Политические партии в обществе, их классификация.
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.
Классификации.
По соц-й стр-ре.
1. П одного из основных классов общества.
2. П одного из неосн-х классов.
3. Партия реликтовых слоёв и классов (монархисты).
4. П соц-х групп с динамикой классовой принадлежности.
5.П отдельных соц-х групп и слоёв.
6.П по полу и возрасту.
7.П надклассовых соц-х образований.
8.Нац-религ П.
9.П с неопределенным классовым обликом.
По идеологии.
1. Революционные.
2. Реформистские.
3. Консервативные.
4. Реакционные.
По организ-м стр-рам.
1. Централизованные.
2. Децентрализованные.
3. Кадровые (<10% электората).
4. Массовые (>10% электората).
5. Партии с точным и формально определённым членством.
6. Партии со свободным членством.
По критерию руководства.
1. Коллективное.
2. Коллективное с сильным руководителем.
3. Вождистский тип.
4. Харизматическое руководство.
5. Консенсусное руководство.
. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии: 1) свободно создаваемая автономная организация, действующая на началах самоуправления; 2) устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе; 3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов - общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; 4) партия не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; 5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах; 6) партия - это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости.
В соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного (или явочно-регистрационного) порядка: никаких предварительных уведомлений или разрешения властей для создания партии не требуется. Партии сами определяют свою структуру, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами.
Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, а членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Во многих государствах членами партии не могут быть военные, работники ОВД и т. п.
Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии. На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, принимается устав партии.
Граждане объединяются в партию на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения. Закон в демократических странах устанавливает свободу и многообразие идеологии политических партий. Ограничения связаны лишь с общегуманистическими ценностями человечества: запрещается призывать к насилию, проповедовать национальную, религиозную и иную рознь, вражду.
Конституции демократических государств устанавливают, что внутренняя организация и деятельность партий должны соответствовать принципам демократии и национального суверенитета. Законы о политических партиях детализируют эти положения. Принцип демократии означает, что прием в партию не должен носить дискриминационного характера (язык, национальность, пол), устав и программа партии должны быть приняты на собрании ее членов или их представителями; периодически должны созываться собрания, съезды, конференции, на которых определяется политика партии, а также собрания местных партийных организаций.
ТИПОЛОГИЯ ПАРТИЙ. Классификация партий возможна по самым различным основаниям, но основные следующие: 1) консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, против реформ (Консервативная партия в Великобритании); 2) клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии), которые требуют, чтобы общественная жизнь и управление государством сообразовывались с догматами религии; 3) либеральные партии (Либеральная партия в UK), выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; 4) реформистские партии, которые выступают под лозунгами национального социализма, за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе); 5) радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство общества с применением, как правило, насильственных мер.
С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. Кадровые партии имеют фиксированное членство, прием в них связан с определенными условиями, часто требуется рекомендация; нередко до получения полного членства существует кандидатский стаж. Кадровые партии основаны на признании довольно жесткой дисциплины, обязательных членских взносов, руководство ими в значительной степени централизовано.
В массовых партиях, как правило, нет фиксированного членства, или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы обычно не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нередко нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается.
Партии-движения - в основном достояние прошлого. Они существовали в развивающихся странах различной ориентации. Это была обычно единственная разрешенная партия, ее членами считались большинство жителей страны. С крушением тоталитарных систем такие партии распались.
С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные, признанные национальными и др. Легальные партии - это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес путем сведения этих интересов к единому знаменателю.
Партии, соединяя гражданское общество с государством, способствуют преодолению или смягчению конфликтов, имманентно присущих их отношениям. Именно благодаря партиям обеспечивается функционирование законодательных собраний и исполнительной власти.
Партия политическая - добровольное объединение граждан, характеризуемое
определенной партикулярностью социально-политического представительства, меньшей
организованностью (по сравнению с государством), ориентацией на овладение
государственной властью или участие в ней.
28. Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей.
Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.
Политический лидер одновременно и объект политики. Политическое лидерство имеет определенные признаки: 1) наличие собственной политической программы, умение реализовать ее; 2) популярность, авторитет, ответственность. Только тот, кто способен взять на себя ответственность, и может выступать в роли лидера; 3) постоянно всей своей практикой доказывать право на лидерство и оправдывать кредит доверия. Политические лидеры, выражая интересы определенных классов и партий, оказывают значительное воздействие на ход событий.
Роли лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи.
существенные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и представительство интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики.
Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.
1) традиционное лидерство,основанное на вере в святость традиций; 2) рационально-легальное лидерство,основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность». 3) харизматическое лидерство,основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности.
По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:
1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера;
2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определенной ситуации.
По содержанию типы лидерства выделяются как:
а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;
б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.
По видам деятельности различают «формальное» и «неформальное» лидерство.
Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников.
29). Демократия как форма власти:
Демократия - форма государственного устройства, тип политического режима, основанного на признании принципов народовластия, законности, свободы и равенства граждан.
Термин происходит от греческого слова Demokratia, состоящего, в свою очередь, из двух слов demos - народ и kratos - власть, правление
1. Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебные власти. Верховный законодательный орган — парламент. Высшая исполнительная власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.
2. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главный принцип: «все, что не запрещено — разрешено».
3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами, как и находящееся у власти большинство. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.
4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.
5. Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.
6. Армия и спецслужбы — важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.
7. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.
8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции. И при всей критике действий властей большинство общества сознательно и убежденно поддерживает демократические ценности.
Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы.
9. Наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.
10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.
Виды:
1. прямая демократия. , при которой право принятия политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами, то есть прямо в соответствии с действующими правилами правления большинства
2. представительная демократия. граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними
3. Это либеральная или конституционная демократия. власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.д.
30) Отношение гражданского общества и государства.
Общество представляет собой родовое понятие(семья), в то время как государство - один из видов самоорганизации людей. Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, коллективность.
Государство обладая специальным профессиональным аппаратом управляет делами общества и распоряжается материальными и др.ресурсами. Среди этих функций важное место занимают управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни, обеспечение национальной безопасности и т.д.
Существует несколько точек зрения на взаимоотношения гражданского общества и государства: 1) либеральная исходит из того, что государство является злом, но злом необходимым и следовательно вмешательство государства в гражданское общество должно быть минимальным. В лучшем случае государство должно играть роль ночного сторожа, охранять частную собственность и правопорядок. 2) Исходит из того, что без государственного регулирования гражданское общество погубит самого себя в бесчисленных конфликтах, с этой точки зрения государство является не только охранителем, но и важнейшим регулятором общественной жизни. 3) Анархизм-беспорядлк, безвластие
31)Основные типы избирательных систем
Существуют два основных типа избирательной системы: мажоритарная и пропорциональная.
При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат.
Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50 % голосов.
При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов — абсолютное (50 % + 1 голос) и относительное.
Многие континентальные европейские страны практикуют пропорциональную систему, в соответствии с которой от каждого округа избирается несколько кандидатов, число которых распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов.
В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе в один тур, а другая — по пропорциональной системе
32) Избирательная система России. Носит смешанный характер, половина депутатов избирается по мажоритарному принципу, другая половина по пропорциональному..