Группа 2. Европа (Германия, Франция)
1. Государственные символы по странам www.wikipedia.ru
2. Островски К., Тюни Г. Три политические культуры в Европе. // СОЦИС. 1998 .№2 http://ecsocman.hse.ru/data/274/221/1217/001.OSTROWSKI.pdf
3. Алексеев Д. Особенности политической культуры современной Германии. 2005. Портал диссертаций http://www.dissercat.com/content/osobennosti-politicheskoi-kultury-sovremennoi-germanii
4. Политическая культура Германии http://dissertation2.narod.ru/avtoreferats6/st6.htm;
http://travelnetplanet.com/germaniya/kultura
5. Политическая система Германии http://www.de-web.ru/info/politisches_system.html
Группа 3. США
1. Государственные символы по странам www.wikipedia.ru
2. ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА И СТАБИЛЬНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ, Г. Алмонд, С. Верба (Публикуется (с сокращениями) 15-я, последняя глава работы известных американских политологов Габриэла А. Алмонда и Сиднея Вербы "Гражданская культура" (Gabriel A. Almond, Sidney Verba. The Civic culture. Political attitudes and democraty in five nations. Princeton (N.Y.), 1963) http://www.rus-lib.ru/book/27/69/69-4/122-134.html
3. Марина Власова// Партии в XIX веке как элемент политической культуры США. Портал «Северная Америка» http://america-xix.org.ru/library/vlasova/
4. Тамара Лиханова//Распространение политической культуры США как составная часть мировой политики и международныхных отношений //2011г. На портале «Мировой политический процессор» http://www.worldpolit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=123&Itemid=51
5. Культура Америки. Иллюстрированная мини-энциклопедия.
http://www.pdx.edu/sites/www.pdx.edu.russian-flagship/files/media_assets/pdfs/RUS413_American_culture_final_project.pdf
Семинар 7.Интерактивное занятие.Конференция.Россия в мировом политическом процессе. 2ч.
Форма занятия:конференция.
Цель занятия:формирование у студентов целостного представления о содержании и сущности международных отношений в XXI веке, о месте и роли России в мировом политическом процессе; отработка умения готовить устное выступление по политической проблеме.
Техническое оснащение занятия: аудитория, кафедра для выступающих, презентационное оборудование для показа слайдов к докладам.
План проведения занятия:
1. Заранее, на предыдущем семинаре, студенты по желанию выбирают тему для выступления на конференции, осуществляют самостоятельно и под контролем преподавателя поиск литературы и подготовку текста выступления.
2. На занятии студенты представляют свои доклады, а аудитория обсуждает заявленные в докладах проблемы. Регламент: выступление – 4-5 мин., обсуждение – 10-12 мин.
3. Преподаватель оценивает докладчиков и выступающих по пятибалльной системе.
Проблематика докладов и выступлений.
1. Современная мировая политическая система: основы, сущностные признаки, функционирование.
2. Политические изменения, модернизация и тенденции развития мировой системы.
3. Россия в современном мире: место, роль, изменения, проблемы, перспективы.
4. Противоречия и трудности мирового развития, отношений стран, регионов, народов.
5. Политика, отношения и взаимодействие стран и народов в постсоветском экономическом, социокультурном, геополитическом пространстве.
6. Проблемы интеграции, учета интересов и суверенности участников мирового политического процесса.
7. Обеспечение мира, безопасности и стабильности в современном мире.
Литература
Основная
1. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др. – М.: МГИМО, Проспект, 2010. С.514-552.*
2. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2010.*С.310-331.
Дополнительная
1. «Русский журнал» // http://www.russ.ru
2. Беспалов С.В. Перспективы реализации геополитических интересов России на постсоветском пространстве. //ПОЛИС. 2011. №2.*
3. Гавров С. Модернизация России: постимперский транзит. // http://www.bibliotekar.ru/gavrov-3/3.htm
4. Журнал «Этнологическое обозрение» //http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/ 2009/1.htm
5. Ильин М.В. Кольцевая модель глобального геополитического пространства. //ПОЛИС. 2011. №2.*
6. Исаев Б.А. Геополитика классическая и геополитика современная. //ПОЛИС. 2011. №2.*
7. Козырев Г.И. "Враг" и "образ врага" в общественных и политических отношениях //Социс. 2008. №1.
8. Мельвиль А.Ю. Задержавшиеся и/или несостоявшиеся демократизации: почему и как? //ПОЛИС. 2010. №4.*
9. Мнацанакан М.О. Глобализация и национальное государство: 3 мифа// Социс. 2004. №5.
10. Научно-просветительский журнал «Скепсис» // http://scepsis.ru
11. Социокультурная традиция и модернизация российского общества // http://www.bibliotekar.ru/gavrov-1/index.htm
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Изучение политологии осуществляется на основе исследования истории политики, политической теории и политической культуры, мирового и отечественного опыта политики, политической жизни, политического прогнозирования. Общая теория политики формируется во взаимосвязи с философией, историей, экономикой, социологией, теорией и историей государства и права, менеджментом, социальной психологией и другими науками об обществе, социальных процессах, организации и социальном управлении.
Основными формами изучения учебной дисциплины и формирования профессиональных компетенций студентов очного отделения являются учебные занятия с преподавателем, в своей основе лекции и семинары, а также самостоятельная работа студентов.
Лекционный курс предусматривает классические формы лекций, а также интерактивные формы: лекцию-диалог по организации политического класса и политическому сообществу, проблемную лекцию по политическому менеджменту. Интерактивные формы лекций предполагают предварительное ознакомление студентов с проблематикой занятий, вопросами, вызывающими неодинаковые трактовку и восприятие. Обязательным для студентов является ведение конспектов лекций, составленных таким образом, чтобы впоследствии имелась возможность их доработки, как в ходе последующего самостоятельного изучения тем, так и в процессе подготовки к семинарам и практическим занятиям, а также в ходе их проведения.
Семинары и практические занятия имеют своей целью закрепление знаний, формирование первичных навыков и компетенций, а также определение всего круга проблем, связанных с изучаемым политическим явлением, его политологической интерпретацией и тенденциями. Кроме того, они нацелены на проблемное освещение достаточно узких вопросов, которые актуальны для политической жизни современной России. Часть семинаров проводится в классической форме, с рассмотрением всех или большинства вопросов, возможностью докладов и реферативных выступлений. По значимым или актуализированным политическим проблемам семинары проводятся в форме дискуссий, симпозиумов, практикумов и ролевой игры. Практикумы предполагают активное исследование реальных политических процессов и явлений с целью отработки методик их анализа средствами политической науки. Деловая игра с элементами мозгового штурма предполагает формирование у обучающихся целостного представления об особенностях политической власти и многообразии ее ресурсов. Семинар «Роль государства в нациестроительстве» проводится в форме дискуссии и предполагает рефлексию студентов по завершению дискуссии в форме письменного эссе. Предложенная форма направлена на глубокое осмысление проблемы, что достигается использованием комплекса средств, воздействующих на ее восприятие: просмотр кинофильма; групповой дискуссии, предполагающей столкновение различных точек зрения и мобилизации для аргументированной защиты одной из них; теоретических обобщений, направленных на использование сравнительного анализа ситуации во Франции и ситуации в России; индивидуальной рефлексии. Последний семинар предполагает использование формы конференции. Для этого студентам заранее предлагаются проблемные темы для докладов по одному из аспектов темы, рекомендуется минимальным список современной литературы. Проведение семинара ориентировано на активную роль преподавателя в качестве модератора дискуссии.
Самостоятельная работапо объему выделяемого времени и направленности обучения выступает одной из форм усвоения учебной дисциплины. Прежде всего, здесь предполагается углубленное и целенаправленное изучение обозначенных в программе проблем, доработку лекций и индивидуальные, с учетом интересов студентов, исследования политической науки и политической практики. В процессе самостоятельной работы студенты отрабатывают основные вопросы лекционных тем и выполняют контрольные задания.
Обучение завершается сдачей зачета по всему курсу.