Основные социально-политические идеи античности.

Первые упоминания об обществе и отношениях между людьми зафиксировано в мифах, но в них не давалось даже примитивного научного объяснения социальных фактов и явлений.Основное место в мифах занимают идеи рождения и развития человека, связи его с мирозданием. Наблюдения людей этого периода зафиксированы в древних письменах. Постепенно мифы уходили в прошлое, и им на смену приходили первые примитивные научные знания.Развитие социологии претерпело множество этапов, но большинство социологов сводят развитие социологической мысли к трем основным периодам:

донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХIХ века),

классическому (50-е годы ХIХ века - начало ХХ века),

современному (начало ХХ века - до настоящего времени). Для каждого этого периода характерны свои особенности.

Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа, является основой функционирования общества, а главным в обществе являются личностные человеческие проблемы.

Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и причины возникновения общества, изучить процессы его функционирования и развития, определить причины и условия разделения общественного труда.

«Государство» Платона - первый труд о социальном устройстве государства, истоках возникновения, развития, путях совершенствования и построения идеального государства. Аристотель утверждает, что главная задача государства -обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку стратификации общества, полагая, что в управлении государством должны принимать участие все слои общества.

5.Ученые средневековья и их вклад в развитие социального знания.В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV - Увв.) и Фомы Аквинского (ХШ века).

По Августину - противостояние двух начал грешного и божественного составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного проведения.Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис -«Философия - служанка богословия». Во всех своих трудах он обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность, закономерность и справедливость. Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства.Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли - утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590­1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы.

Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо Компанелла (1568-1639гг.)

6.Основатели социологии О.Конт и Г. Спенсер. Сороковые годы 19 века - период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) - французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал "социальной физикой", а 1938г. социологией. Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» -главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает «закон трех стадий развития общества» - теологической, метафизической, позитивной.

По аналогии с основными разделами тогдашней физики, ко­торую О. Конт считал образцом точной науки, он подразделил социо­логию на два основных раздела: социальная статика и социальная ди­намика.

Согласно О. Конту, общество в процессе своего развития, т.е. реализации социальной динамики, проходит три последовательных стадии.

Теологическая - Господствующее положение в обществе, опре­деляющее его развитие, занимает религия, Метафизическая -

Главенствующую роль в развитии общества играет философия, Позитивная -

Решающую роль в развитии общества занимает наука.Герберт Спенсер (1820-1903) стал родоначальником эволюционно-органистского направле­ния, которое характеризуется последовательным применением анало­гии общества с биологическим организмом. Как и в организме, разви­тие и рост общества, считал Г. Спенсер, сопровождается увеличением сложности его органов и частей.

Г. Спенсер первым ввел в научный оборот применительно к социальному организму общеупотребимые в современной социологии категории «структура» и «функциям.

7.Социологизм Э. Дюркгейма. Согласно Эмилю Дюркгейму (1859-1917) социальная реаль­ность включена в универсальный природный порядок, столь же ус­тойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определен­ным законам. Общество - реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

Основу социальной реальности составляют социальные фак­ты, которые должны рассматриваться как вещи, т.е. как внешние по отношению к индивидам. Социальные факты составляют объективную реальность, незави­симую от индивидуального сознания, но поскольку они ценности и нормы, воплощающие в себе кол­лективное сознание, они зависят от последнего.

На основе действия социальных механизмов аномии Э. Дюркгейм объяснил феномен самоубийства, которое представляет собой событие индивидуальное, а причины его социальны.

8.«Понимающая социология» М. Вебера. Социологическая док­трина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скепти­цизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцен­трирована на изучении социальных действий и отношений конкрет­ных индивидов. Только таким образом можно понять дей­ствительные механизмы реального поведения индивидов и их общно­стей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку.

Важнейшая категория веберовской социологии - социальное действие обладает тремя отличительными признаками:1) наличие действующего индивида;

2) осмысленность предпринимаемого действия;

3) социальная ориентированность действия на других людей. С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмыс­ленности вся совокупность социальных действий может быть подраз­делена на четыре основных типа:1) целерационапьное,2) ценностнорациональное,3) традиционное,4) аффективное действие.Высшим уровнем рациональности, разумной осмысленности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориенти­ровано на цель, рационально соотнесены средства к целям и побоч­ным результатам и четко выделено отношение различных возможных целей друг к другу. В веберовской социологической концепции очень важное значение придается категории «организация», отличительный признак которой заключается в наличии административного персонала, посто­янно ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов.

М. Вебер выделяет 3 основных типа легитимного, т.е. закон­ного господства:1) «традиционное» господство, базирующееся на авторитете «вечно вчерашнего;2) господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выбо­ров в демократическом обществе;3) авторитет необычного личного дара, которым обладает носи­тель харизмы

Наши рекомендации