Национальные модели трудоустройства стран ЕС: Франция, Германия, Польша

Система трудоустройства молодёжи Франции

Система трудоустройства Франции тесно связана и со сферой образования (этим занимается Министерство по делам молодежи, национального образования и науки), и со сферой труда (Министерство социальной политики, труда и солидарности). Франция сталкивается с высоким уровнем молодежной безработицы в целом, да и граница между высшим и средним образованием достаточно условна (существует большое количество дипломов, часть из которых относится к высшему образованию). Поэтому программы помощи в трудоустройстве ориентированы не только на выпускников вузов, но и шире – на молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет.

Система образования (как высшего, так и среднего) предполагает такую функцию, как ориентацию учащегося. Речь идет о постепенной подготовке молодого человека к выбору направления дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Согласно Кодексу законов об образовании, «ориентация студентов предполагает информирование о структуре учебного процесса, о перспективах трудоустройства, о возможностях смены профиля образования…» (10; статья L123-4).

Для помощи студентам в каждом государственном вузе и в большинстве частных созданы службы ориентации, в каждом департаменте[9] – государственные центры учебной и профессиональной ориентации. В результате «учащиеся вырабатывают свой план учебной и профессиональной ориентации, исходя из своих желаний и способностей, с помощью родителей, преподавателей, персонала службы ориентации и специалистов в избранной сфере. Этому способствуют и заинтересованные представители администрации, местных коллективов, предприятий и ассоциаций» (10; статья L311-1).

Вторым важным направлением, согласующим высшее образование с рынком труда и профессиональной средой, стала практика стажировок на государственных или частных предприятиях. Эта практика не является обязательной, в Кодексе законов об образовании лишь декларируется ее возможность. В ряде случаев говорится о конкретных отраслях, где применяются стажировки. Например, «университетские педагогические институты, которые располагают возможностью приема, согласованного с обучением преподавателей для технических заведений, могут организовать в виде эксперимента стажировки в центрах обучения» (10; статья L721-2).

Однако, это такая возможность, которая находит своё подтверждение, продолжение и развитие в Трудовом кодексе. Статья L.980-1 предоставляет каждому молодому человеку в возрасте от 16 до 25 лет (независимо от уровня образования) право дополнить свое образование в рамках системы посменного обучения. (11) Обучение имеет целью помочь молодежи получить профессиональную квалификацию, подготовиться к профессиональной деятельности. Система включает практику на предприятии и обучение, распределенное в рамках графика работы (оно проводится государственными или частными учебными заведениями). Обучение организовано в рамках частных или типовых трудовых договоров, а также стажировок.

В своей политике в области труда Франция уделяет особое внимание защите молодых людей. Так, по закону № 89-905 от 19 декабря 1989 г. «О возвращении к должности и о борьбе против увольнений», создаются местные представительства по профессиональной и социальной адаптации молодежи. «...Их целью является помощь молодым людям в возрасте от 16 до 25 лет в их проблемах с профессиональной и социальной адаптацией. Местные представительства выполняют функции приема, информирования, ориентации и сопровождения молодежи...» (статья 7). Эти представительства становятся посредниками между всеми заинтересованными сторонами: местными органами власти, предприятиями, ассоциациями. Действия местных представительств координирует Национальный совет при премьер-министре.

Тем же целям служат фонды помощи молодежи на уровне департаментов и ниже (местные фонды). Каждый фонд является объектом договора между центром, регионом и, в случае необходимости, другими коллективами, участвующими в финансировании фонда.Помощь из фонда «предоставляется молодым французам или иностранцам, постоянно пребывающим во Франции, которые испытывают трудности с социальной или профессиональной адаптацией. Эта помощь предназначена способствовать трудоустройству...»(декрет № 93-671 от 27 марта 1993 г. «О фондах помощи молодежи», статья 2).Финансовая помощь из фонда оказывается отдельным лицам после изучения конкретной ситуации. Срок предоставления помощи не превышает три месяца.

Еще более широкую поддержку трудоустройства молодежи предполагает Трудовой кодекс Франции. Ряд его статей устанавливает принципы соглашений между государством и различными организациями по поводу дополнительных рабочих мест для молодых людей. Эти соглашения ориентированы на молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет. Приоритетными областями применения их труда называются спорт, культура, образование, охрана окружающей среды и смежные сферы.

В результате соглашения организация заключает с молодыми работниками частные трудовые договоры. В статье L.322-4-19 указываются подробности: «...Для каждого рабочего места, выделенного в силу такого соглашения..., государство предоставляет работодателю помощь… Работодатель может предоставлять работнику заработную плату, превышающую минимальную...» Данная помощь государства работодателю никак не связана с другими видами помощи, в том числе с налоговыми льготами.

Декрет № 97-954 от 17 октября 1997 г. «О развитии деятельности по трудоустройству молодежи» указывает конкретную сумму помощи. Она устанавливаетсяв размере 15924,55 евро ежегодно и предоставляется работодателю втечение 5 лет с момента создания рабочего места (статья 3 в редакции 18 июня 2003 г.). Жесткий контроль над исполнением соглашений осуществляет местный префект.

Опираясь на упомянутые акты, во Франции в последние годы были специально запущены программы «Рабочие места для молодежи» (1997 г.) и «Новые услуги – рабочие места для молодежи» (2002 г.). Циркуляр министерства национального образования № 98-147 от 16 июля 1998 г. «О запуске программы «Рабочие места для молодежи» в государственных вузах» демонстрирует совокупность принятых правил при трудоустройстве молодежи на выделенные для нее места. Циркуляр министерства социальной политики, труда и солидарности № 2003/04 от 4 марта 2003 г. «Об управлении программой «Новые услуги – рабочие места для молодежи» ставит задачу консолидированной помощи со стороны государства (на региональном уровне) для трудоустройства молодых людей.

Большой вклад в решение проблемы молодежной безработицы внесли программы «рабочих мест для молодежи». Благодаря ним, было выделено около 350000 новых рабочих мест, преимущественно в социально ориентированных отраслях[10]. По состоянию на 2000 г. из 77000 полученных по программе рабочих мест 75% были предоставлены местными коллективами, государственными учреждениями и ассоциациями. Далее идет служба национального образования (13,5%), полиция (10%) и юстиция (1,5%). Если не учитывать службу национального образования и полицию, 27% молодых людей стали социальными работниками, работниками культуры и спорта. Уход за престарелыми и больными людьми предоставил 14% рабочих мест.

В целях борьбы с высокой безработицей правительством Франции был подготовлен в 2005 г. законопроект, согласно которому работодатель мог бы увольнять молодого работника в течение первых двух лет работы без объяснения причин. Однако в результате студенческих волнений в марте 2006 г. (среди прочего, группа студентов захватила и удерживала Сорборнну в течение трех дней) законопроект был отвергнут.

Поддержку выпускникам вузов обеспечивают и негосударственные организации, например, Ассоциация помощи выпускникам вузов в трудоустройстве (AFIJ). AFIJ проводит конференции, встречи с профессионалами, презентации предприятий, тренировочные собеседования, создает технические цехи по поиску работы, дает индивидуальные советы, предоставляет тысячам молодых людей свои услуги во время манифестаций. В целом, в той или иной форме услугами AFIJ воспользовались более 250000 молодых людей.

Центр информации и документации для молодежи (CIDJ)[11] предоставляет рабочие места предоставляются молодым людям в возрасте от 18 до 26 лет. Для этого необязательно записываться в службу занятости. При оказании помощи в трудоустройстве Центр предлагает три типа договоров: “инициатива-занятость” (CIE), “занятость-солидарность” (CES) и “консолидированный” (CEC). Их объединяет то, что они адресованы людям, испытывающим трудности, не имеющим квалификации или малоквалифицированным. Существуют также договоры посменной работы, которые подразумевают обязательное обучение, т.е. договоры ученичества, квалификации, адаптации и ориентации. Также рабочие места открыты для обладателей договоров “занятость-солидарность” и “консолидированный”. Это касается молодых людей в возрасте от 26 до 30 лет. Никаких условий, связанных с дипломом, не требуется. Однако, конкурсный отбор, проводимый некоторыми работодателями, отдает предпочтение молодым людям, имеющим диплом бакалавра или баккалавра+2 (особенно в области образования). Центр является также оператором государственной программы «Рабочие места для молодёжи». При этом обязательным является испытательный срок в течение месяца. Разрыв договора по инициативе работодателя может быть вызван только действительной и серьезной причиной. Местные коллективы, государственные юридические лица, государственные административные учреждения могут нанимать молодых людей по данной программе только в рамках срочного договора. Частные юридические лица и промышленные предприятия могут заключить как срочный, так и бессрочный договор. Работодатель свободен в определении заработной платы. На практике более 80% молодых людей получают ежемесячно от 1 082 до 1 288 евро.

Национальное агентство занятости (ANPE) предоставляет помощь ищущим работу по нескольким условиям, в частности при переезде в другое место.Мэрия может выделить финансовую помощь любому нуждающемуся человеку. Помощь оказывают и другие организации: кассы семейных пособий, бюро социальной помощи и т.д.

Наконец, выпускники французских вузов могут воспользоваться услугами общенациональной или региональной службы по трудоустройству (Carrier Development Office), оказывающей индивидуальные консультации (в том числе определяющей уровень профессиональной квалификации соискателей работы), проводящей семинары по профориентации и помогающей молодым специалистам включиться в самостоятельную трудовую жизнь.

2013 год был провозглашен президентом Франции Франсуа Олландом великим годом борьбы за занятость. Ключевым в этом контексте стал законопроект "Контракт поколения", вступивший в действие с 18 марта 2013 года. По замыслу «Контракт поколения» призван решить три задачи: 1) увеличить занятость молодых людей по полным, открытым (open ended) контрактам; 2) поддержать занятость и/или принять на работу людей старшего возраста (старше 55 лет) и 3) способствовать межвозрастному (поколенческому) обмену ноу-хау и экспертными знаниями между штатом людей, приближающихся к пенсии и молодыми людьми. Примечательно, что для обсуждения законопроекта «Контракт поколения» правительство пригласило всех социальных актеров на большую конференцию, организованной 9 июля 2012г., по итогам которой 19 октября 2012 всеми профсоюзами и работодателями было подписано национальное и межпрофессиональноое соглашение, которе легло в основу итогового варианта «Контракта поколения». Данный проект предусматривает 4000 евро ежегодной, в течение 3 лет, помощи предприятием, где занято меньше 300 рабочих (это 99,5% общего числа французских предприятий, и на них работают 56% французов) при найме молодых сотрудников в возрасте 15-25 лет (инвалидов в возрасте до 30) и сохранении рабочих мест для пожилых (старше 57). Для крупных компаний с количеством занятых свыше 300 человек какие-либо импульсы не предусмотрены, они перешли к контракту поколений в сентябре 2013 года. К 2017 году правительство ожидает подписания 500 тыс. подобных контрактов поколения. Планируется, соответственно, сохранение 500 тыс. рабочих мест для тех, кому за 55. Предусмотрена также передача опыта между пожилыми и молодыми работниками, которая ставится под сомнение экспертами, поскольку в некоторых секторах технологические нюансы быстрее освоит молодой работник. Сперва (по состоянию на февраль 2013г.) 58% опрошенной агентством BVA молодежи в возрасте до 30 лет были скептически настроены по отношению к контракту поколения. В свою очередь, как пишет Le Mond, многие предприятия восприняли эту инициативу формально – как очередную директиву гсударства. Однако в дальнейшем стали активнее подключаться к контракту не только малые, но и ряд крупных предприятий. Так, в январе 2014 Renault объявил о численно более значительном соглашении с профсоюзами: на протяжении трёх лет Renault будет брать более 2000 молодых людей ежегодно на работу и/или исследование с заключением трудовых договоров, а также обязуется сохранять удельный вес сотрудников после 55 на уровне 14% от всех занятых в корпорации. Кроме того, стала внедрятся схема систематической поддержки молодых сотрудников через наставников и ученичество: 30% из них составили молодые сотрудники.

Таким образом, во Франции существует сеть профориентационных, консультирующих и иных агенств занятости как государственной, так и частной формы собственности. В результате последовательных и консолидированных усилий среди выпускников вузов проблема трудоустройства уже стоит не столь остро, как прежде. В то же время проблема сохраняется для молодых людей, не получивших высшего образования. Со второй половине 2007 г. уровень безработицы во Франции, по данным «Евростата», достиг 21% и до сих пор остаётся одним из самых высоких в ЕС. По данным Евростата за август 2015г. во Франции зарегистрировано 546,6 тыс. молодых людей моложе 25 лет не работающих вообще - уровень, сопоставимый с показателями самых плохих показателей по ЕС середины 2013 г. Количество молодых безработных, несмотря на многочисленные меры правительства социалистов, выросло за год на 2,2%. (15) Одной из ключевых причин, по общему мнению международных эспертов, является зарегулированность трудовых отношений государством.

Наши рекомендации