Хар-ка унитарного гос-ва и его разновидности.

Для унитарного государства(Италия, Франция, Дания, Шве­ция и др. ) свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самосто­ятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются администра­тивной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Понятие унитарного государства. Унитарное государство - это единое государство, состоящее не из государственных образований ( штатов и т. п.), а из административно-территориальных единиц (Областей, провинций, губерний), которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны. Наиболее распространено деление типа область - район - община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда (Франция, Украина) и те, и другие.

ФОРМЫ унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы, которых нет в простом.

В широком смысле слова автономия означает предоставление какой-либо части государства (Аландские о-ва в Финляндии; Крым на Украине) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросовВ зависимости от объема полномочий существуют два вида автономий: политическая (государственная, законодательная) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам, создается местный парламент. Законы принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей.Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Сев. Ирландия в Великобритании, Аландские о-ва в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочийНаряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп.

24.Федеративная формагосударственного устройства (Австра­лия, Австрия, Индия, Россия, США, ФРГ и др.) это союз государст­венных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъек­тами федерации и имеют собственное административно-террито­риальное деление. Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-администра­тивном отношении. Правда, во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право рецессии) из союза. Субъект феде­рации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пре­делах установленной компетенции, издание законодательных ак­тов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федера­ции характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

Понятие ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА, составными частями федеративного государства являются государственные образования (штаты, земли, провинции).Обобщенно их принято называть субъектами федерации.

Большинство федераций - крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Создание федераций происходило по-разному. Некоторые из них были созданы на основе союза, объединения независимых государств, другие - актами государственной власти. Первые стали называться федерациями на основе союза или договорными федерациями. Вторая группа - федерации на основе автономии или конституционные федерации.

Субъекты федерации часто имеют свои конституции, которые они принимают сами и которые не нуждаются в утверждении центральных органов. Субъекты ф. создают свои парламенты, которые издают местные законы, они могут иметь свое гражданство, представительство в других государствах (с разрешения МИДа).

25.Конфедерации,в которые объединяются независимые государства для координации какого-либо вида госу­дарственной деятельности — военной, внешнеполитической и др. Эти объединения крайне нестабильные. Они либо распадаются после решения поставленных задач, либо развиваются в федерацию: чему пример — США, Швейцария и др. Во-вторых, существуют и объединения государств, центром которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. В послевоенный период появились и но­вые объединения государств, например Европейское содружество, в котором создано не только общее экономическое пространство, но и надгосударственные органы, координируется политика. Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и пре­емственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые.

В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государст-членов.

Некоторые элементы конституционно-правового регулирования имеет британское Содружество, Европейский союз, СНГ.

26)Политический режим – совокупность методов , форм и приёмов управления.

ДЕИОКРАТИЧЕСКИИ:

приоритет прав и свобод человека над правами гос-ва

«всё, что не запрещено - разрешено»

Власть - выборная, сменяемая. Выборы – альтернативны разделение властей, свобода слова и СМИ, отсутствие цензуры, Рыночная экономика, частная собственность.

ТОТАЛИТАРНЫЙ: Права гос-ва выше, чем права человека, «всё что не разрешено- запрещено. Однопартийная система, Альтер. выборы отсутствуют, влатсь в руках вождя или у узкого круга лиц, нет реальной аппозиции, нет свободы слова. Гос-во влияет на все сферы жизни. В экономике приоритете планового хоз-ва

Отличие: отсутствие одной идеологии

Авторитарный: отсутствует господ. идеология, : Права гос-ва выше, чем права человека, «всё что не разрешено- запрещено», аппозиция краине слаба, выборы формальные цензура касается вопрос угрожающих режиму. Гос-во не влияет на частную жизнь, если она не угрожает режиму. В экономике элементы рыночного хоз-ва сочетаются с гос-ым контролем. Так же под контролем выгодная часть экономики. Полиция и армия выполняют только карательные меры.

Это тип политической власти с характерными способами и методами ее осуществления:

Понятие тоталитаризма- Это тип политической системы и общества,характеризирующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией в общественной жизни,гипертрофией,чрезмерным разрастанием власти и поглощением ею гражданского общества,отсутствием свободы личности,всепроникающим контролем со стороны слившегося во едино партийно-государственного аппарата над гражданами,подчинением всей социальной системы коллективным идеологическим целям.

Основные черты авториторизма- Это неограниченность власти,ее неподконтрольность гражданам,опора на силу,монополизация власти и политики,недопущение политической позиции,независимой легальной политической деятельности,отказ от тоталитарного контроля над обществом,рекрутирование политической элиты путем кооптации.

Принципы демократии - Ими являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности.

Наши рекомендации