VI. Развитие европейской психологии в XVIII - XIX в.в. (Франция, Германия, Россия)

Восемнадцатый век - Эпо́ха Просвеще́ния - один из ключевых периодов в истории европейской культуры, связанный с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись во Франции, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию.

Если английская психология с XVIII века развивалась в ассоциативном ключе, то спецификой французской психологии в этот период становится зарождение и развитие идей объективного материализма, а также постановка и решение проблемы детерминации психики человека.

Родоначальником французского объективного материализма стал врач и философ Жюльен Ламетри (1709 – 1751), воззрения которого сложились под влиянием учений Дж.Локка и Р.Декарта, английского ассоцианизма, эволюционных идей, а также, новейших данных медицины, анатомии, геологии и эмбриологии.

Из учения Дж.Локка Ж.Ламетри переносит в свою концепцию сенсуализм,объясняющийпознание внешним чувственным опытом. При этом внутренний опыт Ж.Ламетри исключает из зоны научного рассуждения как недоступный объективному изучению.

Из идей Р.Декарта и английских ассоцианистов Ж.Ламетри заимствует механистический детерминизм и рефлекторный механизм функционирования психики, но отрицает психофизический дуализм и, соответственно, интроспекцию как специальный метод изучения души. С позиций объективного материализма, психика как функция тела проявляется в телесных процессах, следовательно, и изучать ее нужно не интроспективно, а объективными методами через телесные проявления (опыт и наблюдение). Естественнонаучные представления о природе и психике человека, Ж.Ламетри изложил в работах «Естественная история души» и «Человек – машина». За содержание столь смелых механистических и атеистических взглядов, первая книга была публично сожжена, за вторую автора приговорили к смертной казни, которую ученому чудом удалось избежать.

В отличие от своих предшественников, объясняющих психику как реактивную систему, автоматически реагирующую на внешние воздействия, Ж.Ламетри утверждает, что внешние воздействия преломляются через потребности живого организма. Введение внутренних условий организмасмягчает механицизм и однозначную внешнюю детерминацию психического функционирования.

Категория потребностей легла в основу и эволюционных представлений Ламетри. Основываясь на исследованиях по сравнительной анатомии, эмбриологии и геологии, ученый пришел к выводу о том, что человек «выходит» из животного мира в результате длительного развития видов и усовершенствования мозговой материи. Качественное преобразование мозга Ж.Ламетри связывал с усложнение круга потребностей: чем их больше у организма, тем больше средств природа дает для их удовлетворения. Например, растению ничего не надо – природа ему не дает ни чувств, ни ума; у животных уже есть потребности – природа наделяет их инстинктом. У человека еще больше потребностей – природа наделяет его умом. Таким образом, Ламетри утверждает идею эволюционного развития от животных к человеку, устраняя тем самым главную теологическую догму о сотворении человека Богом.

Этьен Кондильяк (1715 – 1780), также, развивает эмпиризм Дж.Локка и исключает внутренний опыт. Но, Э.Кондильяк рассматривал чувственный опыт как основу не только познания, но и всех психических явлений, от сознания до поведения. Если Ж.Ламетри для описания природы человека использовал метафору машины, то Э.Кондильяк сравнивает человека с мраморной статуей, у которой с рождения нет ничего, кроме обонятельного ощущения, из которого развиваются все психические явления. С появлением осязания статуя начинает осознавать, что существуют другие тела, кроме самой статуи – через прикосновение и сопротивление среде. Неожиданное сильное ощущение – это внимание, возвращение уже знакомого ощущения – память и т.п. Объясняя психическое развитие статуи как результат присоединения к обонянию других ощущений, Э.Кондильяк сводит все психические процессы к модификации ощущений, утверждая, тем самым, крайний сенсуализм. Идея прижизненного развития психических явлений из ощущений стала отправной точкой для дискуссий о происхождении психических различий людей. Поскольку в концепции Э.Кондильяка психические явления происходят непосредсьвенно из чувственного опыта, то, следовательно, люди с рождения равны по своей природе. С этого момента главной практической идеей французского материализма стало утверждение решающей роли воспитания в формировании человека. Исследование источника умственных различий людей стало предметом творчества К.Гельвеция.

Клод Гельвеций (1715 – 1771), как и Э.Кондильяк, считал, что с рождения у всех людей абсолютно равные предпосылки для развития ума, независимо от телесной организации. Причинами умственных различий людей он считал два условия: 1) случай – стечение обстоятельств жизни, которое делает человека глупцом или гением; 2. воспитание – условие формирования страстей (интереса, избирательного внимания, стремлений) как источника развития умственных способностей (через поощрение, игнорирование, наказание). Позиция, объясняющая умственные различия людей исключительно социальными факторами, получила название «социальный детерминизм».

Если Гельвеций абсолютизирует роль социальной среды и недооценивает роль биологического фактора, то Дени Дидро (1713 – 1784) – французский писатель, философ, теоретик искусства, основатель и редактор французской энциклопедии – утверждает природный детерминизм, а социальную среду рассматривает в качестве условия проявления природной сущности. Полемизируя с К.Гельвецием, Д.Дидро утверждал, что случай играет немаловажную роль, но только тогда, когда человек готов к толчку морально, нравственно и интеллектуально. Также как и все французские предшественники Д.Дидро, он проповедовал сенсуализм, но выступал против его крайнего выражения в концепции Э.Кондильяка и не разделял взгляда на ощущения как на источник развития всех психических явлений. Вслед за Ж.Ламетри, Дидро объяснял психическое развитие как результат эволюционного усложнения материи, разум – как качественное преобразование ощущений, а не их модификацию.

С позиций природного детерминизма объяснял психическое развитие и Жан Жак Руссо (1712 – 1778). В отличие от Д.Дидро, Руссо идеализирует природную сущность человека и рассматривает условия развития с позиций сентиментализма. С точки зрения Ж.Руссо, человек от природы (с рождения) добр, чувствителен, способен к состраданию и имеет лишь необходимые потребности, но его чудовищно портит общество. Сохранение естественной гармонии мыслитель видел в природосообразном характере воспитания, то есть в близости с природой и с опорой на чувственность человека. Система воспитания Жана Жака Руссо изложена в его трактате «Эмиль, или о воспитании».

Итак, вклад французских мыслителей в развитие психологии определяется утверждением материалистического понимания психического, развитием эволюционных идей, постановкой проблемы детерминации человеческой психики. Устранение картезианского дуализма позволило ввести объективные методы исследования психики через телесные проявления.

В отличие от французских материалистических тенденций эпохи Просвещения, психологическая мысль Германии основывалась на идеалистических воззрениях Лейбница. Только в середине XVIII века в Германию проникли переводы работ английских ассоцианистов (Дж.Локк, Д.Гартли), еще позже – труды французских эмпиристов (Э.Кондильяк, К.Гельвеций). Главной задачей немецких мыслителей в этот период было преодоление умозрительного идеалистического подхода к объяснению души и перевод психологии в эмпирическое русло. Первым такую попытку предпринял ближайший ученик и последователь Г.Лейбница – Христиан Вольф (1679 – 1754). Учение Вольфа представляет собой компромисс между идеалистическим рационализмом Лейбница и эмпиризмом, проникшим из Англии и Франции. Вольф разделяет психологию на две науки: эмпирическую и рациональную. Эмпирическая психология, не смотря на введение метода психометрии,базировалась на идеалистических представлениях о сущности души (измеряя величину удовольствия осознаваемым совершенством, величину внимания – продолжительностью аргументации и т.п.). Эта концепция не была принята, поскольку не смогла перевести психологию в экспериментальное русло. Рациональная психология изучала сущность души, из познавательной способности которой возникают все психические явления, исходя из учения Г.Лейбница.

Учение Вольфа дало повод для критики, из которой вырос целый ряд учений, в том числе – учение выдающегося немецкого философа Иммануила Канта (1724 – 1804), который высказывал критическое отношение к психологии как эмпирической науке. В своем учении о явлениях и вещах, Иммануил Кант разделяет мир на мир вещей и мир явлений, которые не тождественны. Явления поддаются эмпирическому изучению, а сущность вещей непостижима. Эмпирическое исследование явлений не даёт никакого представления о самой сущности вещей. Поскольку сущность вещей непостижима и мир дан только в явлениях,которые можно изучать только эмпирически, то все науки, в т.ч. психология могут быть только эмпирическими. Но проблема психологии заключается в отсутствии адекватных методов, поскольку:

· Самонаблюдение психических явлений искажает их течение.

· Математические методы требуют двух измерений (пространство и время), тогда как психические явления протекают только во времени.

· Экспериментальные методы недопустимы по отношению к мыслящему субъекту.

Таким образом,по мнению И.Канта,в психологии нет эмпирических методов, следовательно, психология может лишь описывать природу души как учение, но не может объяснять их как наука. Это утверждение стало стимулом для дальнейшего научного поиска обоснования психологии.

Иоганн Гербарт (1776 – 1841),соглашаясь с И.Кантом в недопустимости экспериментирования над человеком, вместо физиологического эксперимента ввел в психологию математику, предложив в качестве двух необходимых переменных длительность психических явлений и их интенсивность. Количественные параметры для математических вычислений – это изменение интенсивности представлений в результате их взаимодействия. Таким образом, жизнь души складывалась из двух представлений: динамика – изменения во времени и статика – изменения интенсивности.

Важнейшим методологическим вкладом И.Гербарта в психологию стало его учение о порогах сознания, суть которого в том, что каждое представление, благодаря собственной активности, стремится попасть в центральную область души – сознание. Но из-за ограниченного объема сознания попасть в него могут только те представления, которые обладают достаточной силой, чтобы преодолеть порог, отделяющий сознательное от бессознательного. Условиями преодоления порога являются:

1) Значимость представления для субъекта, или собственная сила впечатления.

2) Поддержка прошлым опытом: если запас прошлого опыта мал – новое впечатление осознаваться не будет и наоборот, если прошлый опыт весомый, то даже слабое новое впечатление преодолеет порог.

Таким образом, основным вкладом немецкой психологии является обоснование введения объективных методов в психологию и расширение психической сферы до бессознательного.

Русская психологическая мысль XVIII столетия была во многом созвучна с идеями французского объективного материализма и эмпиризма. Начало материалистической традиции было положено выдающимся русским ученым-энциклопедистом Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765.), внесшим значительный вклад в развитие многих наук (химия, физика, история, философия, психология, лингвистика, литература и др.), а также, в организацию русской науки и просвещения.Исходным положением его философской концепции стало признание существования мира, не зависимо от человека и без участия какой-либо духовной силы, согласно законам природы. Критерием отличия человека как природного существа от животных М.В.Ломоносов назвал речь и разум. Исходя из природной детерминации психики, он утверждал, что психика имеет материальный субстрат, то есть локализована в теле (органы чувств, нервная система и головной мозг) и проявляется в телесных реакциях, а значит и исследовать ее нужно через телесные проявления, естественнонаучными методами (как и все другие явления природы).

Источником психического развития он считал ощущения, которые определяются объективными свойствами внешнего источника и возникают от физического воздействия предметов на органы чувств. Умственное развитие, по мнению М.В. Ломоносова, детерминировано в большей мере биологически, чем социально и в этом утверждении он был близок Д.Дидро и Ж.Ж.Руссо: успех в науке зависит не от сословий, а от природных задатков и меры старания.

Идеи М.В.Ломоносова и французских просветителей оказали большое влияние на формирование мировоззрения другого русского мыслителя – Радищева Александра Николаевича (1749 – 1802). Разделяя идеи эволюции живой организации, он считал, что мышление и ощущения генетически связаны и неотделимы друг от друга. Источник знаний – ощущения, которые обобщаются посредством мышления, активность которого не связана с органами чувств. Умственное развитие человека определяют следующие факторы: 1) биологические (строение нервной стстемы, темперамент и т.д.); 2) внешние воздействия (климат, обстоятельства жизни, система общественных отношениий и т.д.); 3) воспитание (не меняет качества задатков, но учит эффективному их употреблению). В вопросе о детерминации психики, Радищев был близок к позициям Дидро, Руссо, Ломоносова, считая, что люди с рождения отличаются биологическими задатками, а воспитаниене меняет их качества, но учит эффективному употреблению.

Таким образом, на протяжении XVIII века в российской психологии активно развивались материалистические и эволюционные представления, объективный подход к исследованию психических явлений и идеи природной детерминации психики.

Практические задания

1. Опираясь на учение И.Канта о вещах и явлениях, приведите примеры «вещей для нас» и «вещей в себе».

2. Составьте схему эволюции психологических идей эпохи Просвещения, приняв за исходную точку концепции Нового времени.

3. Определите достоверность следующих тезисов:

· Ж.Ламетри развивал представление Дж.Локка о внутреннем опыте.

· Автором работы «Человек-машина» является Р.Декарт.

· Ж.Ламетри считал, что внешние воздействия механически вызывают

· активность психики.

· Ж.Ламетри, вслед за Декартом рассматривал психическое и телесное как две независимые друг от друга субстанции.

· Этьен Кондильяк утверждает крайний сенсуализм.

· В своем «Трактате об ощущениях» Э.Кондильяк сравнивает человека с гигантским механизмом.

· Клод Гельвеций утверждал, что с рождения у всех людей абсолютно равные предпосылки для развития ума, независимо от телесной организации.

· Дени Дидро является автором концепции случая.

· «Неравенство умов происходит не столько от неравномерного распределения даров случая, сколько от безразличия с которым их принимают» считал Ж.Ж.Руссо.

· Кант разделил психологию на эмпирическую и рациональную.

· Эмпирическая психология Вульфа базировалась на материальных представлениях о психике.

· Кант настаивал на необходимости экспериментов над человеком.

· Гербарт считал, что математические методы невозможно использовать в психологии из-за того, что психические явления существуют только во времени и не имеют пространственных характеристик.

· Кант, подобно Локку, утверждал, что категории мышления формируются исключительно в опыте.

· По Гербарту, преодолеть порог сознания представлениям позволяет их сила и апперцептирующая масса.

· М.В.Ломоносов считал, что психику нужно исследовать через тело.

· В объяснении детерминации человеческой психики М.В.Ломоносов близок к воззрениям Д.Дидро и Ж.Руссо.

· В объяснении психики М.В.Ломоносов близок к Ж.Ламетри.

· А.И.Радищев отрицал идеи эволюции и объяснял происхождение человека с идеалистических позиций.

· Аргумент происхождение человека из животного мира по А.И.Радищеву – это вегетативные функции как у растений и органы как у животных.

3. Определите, о каком ученом идет речь в следующем фрагменте:

Наиболее полно система психологических взглядов представлена в его главном философско-психологическом труде "О человеке, о его смертности и бессмертии". <…> … в соответствии с развитием природы определенные ступени эволюции проходит и психика, представляющая собой "материю одушевленную". Уже у растений возникает "раздраженность"; следующая ступень развития живого - "чувственность", присущая как животным, так и человеку. Являясь венцом творения, человек в то же время - "единоутробный сродственник, брат всему на земле живущему", ибо его развитие осуществляется на основе общих законов природы... И его не должно унижать то, что и звери имеют способность размышлять: "Нет в человеке, может быть, ни единыя склонности, ни единыя добродетели, коих бы сходственности в животных не находилося"

4. Составьте матрицу психологических идей Просвещения идей по форме:

  Англия Франция Германия Россия
Научные предпосылки        
Основные представители        
Вклад в развитие психологической науки (идеи, открытия)        

Контрольные вопросы

1. Назовите основные идейные источники, из которых сложился французский материализм в ХVIII в.

2. Охарактеризуйте основные идеи Ж.Ламетри и соотнесите их с принципами деятельностного подхода и эволюционной теории Ч.Дарвина.

3. Чем крайний сенсуализм Э.Кондильяка отличается от сенсуализма Дж.Локка? Раскройте суть метафоры человека – «мраморной статуи».

4. Какие факторы и механизмы их влияния на психическое развитие человека описывает К.Гельвеций в «концепции случая»?

5. Охарактеризуйте позицию Д.Дидро в вопросе детерминации психического и ее отличия от воззрений К.Гельвеция и Ж.Ж.Руссо по этому же вопросу.

6. Соотнесите основные подходы к объяснению детерминации психики человека во французской психологии ХVIII в. с аналогичными позициями в теориях и направлениях психологии ХХ в.

7. Охарактеризуйте специфику, задачи и направления развития немецкой психологии ХVIII в.

8. В чем заключается исторический смысл психологический идей Х.Вольфа?

9. Почему И. Кант считал, что психология не может быть наукой?

10. Как решает проблему метода в психологии И.Гербарт?

11. Охарактеризуйте основные идеи в системе психологических взглядов И. Гербарта.

12. Охарактеризуйте направления развития и идеи российской психологии и философии ХVIII века (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев).

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

Дополнительная

1. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант — М.: Высшая школа, 2005. — 439 с.

2. Ананьев, Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.

3. Гельвеций, К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938.

4. Гербарт, И. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

5. Жучков, В. А. Из истории немецкой философии XVIII в. Предклассический период. От вольфовской школы до раннего Канта. — М., 1996. — 260 с.

6. Кузьмин, Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.

7. Ламетри, Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения М. Мысль, 1976.

8. Руссо, Ж.-Ж.: Pro et Contra Автор: Златопольская А.А. и др.- Издательство: Русской Христианской гуманитарной академии. 2005. - 798 с.

VII. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ (XIX в.)

В XIX веке психологическое познание наиболее интенсивно развивалось в рамках естественных наук, достижения в которых стали основанием для выделения психологии в самостоятельную науку, отличную как от философии, так и от физиологии. Одним из наиболее значимых для развития психологии достижений стало экспериментальное исследование соотношения психической деятельности и ее телесного основания в анатомии. Практически одновременно к экспериментальному открытию анатомической основы рефлекторной дуги пришли английский анатомЧарльз Белл (1811) и французский физиолог Франсуа Мажанди (1822).Зависимость психики от анатомии центральной нервной системы изучал и австрийский анатом Франц Галь (1758 – 1828), который в своем учении «френология» (от греч. phren - душа, рассудок, ум) предложил "карту головного мозга", согласно которой, различные способности локализованы в определенных участках коры головного мозга. Такой подход в науке получил название «узкий локализационизм» и положил начало научной дискуссии о локализации высших психических функций в головном мозге. Против строгой локализации психических функций выступил французский физиолог Пьер Флуранс (1794-1867),выдвинув и экспериментально обосновав идею о полной функциональной однородности мозговой массы. Такой подход, утверждающий, что основные психические процессы являются продуктом головного мозга как целостного органа, получил в науке название «антилокализационизм». Не смотря на серьезные ограничения рассмотренных подходов, историческая заслуга Ф.Галля и П.Флуранса заключается в привлечении внимания многих исследователей к экспериментальному изучению локализации психики в головном мозге.

Другим направлением развития психологического знания в Х1Х веке стала физиология нервной системы и органов чувств. В экспериментах физиологов было показано, что нервная ткань не обладает никакой другой энергией, кроме известной физике, а ощущения определяются не работой сознания, а исключительно объективными материальными факторами. Немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801 – 1858) предложил доктрину специфической энергии органа, в которой утверждал зависимость любого ощущения от специфической природы воспринимающего рецептора (специфическая энергия органа). Ученик Мюллера Герман Гельмгольц(1821 – 1894) экспериментально изучал скорость распространения возбуждения по нерву, что позволило убедительно обосновать зависимость ощущений от материальных источников. Кроме того, Г.Гельмгольц опытным путем установил, что целостный образ порождается телесным механизмом, независимым от сознания (теории бессознательных умозаключений). Таким образом, эксперименты физиологов опровергали ведущую роль сознания в протекании психической деятельности и устраняли разрыв между ощущением, внешним миром и умственной деятельностью. Дальнейшее развитие представлений о психике как регуляторе поведения происходило в работах немецкого физиолога Эдуарда Пфлюгера (1829 – 1910). В опытах с обезглавленной лягушкой Э.Пфлюгером было убедительно показано, что реакция организма на внешнее раздражение регулируется особой «сенсорной» функцией, которую нельзя свести ни к физиологии, ни к работе сознания. К таким выводам позволил прийти факт целесообразного поведения обезглавленной лягушки, адекватно тем условиям, в которые ее помещали (препятствия – обходила, от агрессии – оборонялась, на столе – она ползала, в воде – плавала и т.д.). Ранее такое поведение относили на счет деятельности сознания, но в данных опытах эта гипотеза теряла свою актуальность. Роль физиологии в данном случае, также, отрицалась, поскольку каждый раз двигательная реакция изменялась в соответствии с условиями (тогда как физиологический акт имеет чисто рефлекторный, машинальный, ничем не опосредствованный характер). Все это указывало на регулятивную роль не только связи чувствительных и двигательных нервов со спинным мозгом, но и особой функции, которая позволяет различать условия и соответственно этому изменять поведение. Таким образом, утверждалась идея о психической опосредованности реакций организма.

Начало введению измерения психических явлений в психофизиологии органов чувств было положено немецким анатомом и физиологом Эрнстом Вебером (1795 – 1878), который вывел и обосновал математическую корреляциюмеждуфизическими стимулами и сенсорными реакциями.

Если психофизиология исследовала связь ощущений и телесного субстрата, то возникшая в Х1Х веке психофизика стала наукой о соотношении психического (ощущения)и физического (внешний раздражитель), независимо от анатомии и физиологии тела. Основатель психофизики – немецкий физик, философ и психолог Густав Фехнер (1801 – 1887) измерял соотношение силы раздражителя и интенсивности ощущений разных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и пр.). С помощью интегрального и дифференциального исчисления Г.Фехнер вывел уравнение, которое в современной психологии известно под названием закона Вебера-Фехнера:интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности внешнего раздражения.

В рамках другой частной отрасли психофизиологии – психометрии –велись исследования по измерению временного параметра психических процессов (ощущений, восприятия, ассоциаций). Ранее, в психофизиологии, уже проводились измерения времени прохождения нервного импульса (Г.Гельмгольц), но это было измерением физиологических параметров (реакция организма). Голландский физиолог Франц Дондерс (1818 – 1889)изучал скорость протекания именно психических процессов.Чтобы сделать их доступным для измерения, в эксперимент вводились интеллектуальные задания. Увеличение времени реакции при введении задач в сравнении со скоростью простого прохождения импульса по нерву, Ф.Дондерс трактовал как психическое усложнение процесса. Эти исследования были продолжены З. Экснером, который изучал особенности изменения времени реакции в зависимости от возраста, степени тренированности, утомления, действия алкоголя и т.д. на различных этапах распространения импульса от периферии к центру. В целом, исследования временных параметров реакций показали, что индивидуальные колебания общего времени реакции связаны с особенностями переработки нервного импульса в головном мозге, что выводило исследования из сферы физиологии в психофизиологию и психологию.

К середине XIX века, благодаря открытиям в биологии, изменился и стиль психологического мышления в направлении от механистического детерминизма к биологической причинности. Французский ученый Клод Бернар (1813-1878)разработал концепцию о постоянстве внутренней среды организма - гомеостазе. В ее основе лежала идея о стремлении внутренней среды организма (кровь, лимфа, межклеточная жидкость) к постоянству вопреки действию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Эта концепция утверждала принцип саморегуляции в живых системах, что коренным образом расходилось с постулатами механистического детерминизма. Важным источником методологического преобразования стало эволюционное учение Чарльза Дарвина (1809-1882). В 1859 г. в свет вышла его книга "Происхождение видов путем естественного отбора", в которой Дарвин описал механизм биологического прогресса – отбор и борьба за существование, предполагающие сохранность и накопление таких признаков, которые обеспечивают организму выживание и наилучшее существование. Естественный отбор заставляет организм приобретать и удерживать только такие признаки, которые необходимы для приспособления к условиям внешней среды и сохранения жизни. Так в биологии получили развитие принципы активности и целесообразности жизненных реакций. Поскольку психика имеет биологические корни, то революционные преобразования в биологии распространились и на психологию: психика стала пониматься как жизненно важная функция живых систем, помогающая приспособиться к изменяющимся условиям.

Под влиянием эволюционных идей произошли коренные преобразования и в психиатрии, в русле которой получили развитие сравнительные исследования нормы и патологии, естественнонаучная ориентация в теории и методах исследования психики, систематическая разработка проблем гипноза как метода диагностики и лечения (что выводило научный поиск за пределы замкнутого в себе сознания). Наиболее передовые позиции в экспериментальном исследовании психики в XIX веке занимали французские и русские психиатры. Во Франции у истоков экспериментальной психологии стояли две школы психиатров – нансийская под руководством П.Льебо и парижская («Сальпетриер»), возглавляемая Ж.Шарко. Позже, ученики Жана Шарко – Т.Рибо, П.Жане и др. – выступили инициаторами и организаторами экспериментальной психологии во Франции. В России клинические исследования психики концентрировались в основном в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии (под руководством И.М. Сеченова и И.Р. Тарханова) и на медицинском факультете Казанского университета (под руководством Ф.В. Овсянникова и Н.О. Ковалевского). В этих школах проводилось комплексное изучение мозга, локализации функций в коре, сравнительный анализ рельефа коры в разные периоды эволюции и онтогенеза и др. В рамках этих исследованиях проходило становление выдающегося психиатра В.М.Бехтерева, открывшего в 1885 г. первую в России и вторую в Европе (после лаборатории В.Вундта) психофизиологическую лабораторию при кафедре нервных и душевных болезней Казанского университета. Клинические и анатомо-физиологические исследования головного мозга русскими психиатрами и неврологами явились важным условием для перевода умозрительной психологии в естественнонаучное русло.

Итак, к концу 19 века в рамках естественных наук было накоплено достаточное количество экспериментальных данных, которые не могли быть объяснены законами этих наук, что указывало на тот факт, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. В анатомо-физиологических исследованиях и в психиатрии была доказана связь психики с телом, биология способствовала изменению методологических оснований психики; в области психофизики и психометрии была обоснована возможность объективного измерения психических явлений. Все это стало основанием для выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку, отличную по предмету исследования как от философии, так и от физиологии.

Практические задания

1. Составьте тест по изученной теме (не менее 15 вопросов).

2. Определите достоверность тезисов:

· Чарльз Белл является автором доктрины специфической энергии органа.

· В анатомо-физиологических исследованиях XIX века изучалось соотношение внешних раздражителей и ощущений.

· Закон Белла-Мажанди отражает активность замкнутого в себе и не зависимого от органов чувств сознания.

· И.Мюллер связывал характер ощущения с типом нервной ткани воспринимающего рецептора.

· Пьер Флуранц экспериментально подтвердил френологию Франца Галя.

· И.Мюллер определял зависимость ощущений от внутренней деятельности сознания.

· Г.Гельмгольц экспериментально доказал зависимость ощущений от материального источника.

· Э.Пфлюгер экспериментально доказал, зависимость поведенческих реакций от деятельности сознания.

· Э.Вебер экспериментально исследовал соотношение раздражителей и ощущений.

· Согласно закону Вебера-Фехнера, интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности представлений.

· Э.Вебер определял порог ощущений как минимальную величину раздражителя, при которой возникает первое ощущение.

· Основателем психофизики является И.Мюллер.

· В психометрии экспериментально изучалась скорость протекания физиологических реакций.

· Эволюционный подход в биологии способствовал становлению механистического варианта принципа детерминизма в психологии.

Контрольные вопросы

1. Назовите направления естествознания и конкретизируйте их вклад в развитие психологического познания.

2. Охарактеризуйте основные достижения физиологии и анатомии первой половины XIX в., повлиявшие на развитие психологии.

3. Выделите направления в исследовании локализации психических функций в XIX веке и соотнесите эти позиции с современными взглядами.

4. В чем состоит значение идей И. Мюллера для психологии?

5. Какие идеи и экспериментальные исследования Г..Гельмгольца оказали влияние на развитие психофизиологии и психологии?

6. Каким образом Э.Пфлюгер подтверждает выводы Гельмгольца?

7. Как Э.Пфлюгер приходит к выводу о не сводимости психики к физиологии и философии?

8. В чем значимость открытий Э.Вебера и Г.Фехнера для становления психологии самостоятельной наукой?

9. Какой вклад внесли астрономы в развитие психологии?

10. Чем предмет измерения временных параметров Францем Дондерсом отличается от предмета изучения Г.Гельмгольца?

11. В каком направлении З.Экснер продолжил экспериментальные исследования Ф.Дондерса?

12. Охарактеризуйте вклад эволюционных идей в развитие психологического познания.

13. Какова роль психиатрии в развитии психологии?

14. В чем заключается значение учения Дарвина для развития психологии?

15. Роль психиатрии в становлении предмета и методов объективной психологии.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Шабельников, В.К. История психологии. П

Наши рекомендации