Политические идеи Античности и Среденевековья.
Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платонсоздал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.Прослеживая полит. эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия: Философы, воины, трудящиеся.Правящая власть у философов, ибо они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общ-ва, так как частная собственность и семья порождает в людях эгоизм и вредят общему делу, философы д. быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри кот. все равны а имущество общее. На воинов возлаг. приведение в жизнь реш. философов и охрана установл. порядка.В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить индивидуальную собственность.Рабы у Платона – это условие жизнедеятельности. В теории Платона разделения труда отсутствовал класс рабов.Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки. Идеальные формы правления у Платона – монархия и аристократия. Наихудшие – демократия и тирания.Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''.Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот. ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот. правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ. на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан. Ещё к правильным можно отнести монархию и аристократию. А к неправильным Аристотель относит – тиранию, олигархию и демократию.Пытается формулир. з-ны полит. жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и
4. Политические идеи Возрождения и Нового времени.
Центр. идеей духовной жизни общ-ва стан. гуманизм, кот. поставил в центр своих интересов не бога, а человека с его земными запросами и потребностями. Представители: Микола Макиавелли – классик полит. теории эпохи Возр.Он отверг средневек. теологич. концепцию гос-ва и противопост. концепцию светского гос-ва. Подход Макиавелли со светских, а не теологич. позиций был важным вкладом в историю политидей эпохи Возр. Лучшей формой гос-ва он считал республику. В труде ''Государь'' он доказ. что при сильном правителе возможно создать независ. гос-во, а для достиж. этой цели пригодны всякие, в т.ч. и аморальные ср-ва, поскольку важный з-н политики – это благополучие гос-ва. Государь, ставший на путь сильного централиз. гос-ва д. сочетать в себе кач-ва льва и лисицы. В последствии для обозначения такой политики появляется термин маккиавелизм - политика пренебрежения законами морали, неразборчивость в ср-вах достижения цели.Наряду с полит. идеями, обосновавшими возникший бурж. полит. строй в Зап. Европе, появились полит. учения, авторы кот. выступали с отрицаниями этого строя. Первым это сделал Томас Мор (1478-1535). Он является основоположником методики социализма, в своём труде ''Утопия'' он критикует сущ. строй несправедливости, нерав-ва, критикует паразитизм эксплуататоров и причиной всех бед считает частную собственность, противопоставляя сущ. государству, строй выдуманного им острова Утопия. Устанавливает выборность случайных лиц, общественную собственность на средства производства, всеобщность труда и т.д.Дальн. развит. полит. мысль получ. в Голл. и Англ., к числу наиб. выдающ. мыслит. относ. Т. Гоббс (1588-1679). Свою полит. доктрину он излож. в трудах ''О чел-ке'', ''О гражданине'', ''Левиафан''. Гоббс исходит из того, что все люди созд. равными и каждый из них имеет одинак. с др. права на всё, однако чел-к – сущ-во эгоистичное, и честолюб., поэтому в общ-ве неизбежно царит война всех против всех. И избавл. от неё происх. тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохр. отказ. от своих прав, передавая их по договору опред. лицу или группе лиц. Последние и представл. собой гос-во, кот. и явл. гарантом мира между людьми. Чтобы успешно выполн. эту миссию, гос-во д. облад. абсол.
властью, неогранич. правами, и обладат. этой верховной власти никакими з-нами с народом не связан и ответств. перед ним не несёт. Долг властителя – хорошо управл. своим народом, но отвечает он только перед совестью и разумом. И воспротивиться воле м. только в одном случае – если он обязывает убивать или запрещает защищаться от напад. врагов. Гос-во д. было выполнять не только полицейско-охранит. ф-ции, его задачи – поощрять всякого рода промыслы, силой принуждать к труду здоровых людей, а также заниматься воспитанием и просветительской деятельностью. Гос-во гарантирует подданным право делать то, что не запрещено законом.Локк предлагает разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную. Локк рассматривал идею неотчужденности личности но право на жизнь, собственную свободу и поэтому его считают одним из основоположником либерализма.Ж.Л.Монтескье –
7 ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. КОНСТИТУЦИЯ РБ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЛИЧНОСТИ.
Главный субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки: материальные; социально-культурные (социальная среда, образование);политико-правовые (определяют возможности участия личности в политике).Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики.
1. Рядовой член общества – человек с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересованностью политическими вопросами.2. Человек, принимающий определенное участие в политической жизни общества. Он может принимать участие в деятельности общественного движения или организации. Его политическая активность проявляется в силу его принадлежности к этой организации и не выходит за рамки ее деятельности.3. Человек, являющийся членом политической организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни. Его непосредственное включение в политику определяется его возможностями и конкретной ролью, которую он выполняет как член этой организации. Это осознанное включение в политику.4. Общественный деятель (политический деятель). Политический деятель по совместительству, как правило, руководитель общественной организации. Имея определенную профессию, сферу занятий, основную активность своей деятельности он направляет на решение политических вопросов. Это может быть связано и с личными устремлениями, и с устремлениями руководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.5. Профессиональный политик, для которого политика – не только профессия, но и главное занятие, смысл всей жизни. Это руководители политических партий, ответственные работники органов государственного управления и т.д.6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Лидер имеет формальный или неформальный авторитет и обладает фактическим влиянием на окружающих.Уровни политической активности личности лишь схематически описывают ее роль в политике.
8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ, ЕЁ ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА.
Политическая власть – это отношения, в которых воля и действие одних господствуют над волей и действиями других. Мотивы подчинения: заинтересованность в достижении цели, убеждённость в необходимости выполнения распоряжения, авторитет властвующего, чувство страха. Это необходимо для эффективности власти и её долговечности. Полит власть воздействует на др. общ. Системы: экономическую, соц-духовную. Отличит признаки: 1.верховенство: обязательность её решения для всего общества, 2. всеобщность: публичность, 3. легальность, 4. моноцентричность: существование общегосударственного центра принятия решения, 5. возможности в использовании средств для завоевания, удержания и реализации власти. Политическая власть – способность одной соц. Группы проводить свою волю по отношению к другим группам, осуществлять свои интересы и цели различными средствами.
Полит власть имеет свою структуру (субъект, объект, ресурсы). Подразумевается наличие двух сторон: властвующей и подвластной. Ресурсы полит власти – средства, при помощи которых субъект полит власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан. Выделяют: экономические (деньги для становления власти, осуществления безопасности её функционирования); силовые (оборона страны, охрана общественного порядка: армия, ФСБ,…); соц. Ресурсы: поддержка власти престижными и высоко оплачиваемыми должностями; информационные: (радио, ТВ).
Механизм полит власти: 1. руководство; 2. управление, 3. организация, 4. контроль.
справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.Средневек. полит. мысль отходит от этого вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога. Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, кот. д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя. Аврелий Августин в соей книге «О граде Божьем» рассматривал историю человечества, как борьбу двух градов – града Божьего и града земного. Если град Божий основан на любви к Богу, на стремлении к общеи пользе и справедливости, то град земной основан на эгоизме, насилии. Августин обосновал идею разделения гос-ва и церкви.
открывает век Франц. просвещения. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит. и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.Ж.Ж.Руссо – выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. Идеи Руссо закрепили в «Декларации прав человека и гражданина» (1799г.) и в др. док-тах.
5. Общественно–политическая мысль Беларуси.
В процедуре укрепления феодального порядка в ВКЛ появляется опубликованные на древне-белорусском языке правовые акты. Большой интерес представляет первый – 1529, второй – 1566, третий –1588 статуты ВКЛ. Они представляют собой полный свод законов, благодаря которым общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Это своеобразная феодальная конституция, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-либо личной воли, а только от закона. Как в Зап. Европе, так и в Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с общеевропейским гуманизмом, реформацией и возрождением. У истоков гуманистического видения стоял Ф. Скорина 1490-1541. Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот. содержит суждения о политике. Основной интерес он проявлял к праву и закону. Законы он дели на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать. Закон призван положить этому конец. Он настаивал на том, что перед законом все равны. Законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличался демократичностью. В своих произведениях он обращался к простым людям, считая их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира».В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества. Они: Гусовский, Будный, Сапега и другие. Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступал Будный (1530-1593). Он осуждал взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) он выступил с критикой феодализма. Он требовал ограничения шляхецкого произвола, равенства всех сословий перед законом. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвященным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. Будный сформулировал основную доктрину, обусловленную необходимостью власти. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства.К числу крупных мыслителей Белоруссии относятся Сапега. Большая часть их публикаций посвящена религиозным вопросам. Вместе с тем довольно четко и основательно отражены политические идей в частности идея правового государства. Они считали,