Характеристика национальных интересов.

Национальные интересы – объективные потребности страны, которые она вынуждена отстаивать. Вопрос определения национальных интересов - это ключевой вопрос для любого государства, поскольку именно через них оценивается уровень безопасности и защищенности как отдельного человека, так и государства и общества в целом. Только с учетом национальных интересов можно формировать долгосрочный стратегический курс государства, определять его политику.

Выделяют три группы национальных интересов: жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы.

К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования граждан, общества и государства. В сфере жизненно важных интересов находятся суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны,

Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п.

К третьей группе относятся все остальные интересы. Они, как правило, связаны с обеспечением благоприятных условий для развития общества, и др.

Границы между группами интересов условны, подвижны. В зависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статус жизненно важных и наоборот.

Сущность национальной безопасности

Под национальной безопасностью следует понимать защищенность национальных интересов того или иного общества от различных угроз.

Безопасность находится во взаимосвязи со стабильностью. Под стабильностью следует понимать способность системы сохранять свои функции и свойства .Между безопасностью и стабильностью существует прямая зависимость. Чем стабильнее система, тем выше уровень ее безопасности

Национальная безопасность - это сложная, многоуровневая система. Ее образуют целый ряд подсистем, каждая из которых имеет свою собственную структуру.

Прежде всего, следует различать “безопасность личности”, “безопасность общества” и “безопасность государства Базовой в этой системе является “безопасность личности”, качество жизни граждан, создание условий для реализации задатков и способностей каждого человека, для всестороннего развития людей, для их адаптации в современном динамичном мире.

“Безопасность общества” складывается как совокупная характеристика безопасности каждого человека.

“Безопасность государства” связана прежде всего с сохранением конституционного строя, обеспечением суверенитета и территориальной целостности

Вместе с тем следует отметить, что система национальной безопасности должна включать соблюдение баланса интересов всех субъектов: личности, общества и государства

Понятие полит конфликта

. Конфликт политический - острое столкновение разнонаправленных политических сил,

возникающее на основе борьбы за ценности и определенный статус, власть и ресурсы,

основной целью являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Конф 1 из возмож вар-в взаимод-я полит.. К-ты, сигнализируя обществу и властям о сущ-х разногласиях, противор-х, несовпад позиц гражд, стим действия, спос постав ситуацию под контр, преод возникш возбужд-я в пол процессе. Только непрерывное выявление и урег-е конф-в можно счит-ся условием стабильного развития общ-ва. Так образно, можно утверждать, что только отдельн. разнов-ти ПК носят разрушит для общ-ва хар-р.

41) Субъекты мировой политики. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств ,борющихся за национальную независимость. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации. Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести: — региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.; Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации. Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом. Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений. Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

43) Соотношение реформы и революции.

Реформа отражает постепенное медленное эволюционное развитие общества и соответствующее медленное урегулирование общественных противоречий и конфликтов.

Понятие революция отражает быстрое, катастрофическое развитие сопровождающее радикальной ломкой всех старых форм общественных отношений и государства.

Реформа - переустройство общества, его институтов, осуществляемое государственной властью для совершенствования данного строя либо для его коренного преобразования.

РЕВОЛЮЦИЯ - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.

Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и наступающего вследствие него хаоса.

РЕФОРМА характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен.доведение до конца, поэтапность. существенное отличие от революции - в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

Если революция и реформа нацелены на целостное в конечном счете преобразование политической системы.

44)Общее и особенное в политическом развитии современной России. Россия – сложное сочетание западных и восточных культур. Есть объективные предпосылки затрудняющие полноценную реализацию в России принципов рыночной экономики. В чистом демократические критерии в политической системе также не реализованы. Общая тенденция к открытому обществу, признание прав человека, свободы слова, демократических принципов формирования власти, в России общепризнанны, однако на современном этапе, полноценная реализация этих механизмов не позволит решить общегосударственные задачи.

Наши рекомендации