Социально-политические идеи эпохи античности

История социально-политических воззрений берет свое начало в мифологических представлениях об окружающем мире. Мифологические представления о сущности государственной власти имеются и в религиях. Конкретные воззрения на власть, закон, управление, социальную структуру общества возникают позднее.

Наиболее древними политико-правовыми памятниками можно назвать "Законы Хаммурапи" (Древний Вавилон, XVIII в. до н.э.), "Законы Ману" (Древняя Индия, II в. до н.э.) и др.

Довольно стройную систему рациональных взглядов на общество в Древней Персии связывают с именем Заратустры (или Зороастры, примерно VIII в. до н.э.). Зороастризм считает, что в мире идет постоянная борьба добра и зла. Государство представляет собой земное воплощение царства божьего добра, а государь, будучи служителем бога, должен защищать подданных от зла.

Более поздние социально-политические концепции воплотились в социальной доктрине буддизма, в учениях Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы и др. Отрицая идею бога, Будда (VI в. до н.э.) утверждал, что миром правит естественный закон. А дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Конфуций (551— 479 гг. до н.э.) и его последователи развивают патриархально-патерналистскую концепцию государства. И хотя они выступали за формирование власти по принципу "выдвижения талантов", но считали необходимым поддержание рангово-иерархических различий, без которых нет порядка в обществе. Мо-цзы впервые высказывает идеи "договорного" образования государства, благодаря чему власть получает самый мудрый, независимо от его происхождения. Лао-цзы доказывая, что развитие мира протекает по определенному естественному пути-дао, призывает не вмешиваться в развитие общества, а подчиняться естественным обстоятельствам и законам его развития.

Первые теоретические социально-политические концепции в законченном и сформировавшемся виде появляются в развитом рабовладельческом обществе и связаны, прежде всего, с именами древнегреческих и древнеримских мыслителей.

Среди античных мыслителей, прежде всего, следует назвать Демокрита. Выступая, как активный приверженец рабовладельческой демократии, он считает, что только она отвечает истинной природе человека для обеспечения его гармоничного существования. Демокрит высказывал идею естественного и необходимого появления общества в результате длительной эволюции природы. Государство же возникает уже как результат развития общества и представляет собой условное соглашение между людьми, к чему вынудила их естественная потребность жить в каком-то установленном порядке. Важное место в жизнедеятельности общества Демокрит отводит воспитанию и обучению, за которые должно отвечать государство.

Значительный этап в истории социально-политической мысли занимает социальная концепция основоположника идеализма Платона. Вслед за Демокритом он обосновывает необходимость разделения труда в государстве, что является основой сословного деления общества и которое зависит от способностей. Выводя политику из психологии и этики, Платон считает, что трем способностям человеческой души: умственной, волевой и эмоциональной — соответствует три добродетели: мудрость, мужество и благоразумие. И в соответствии с этими способностями складывается и социальная структура общества, где выделяются три сословия: философы, воины, ремесленники.

Платон характеризует политику как царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми, отсюда и идеальное государство — справедливое правление лучших и мудрых, т.е. философов. Он писал, что "...пока в государствах не будут царствовать философы... до тех пор... государства не избавятся от зол". (Платон. Соч., 1971. Т.З. 4.1. — С. 275). Но такое государство является лишь идеалом, к которому нужно стремиться в своем развитии.

Кроме идеального государства Платон выделяет еще три основных типа правления: монархию, власть немногих и власть большинства. Эти типы в зависимости от наличия или отсутствия законности проявляются каждый в двух противоположных формах: царская власть — тирания; аристократия — олигархия; демократия с законами — демократия без законов.

Развивая дальше учение о государстве, Платон утверждает, что государство должно иметь справедливые законы, а на страже этих законов должно стоять правосудие. Подчеркивая, что в управлении государством не должны участвовать люди "несведущие", он, тем не менее, не отстраняет от участия в политике ни один из слоев свободных жителей. Важное значение для жизни общества он отводил государственному воспитанию. Понимая, что частная собственность может стать основой несправедливого правления, Платон считал, что правители-философы должны быть ее лишены, для них должна существовать только общественная собственность. Идея общественной собственности Платона не имеет ничего общего с коммунизмом, т.к. к проблеме распределения продуктов он подходит с позиций рабовладельческого класса. Кроме того, идея обобществления собственности утопична в плане ее реального осуществления, т.к. предлагает уничтожить для философов индивидуальный брак и моногамную семью.

Социально-политические взгляды Демокрита и Платона оказали огромное влияние на более поздние концепции и доктрины общественного развития. Именно они заложили основы материалистического и идеалистического понимания истории, которые в более поздние времена приобретают самые разнообразные формы своего проявления,

Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в трудах Аристотеля. Будучи учеником Платона, Аристотель далеко не все идеи принял от своего учителя, а предложил свою концепцию общественного развития. Самым главным достоинством учения Аристотеля об обществе была его попытка раскрыть суть экономических отношений. Он впервые подвергает анализу форму стоимости, обнаружив в меновой стоимости товаров отношение равенства их стоимостей.

Политику он тесно связывает с этикой и, прежде всего, с понятиями справедливое и прекрасное. Взгляды Аристотеля на государство опирались на богатейший фактический материал — собранное в его школе описание конституционного устройства 185 греческих полисов (городов-государств).

Государство он рассматривал как сложную организацию, возникающую из естественного, присущего свободным людям политического общения. Государство у Аристотеля, кроме средства обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов, должно служить достижению добродетельной жизни. Поэтому правильным государственным строем Аристотель считал такой, при котором преследуется общее благо и общее счастье, а неправильным — при котором преследуются частные цели правителей и достижение ими их личного блага. Кроме двух названных типов Аристотель в каждом из них выделял 3 формы правления в зависимости от числа властвующих (один, немногие, большинство). Правильными формами государства являются монархия, аристократия и полития. Неправильными — тирания, олигархия, демократия. При подмене общих целей частными правильные формы государства трансформируются в неправильные.

Самой лучшей формой государства Аристотель считал политию. В ней правит большинство, т.е. средний слой рабовладельцев в интересах общей пользы. Правление среднего класса предполагает и "среднюю жизнь": в правах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — учет интересов большинства. Практическая реализация этого образцового правления — сложный процесс, но общество, по мнению Аристотеля, обязательно к нему придет.

Развивая идеи Аристотеля, Полибий выдвинул идею разделения властей. Он считал, что в обществе необходимо установление смешанной формы правления с соблюдением реального равновесия и взаимосдерживающего разделения властей; царя, народа и старейших. При этом не должно быть преобладания и самовырождения ни одной из них. Тогда можно будет говорить о справедливом государстве.

Если в Древней Греции главную роль играли философы, то в Древнем Риме значительный вклад в развитие социальной мысли внесли, прежде всего, видные политические деятели: Марк Аврелий, Цицерон, Юлий Цезарь.

Не остаются в стороне и философы: Лукреций Кар, Сенека, Муций Сцевола. Так, например, Лукреций Кар активно выступает с критикой существующего государства и осуждает нравственный упадок среди знати в римском обществе, развивая идеи договорного характера государства, призывает граждан к активному участию в государственно-политической деятельности. Огромное значение Лукреций Кар придает человеческому разуму, который постоянно овладевает новыми знаниями и тем самым способствует совершенствованию общества.

Основатель римского стоицизма Люций Анней Сенека, будучи воспитателем Нерона, пользовался влиянием при дворе. Он учил, что в природе и обществе господствует рок, судьба. Нельзя ничем изменить существующий мир, человек должен примириться с судьбой и повиноваться ей, поэтому бессмысленно говорить об изменениях в общественной и политической жизни. Классовые интересы эксплуататоров Сенека прикрывает своей этикой, проповедью сострадания и любви к ближнему. Тем самым своими моральными принципами он оправдывает рабовладельческую эксплуатацию.

Муций Сцевола, исполняя по наследству должность жреца, требует строгого соблюдения культов государственной религии. Сами по себе религиозные верования необходимо рассматривать с двух сторон: в отношении их истинности и в отношении их полезности. Считая, что суть их (истинная или ложная) должна оставаться тайной для народа, т.к. полезно, чтобы народ пребывал в суеверии. В то же время подобные учения очень полезны государству, т.к. предполагают подчинение, принятие на веру и исполнение всех государственных повелений. Это в свою очередь способствует укреплению государственной власти, силы государства и его могущества.

Марк Аврелий, являясь философом на троне, продолжает разрабатывать идеи общественного развития. Его взгляды соединяют в себе практицизм и скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. Все происходящее в мире он рассматривает как реализацию божественной деятельности. Счастье и справедливость в мире достигаются приведением своих чувств и взглядов в соответствие с естественным законом, т.е. разумом всеобщей природы.

Рассматривая рабовладельческий строй как вечный и неизменный, он не видел никакого выхода из состояния упадка современного ему общества, проповедовал мистику и самосозерцание. Морально оправдывая классовое господство рабовладельцев, Марк Аврелий распространял идеи "дружбы всех людей, независимо от их классовой принадлежности".

Величайший вклад в развитие социально-политической мысли внес Марк Тулий Цицерон. Будучи видным оратором и политическим деятелем, являясь теоретиком риторики, он активно занимался разработкой философских проблем. Цицерон считал, что мудрость философов — это залог справедливого общественного устройства. Отстаивая идею свободы воли человека, вслед за Полибием отстаивал необходимость смешанной формы правления по типу Римской республики (народное собрание, сенат, консулат).

Но самым главным достижением Цицерона является определение им государства как правового сообщества. Государство есть дело народа как сообщества людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью их интересов. Государственная власть должна защищать имущественные интересы граждан, а существовать государство и его управленческий аппарат могут только за счет средств, получаемых различными путями у подданных (т.е. за счет налогов). Но, будучи сыном своего времени, Цицерон считает, что возникновение права следует выводить из понятия закона. А самый высший, естественный, неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и является воплощением разума всевышнего Юпитера. Поэтому он вечен, и его нельзя изменить голосованием. Принцип номократии – верховенства закона, которому подчиняются и граждане и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан.

Различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), он отмечал у каждой из них свои достоинства: благоволение у царей, мудрость у оптиматов, свободу у народа. Все эти достоинства должны быть представлены в смешанной форме государства, которая является наиболее разумной.

Гай Юлий Цезарь, будучи великим полководцем, талантливым оратором, писателем, оставался, прежде всего, великим государственным деятелем. Он является наиболее ярким представителем абсолютной монархии в эпоху рабовладельческого строя. В начале своей политической карьеры Цезарь стремился добиться примирения между аристократией и демократией согласно учению Аристотеля и установить умеренно демократический строй по Перикловому образцу. Но после ряда войн положение Цезаря оказалось непрочным, и он становится сторонником диктатуры (что исторически оправдано). В соответствии с этой политической деятельностью строятся и его основные теоретические воззрения. Цезарь считал важным создание сильного, единого государства. Признавая возможность демократических (республиканских) форм правления, он все-таки отдавал предпочтение монархии. Подчеркивая в политике важную роль силы, он придавал ей двоякий смысл, как военной силы (насилию) и как авторитета (влиянию политика). Войны он считал неизбежными и необходимыми для развития общества и призывал заранее к ним готовиться.

Более поздние философские и политические доктрины и концепции по своей сути явились лишь далеко не лучшим повторением уже известных идей и практически ничего нового не внесли в развитие социально-политической мысли античности.

Наши рекомендации