Политические идеи античности.

2. Политические идеи средневековья.

3. Политическая мысль Нового времени.

4. Особенности развития политической мысли в России.

Темы докладов:

· Формирование античных представлений о политике, государстве и управлении.

· Политическое мировоззрение эпохи гуманизма и Возрождения.

· Проблемы власти и государства в русской политической мысли

(см. литературу к темам 2-3)

Методические советы:

· Исходите из того, что политические идеи и взгляды тех или иных мыслителей надо оценивать не только с точки зрения развития мировой политической мысли, но и с позиции тех национальных, исторических условий, которые существовали в данной стране и которые обусловили возникновение именно таких политических взглядов и идей.

· Заполните в рабочих тетрадях в ходе подготовки к семинару следующую таблицу:

Характеризуемый период Краткая характеристика развития политических идей Наиболее крупные мыслители, обогатившие политическую мысль
Древний мир    
Средневековье    
Новое время    
Новейшее время    
Россия    

Семинар №3

Политические системы и политические режимы современности

Учебные цели: рассмотреть структуру, функции и типы политических систем, особенности формирования современных политических режимов

Учебные вопросы:

1. Системный подход к изучению политики. Политическая система, ее структура, механизм функционирования.

2. Понятие политического режима и их типология. Современные политические режимы.

3. Особенности политической системы и политического режима в современной России.

Темы докладов:

· Политические системы развитых капиталистических стран (по выбору)

· Политические системы развивающихся стран (по выбору)

· Политическая система Российской Федерации: становление и развитие

· Демократия и народовластие

(см. литературу к теме 5.)

Методические советы:

1.Поскольку теория политической системы основывается на общем системном подходе, начните подготовку по проблемам семинара с уточнения сущности системного подхода. Если Вы не найдете ответа в имеющихся у Вас учебниках по политологии, воспользуйтесь философским словарем.

2. Рассматривая политическую систему, исходите из разных подходов: теории политических систем Д. Истона, Г. Алмонда; а также понимания политической системы как целостной, упорядоченной совокупности политических институтов, политических ролей, отношений и процессов, подчиненных кодексу правовых, политических и моральных норм.

3.Анализируя политические режимы, особое внимание уделите характеристике демократического политического режима и особенностям его становления. Сформулируйте основные положения указанных в таблице теорий демократии:

Теория демократии Основные положения
либеральная  
плюралистическая  
плебисцитарная  
партисипаторная  
элитарная  
Концепция полиархии Р.Даля  

4. Обязательно разберитесь в особенностях устройства и порядке формирования политической власти в России. Знание этого вопроса обязательно для получения удовлетворительной оценки по всему курсу.

Семинар №4

Человек как субъект и объект политики. Политическое участие.

Учебные цели: уяснить место и роль человека в мире политики; раскрыть основные типы политического поведения и участия; разобраться в особенностях электорального поведения в России

Учебные вопросы:

1. Человек как первичный субъект политики. Взаимодействие индивида и власти в различных политических режимах.

2. Формы и мотивы политического участия.

3. Причины абсентеизма и политического отчуждения.

4. Проблемы политического участия в современной России.

Темы докладов:

· Права человека в контексте современных проблем

· Конформизм в современной жизни: достоинство или недостаток?

· Лоббизм в России: проблемы и перспективы

(см. литературу к темам 4,7,10)

Методические советы:

1. Начните рассмотрение вопросов семинара с уточнения сущности политической социализации, поскольку прежде, чем принимать активное участие в политике, стать субъектом, человек «врастает» в систему политических отношений общества.

2. Выясняя место человека в политической жизни, исходите из теорий, реализованных в политической практике: патерналистской концепции, берущей начало от учения китайского философа Конфуция; тоталитарной трактовки личности, восходящей к идеям Платона; либерализма, наиболее явно проявившегося в идеях Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье; христианско-демократического учения; социалистического учения.

3. Рассматривая взаимодействие индивида и власти, выделите, как минимум, три типа отношений такого рода: приобщенность человека к политике; отчуждение или аномию; полное слияние человека и политической структуры.

4. Изучая причины политического участия, заполните в рабочих тетрадях следующую таблицу:

Название концепции (теории) Суть концепции (теории)
Теория рационального выбора  
«мичиганская модель» электорального участия  
Психологическая школа  
Институциональный подход  

Семинар №5.

Избирательные системы.

Учебные цели: изучить основные типы избирательных систем; рассмотреть сущность избирательного права и избирательных процедур; разобраться в технологии избирательных кампаний; уточнить место и роль политических партий в подготовке и проведении выборов.

Учебные вопросы:

1. Понятие избирательной системы и основные виды выборов.

2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная кампания.

3. Избирательная система и выборы в современной России

4. Место и роль политических партий в подготовке и проведении выборов

Темы докладов

· Ретроспективный и сравнительный анализ избирательных систем

· Порядок проведения и организации референдумов в демократических государствах

· Взаимосвязь избирательных и партийных систем

(см. литературу к теме 10)

Методические советы:

1.Сравнивая достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, заполните в рабочих тетрадях следующую таблицу:

  Мажоритарная система Пропорциональная система
достоинства    
недостатки    

2. При анализе взаимосвязи партийной и избирательной систем установите, «работают» ли социологические законы, сформулированные французским политологом Морисом Дюверже:

а) пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой;

б) абсолютная мажоритарная система влияет на формирование многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;

в) относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.

Семинар №6

Международная политика

Учебные цели: уяснить особенности современного мирового политического взаимодействия; проанализировать политические аспекты глобальных проблем современности; рассмотреть место и роль России в современной геополитической картине мира.

Учебные вопросы

1. Мировая политическая система: сущность и структура

2. Глобальные проблемы и современная политика

3. Внешняя политика России : политико-формирующие факторы.

Темы докладов:

· Мировой политический процесс: состояние и перспективы

· Геополитика современного мира и Россия

· ООН как универсальная организация по обеспечению международной безопасности

· Международный терроризм как угроза национальной безопасности

(см. литературу к теме12)

Методические советы:

1.Характеризуя субъекты мировой политики, в рабочих тетрадях сделайте краткие характеристики наиболее крупных межгосударственных и международных объединений и политических организаций.

2.Попытайтесь сформулировать приоритеты современной мировой политики.

3. Выстройте собственную иерархию опасностей и угроз мировому сообществу и конкретному государству. Запишите ее в рабочую тетрадь.

Санкт-Петербургская Академия

Управления и Экономики

Факультет Социального Управления

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ

Для специальностей

Менеджмент организаций»

Наши рекомендации