, Германия, Канада, РФ, Бельгия, Австралия, Индонезия, Бразилия, Нигерия, главные отличительные черты – огромная территория, многонациональные/.

1) Федерация («федерат» - союзник; союзнический договор). Федерация – это устойчивый союз государственно подобных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы.

* Первая федерация - США. Федеративные принципы были закреплены в конституции 17 сентября 1787 года /первоначально в Декларации независимости в 1776 году - в виде конфедерации/.

*Россия стала федерацией только при СССР /15 субъектов/.

· Главный структурный элемент: субъекты федерации. Обладают ли субъекты федерации суверенитетом? В конституции РФ написано, что субъекты федерации не имеют права выйти из ее состава, соответственно, субъекты не обладают суверенитетом. Но!!! они обладают рядом государственных признаков: территорией, населением, имеют свои органы власти, обладают определенным кругом полномочий, собственной символикой, финансовой самостоятельностью: бюджет /фиксированные источники доходов/

*СССР – сложносоставная федерация, поскольку входившая в него Россия также являлась федерацией.

· Федеративное государство состоит из двух уровней (федеральный и региональный), но действует принцип, в соответствии с которым правила, устанавливаемые федерацией, имеют большую силу, чем правила субъектов федерации. Если закон субъекта федерации противоречит федеральным законам, то закон субъекта федерации должен быть исправлен.

· Федеральные органы власти имеют право вмешиваться во внутренние дела субъектов в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков.

· Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией федеральных органов управления, другая – субъектов, третья – совместной компетенцией федеральных и региональных органов власти.

*Россия – федерация «сверху», была создана самим государством. Сегодня в составе РФ – 83 субъекта. ФЗ 184 «Об основных принципах организации государственной власти в субъектах РФ» - регламентирует, какие органы власти должны быть, порядок их формирования, род их деятельности ( http://base.garant.ru/12117177.htm ). Субъект РФ принимает устав /у национальных республик - конституции/, формирует бюджет / Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ/.

* в России все налоги делятся на три вида: федеральные, региональные, местные. Распределение доходов на региональном уровне следующее: 70% от налога на доходы физических лиц – в региональный бюджет, 20% - в муниципальн., 10% - в поселковые образования.

2) Унитарные государства:

- как правило, страны с мононациональным населением

- не имеют внутренних политических государственных образований, деление только на административные образования: местные органы управления - города, поселковые образования и др. Унитарные государства создаются только «сверху».

*Франция: департаменты

Выделяют два вида унитарных государств:

1) централизованные (Великобритания, Швеция, Дания)

2) децентрализованные (Франция, Италия, Испания)

1) Централизованные государства:

· Достаточно широкая автономия (самоуправление) местных низовых органов управления (например, поселковые образования). НО! Средние уровни управления (например, города) непосредственно ориентированы на выполнение решений центра.

2) Децентрализованные государства:

· Крупные административные образования (города) пользуются широкой автономией, располагают собственными административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы: в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка. Однако в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

· Принцип субсидиарности – распределение ответственности в принятии решений /то есть, проблемы должны решаться там, где они возникают/

* В современности большинство государств – децентрализованы; отличия от федераций минимальны.

Наши рекомендации