Франция, Италия, Великобритания и Германия

Особенности национальных культур:

В итальянском обществе католическая религия пронизывает жизнь рядового гражданина намного больше, чем идеологии, которые имеют большее значение для властной элиты; дуализм итальянской политической культуры. Так, северные территории (Эмилия-Романья, Тоскана и Умбрия) отличаются высокой гражданской активностью из-за исторически развитой городской культуры (с античной Этрурии). Тогда как южные территории (Кампания, Сицилия и Апулия), в виду своей исторически сильной традиции централизованной власти, более ориентируются на патрон-клиентское политическое поведение. Отсутствие единой нации. Поздняя модернизация. Субкультуры: социалистическая, католическая, традиционалистская либерально демократическая.

В целом, итальянская политическая культура характерна низким уровнем доверия граждан к политическим институтам, лидерам и партиям. Активистская политическая культура доминирует лишь на севере страны (Ломбардия, Венеция). В то же время, несмотря на региональные различия, большинство граждан гордятся своей итальянской национальностью, о чём свидетельствуют исследования учёных Р. Мудамби и П. Наварры. Позднее объединение. Тоталитарное прошлое. Навязывание республиканско-либерального политического устройства.

Во Франции можно фиксировать сохранение гордости за свою национальную историю и литературу. Интересно, что легитимность режима коррелирует с активной политикой французского правительства в этой сфере. Большое внимание граждан нацелено на политическую идеологию. Несмотря на католические скрепы, французская политическая культура внутренне конфликтогенна, начиная с появления светской традиции Великой французской революции. (К этому сейчас добавился фактор исламского населения). Наблюдаются настоящие циклы консенсуса и противоречий. При этом временный эффект согласия часто достигается путём объединения вокруг сильного харизматичного лидера – до момента падения его популярности. Из-за традиции абсолютизма централизованное унитарное государство с сильной президентской властью. Слабость традиций компромисса. Идеологическая разобщенность после Великой Франц Революции: разделение на «правых» и «левых», несмотря на слабые традиции компромисса, пиетет перед традициями республиканизма (показатель – объединение «правых» и «левых» сил в Народный фронт, ставшее ответом на попытку организации фашистами путча 6 февраля 1934 г. с попыткой захвата парламента.) Наличие субкультур и фрагментарность общества. Исследователи отмечают, что к концу 20 в. наблюдаются тенденции к гомогенизации общества. Частая смена режимов. Недоверие по отношению к политикам.

(страна позднего объединения и с тоталитарным прошлым) Германия является страной, где сосуществуют две ветви христианства – католицизм и протестантство. Вдобавок здесь образовались две политические субкультуры – западногерманская (либеральная) и восточногерманская (социалистическая), которые получили импульс развития во время «холодной войны». Если в 1990-е гг. восточногерманский менталитет был менее прагматичен, то в 2000-е гг. ситуация немного выровнялась. Теперь восточные немцы больше увязывают свои цели с финансовым обеспечением, тогда как западных немцев больше волнует нематериальные формы благополучия – удовлетворяющая работа или чистая окружающая среда. (носители постматериальных ценностей по сравнению с восточными немцами, которые остаются на уровне материалистов) После второй мировой навязанная модель политической системы способствовала формальному отношению западных германцев к либерально-демократическому устройству. Однако по мере развития к концу 20 в. большинство граждан ФРГ поддерживают либерально-демократические идеи. Граждане бывшей ГДР, выбравшись из-под протектората СССР, относилась к либельно-демократическим идеям со скепсисом. Такая социально ориентированная политическая культура сформировалась под влиянием коммунистической идеологии.

Британская политическая культура.Великобритания стала первой страной, где сформировалась политическая культура, в рамках которой начали эффективно функционировать политические институты и ценности либеральной демократии. Это государство с сильными традициями парламентаризма, которое характеризуется развитым гражданским обществом. Революция и гражданские войны XVII в., диктатура Кромвеля навсегда внушили британцам опасение перед радикальными формами социальных преобразований, научили ценить стабильность и порядок в жизни общества. С тех пор британскую политическую систему всегда характеризовало равновесие между правительственной властью и ограничениями, налагаемыми на эту власть. Ограничения выступали в форме широко понимаемых правил игры, например, оппозиции в парламенте; подотчетности сильной исполнительной власти парламенту и, в конечном счете, избирателям; различных политических и социальных, экономических сдержек и противовесов. Они позволяли поддерживать баланс между принципами свободы и порядка, между эффективностью действий правительства и его подотчетностью. В Великобритании формально нет конституции. Отличительной особенностью политической культуры Великобритании является легитимность социально-политической системы, обусловленная соответствующей социальной политикой государства. Отсюда высокий уровень лояльности граждан к государственным политическим структурам, чувство гордости за отлаженный механизм их функционирования. По сравнению с другими странами Британию отличает низкий уровень политического насилия. Подчинение режиму основано на совокупности мотивов и санкций: привычке законопослушания, лояльности по отношению к нации и государству, личном интересе, вере в справедливость закона и неотвратимость наказания. Политическое поведение англичан отличается, с одной стороны, их уверенностью в своей способности влиять на власть, с другой –определенной пассивностью, поскольку, доверяя правительству, они готовы воздержаться от активных политических действий. Правительство, таким образом, обладает достаточной самостоятельностью, чтобы действовать эффективно, оставаясь в то же время подотчетным гражданам.

Общее:Историческая взаимосвязанность стран, обусловленная территориальной близостью, характеризуется тем, что основные элементы политики – индивиды, различные политические объединения, христианская религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики, стремлением к модернизации при сохранении традиций, консенсусом между государством и гражданским обществом; Таким образом, политическая культура западноевропейского типа предполагает: участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

Наши рекомендации