Становление политологии как науки. Объект и предмет политологии

Становление политологии как науки. Объект и предмет политологии

П– это наука о политике(политика–общ. гос-ные дела). Как самостоятельная отрасль научного знания П. сформировалась в к.19­­–перв. полов.20в. Этому способствовали след факторы: 1 Признание политики самостоятельной сферой жизни общества; 2 Возникновение таких гос-ных и полит институтов как парламентаризм, разделение властей, избирательная система, политические партии; 3 Развитие научно-рационалистической методологии исслAедований. В 1857в США создана кафедра политической науки; 1880– первая школа политической науки; 1903–Американская Ассоциация политических наук; 1871–во Франц создана школа политической науки; 1895–Лондонская школа экономической и политической науки; 1948–под потранажем ЮНЕСКО создана Международная Ассоциация политической науки.

В системе высшего образования П стала преподаваться со 2-ой половины 20в. В РБ как обязательная П была включена во 2й половине 90х

1946– на международном коллоквиуме в Париже был принят документ о содержании полит науки: (разделы)1политическая теория( методологические основы теории, история политической науки); 2полит институтыи полит системы( изучение гос-ва, партий, общественных организаций, движений); 3 соц компоненты власти(формы, методы полит руководства обществом, правящая элита, политическое лидерство); 4 полит культура; 5 полит поведение;6 международные отношения и внешняя политика.

Своеобразие П в том, что все соц явления и процессы она рассматривает относительно полит власти. П–это система знаний о политике, о полит власти, полит отношениях, процессах, об организации полит жизни общества.

Объект П–политика. Предмет П– политич власть, закономерности ее становления, функцион измения.

ПРЕЗИДЕНТ РБ.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порядок проведения выборов Президента определяется законом Республики Беларусь..Президент вступает в должность после принесения Присяги. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.Президент Республики Беларусь: назначает республиканские референдумы; назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь;





Функции полит культуры.

Познавательная функция – формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.

Интегративная – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей полит системы и избранного обществом полит строя.

Коммуникативная функция – позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали” в соответствии с иерархией полит системы.

С коммуникативной тесно связана функция обеспечения соц. прогресса. Это означает, что полит культура создает условия для эффективного развития полит системы и общества в целом.

Нормативно-регулятивная функция – заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

Воспитательная функция дает возможность сформировать личность, гражданина.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

. Результативное вхождение человека в мир политики требует освоения норм, видов, возможностей полит. деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс наз. Полит. социализацией и осуществляется следующими основными путями: 1) путем обучения устойчивым образцам и принятым реакциям; 2) путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, 3) с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах полит. системы, а в других — вразрез с ними. Факторами полит. социализации служат семья, школа, средства массовой информации, участие в деятельности полит. организаций и полит. событиях. На характер, специфику полит. социализации оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности страны. Доминирование полит. ценностей и ориентаций не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека большую возможность выбора своих политических предпочтений. В ходе социализации идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса. Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Средством передачи исторического опыта служат традиции. Политическая социализация обеспечивает сочетание элементов политических отношений, связанных с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальный тип отношений человека с полит. Властью: через традиции, уроки исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации полит. власти, а через цели, полит. организации влияет на будущие полит. события и процессы.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ.

Политич. процесс. – функц-ая х-ка политич. с-мы, отражающая сов-ть ее внутр. изменений, посл-ть полит. событий и целенаправленное взаимодей-ие субъектов политики. Его компоненты: субъекты полит., динам. полит. отнош., полит. поведение, полит. деят-ть. Его содержание м/б разнообразным: разр-ка какой-л. концепции( перестройка, демократизация, приватизация), создание новых управленч. структур, проведение выборов. По своей стр-ре полит. проц. состоит из: субъекта носителя власти, объекта , как цель процесса, ср-в методов исполнителей процесса. Полит процессы подразделяются на: 1.внутриполитический, 2.внешнеполитический, 3.демократический, 4.антидемократичес., 5. стабильный, 6. нестабильный, 7.революционный, 8.эволюционный, 9. конфликтный, 10. связанный с развитием полит. партий.

Теория социал-демократии

Социалистическими наз. полит. движения, отриц. капитализм и стремящиеся утвердить новый обществ. строй, лишенный недостатков капитализма: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д. Теория “научного социализма” (коммунизма) стремились доказать, что коммунизм следует за капитализмом. Переход к нему - в процессе социалист. революции под руководством рабочего класса и его политической партии — коммунистов. Диктатура пролетариата - форма полит. организации общества без классов, без государства, с высоким уровнем развития производительных сил, всеобщего изобилия, распределения по потребностям. Главным результатом социал. революции — национализация средств производства (государство). Результат - рост гос. аппарата и масштабов его вмешательства в жизнь граждан. Появился тоталитаризм с репрессивными мерами контроля над обществом. Отсутствие эконом. инициативы привело к тех. отставанию соц. обществ от капиталистических антиподов, а осн. цели коммунистического строительства оказались нереализуемыми. Эта ситуация конца XX в. привела к развалу соц. системы. Более жизнеспособными оказались сформиров. в конце XIX в. социал-демократические партии и движения, отказавшиеся от диктатуры пролетариата, классовой борьбы и соц. революции. Они приняли в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы. “Соц. мечта человечества” оказалась нереальной, но её последствиями являются различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным граждан, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.

РБ в мировой политике.

Внешн. Пол-ка РБ строится на след. принципах. Рав-во государств, неприменение силы в М.отношениях, нерушимость границ, мирное урегулир-е междунар-х конфликтов и противоречий, уважение суверенитета др.государств.

В кач-ве стратегических целей выступают обеспечение благоприятных междунар-х условий для укрепления своей госуд-ти, суверенитета, територ-й целостности, развитие взаимовыгодного сотрудничества с др.государствами и народами,непосредственное участие в решении общечелов-х проблем и формирование гуманного мирового порядка.

Внешнеполитические приоритеты Беларуси.

1. выполнение обязательств по междунар-м соглашениям и договорам в области разоружения и контроля.

2. Б. выступает в кач-ве надежного партнера в борьбе с терроризмом.Страна присоединилась к международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.

3. развитие сотрудничества в рамках ООН.

4. развитие контактов с общеевропейскими структурами(ЕС,совет европы)

5. развитие союзн. отнош-й с РФ

6. приверженность интеграции в рамках СНГ, организ. договора коллективной безопасности.

7. развитие политич. и экономич. отнош-й в рамках евразийского сообщества.

Развитие отношений с Китаем, Индией,Кубой, Бразилией, аргентиной.

Для РБ хар-на черта многовекторность, что предполагает развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами.

Становление политологии как науки. Объект и предмет политологии

П– это наука о политике(политика–общ. гос-ные дела). Как самостоятельная отрасль научного знания П. сформировалась в к.19­­–перв. полов.20в. Этому способствовали след факторы: 1 Признание политики самостоятельной сферой жизни общества; 2 Возникновение таких гос-ных и полит институтов как парламентаризм, разделение властей, избирательная система, политические партии; 3 Развитие научно-рационалистической методологии исслAедований. В 1857в США создана кафедра политической науки; 1880– первая школа политической науки; 1903–Американская Ассоциация политических наук; 1871–во Франц создана школа политической науки; 1895–Лондонская школа экономической и политической науки; 1948–под потранажем ЮНЕСКО создана Международная Ассоциация политической науки.

В системе высшего образования П стала преподаваться со 2-ой половины 20в. В РБ как обязательная П была включена во 2й половине 90х

1946– на международном коллоквиуме в Париже был принят документ о содержании полит науки: (разделы)1политическая теория( методологические основы теории, история политической науки); 2полит институтыи полит системы( изучение гос-ва, партий, общественных организаций, движений); 3 соц компоненты власти(формы, методы полит руководства обществом, правящая элита, политическое лидерство); 4 полит культура; 5 полит поведение;6 международные отношения и внешняя политика.

Своеобразие П в том, что все соц явления и процессы она рассматривает относительно полит власти. П–это система знаний о политике, о полит власти, полит отношениях, процессах, об организации полит жизни общества.

Объект П–политика. Предмет П– политич власть, закономерности ее становления, функцион измения.


Наши рекомендации