Легитимность политической власти. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.

В полит-гии понятием «легитимность» обозн-ется признание общ-вом законности и правомерности официальной власти, т.е. речь идет об общ-ом признании власти, о доверии, поддержке, кот. ей оказывает народ. Когда речь идет о правовом, юридическом закреплении п. власти в соотв-их документах употребл-ся понятие «легальность». В полит-гию понятие «легит-сть» власти ввел М. Вебер. Он выделил 3 осн. типа власти: традиционный, рациональный, харизматический. Кроме данной типологии п. власть можно рассматривать и по др. признакам. По субъекту власть м.б. народной, классовой, парламентской, личной, правительственной. По стр-ре правящего субъекта подразд-ся на единоличную и алигархическую, образованную группой. В завис-ти от своего функц-го назначения п. власть подразд-ся на законад-ую, исполн-ую и судебную. В завис-ти от режима правления выдел-ся демокр-ая, тоталит-ая, авторит-ая. Проблема разделения власти явл-ся актуальной для полит-гии. В демокр-ом общ-ве наиболее оптимальным явл-ся разделение власти на законад., исполн., судебную, которые контролируют и уравновешивают друг друга. Принцип разделения власти закреплен в ст.6 констит-ии РБ. Отношения между разделенными властями регул-ются положениями констит-ии, законами, традициями полит. культ-ы общ-ва. Важное знач. имеет выделение в сфере судебной власти конституц-го суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Ф-ции п. власти: 1) управление, руководство общ-вом в целом и каждой его сферой. П. власть призвана постоянно разрешать противоречия между необх-стью порядка в общ-ве и различными интересами отдельных слоев, нац. групп, отдельных личностей. П. власть в момент своего становления разрабатывает не только стратегию и тактику управления общ-ом в целом, но и конкретную политику в отношении различных слоев общ-ва, полит-ой оппозиции; 2) оптимизация полит. с-мы, т.е. приспособление ее институтов к целям и задачам тех сил, кот. пришли к власти; 3) обеспечение стабильности в стране. К реализации этой ф-ии стремится любая п. власть, т.к. от этого зависит ее легит-сть.


10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.

Одним из подходов, которые используются в анализе политической системы общества является, институциональный подход. С точки зрения этого подхода политическая система представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. В состав политической системы общества входят следующие элементы: государство, политические партии, общественные организации, политические нормы, политические отношения, политическое сознание и политическая культура. Гос-во, политические партии и общественные организации образуют политическую организацию как подсистему в политической системе общества. Политические нормы и политические отношения как элементы политической системы общества.

Политические нормы. Норма – предел возможного. Разрешено то, сто не запрещено. Основу социальных норм образует право, закон. Именно право через закон служит основой функционирования как государства, так и общественных организаций. Важнейшим законом для функционирования государства является Конституция, а деятельность политических партий основана на законе о политических партиях. Конституция закрепляет и основу политического – правового статуса личности. Это делается в разделе Личность, общество, государство. В систему социальных конституционных норм входят также и политические нормы – политические обычаи и традиции, политическая мораль.

Политические отношения. Политические отношения – отношения между классами, политическими группами, между государством и гражданами по поводу власти в связи с выработкой и осуществлением политики. Политические отношения выражают взаимодействие субъектов политической власти, при котором происходит обмен политической информацией. В структуре политических отношений различают конфликты, компромиссные и консенсусные (согласительные) отношения. В результате сложных политических отношений появляются правящие силы (партии и оппозиция).

что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. Уважение к праву. Эти идей в 3 статуте. Основной политической темой в трудах бел. мыслителей 16-18 веков является борьба с польскими феодалами. Один из них - Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общ.-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны.Савич – создал «демократическое общество» (тайная революционная организация), выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.Калиновский – взгляды:критика феодально-крепостнических отношений;идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда;пути осуществления этого идеала.




обладают опред спецификой. Они выражают коренные потребности соц группы, классов, народов, проявляющихся в борьбе различных сил за использование гос-ва и судебной власти в своих целях, яв-ся формой реализации полит взглядов и убеждений.


11. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.

Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формационного подхода различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем. Одна из наиболее простых, достаточно распространённых, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием такого разграничения служит политический режим. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внешнеполитических сферах. Демократия – контроль общества (большинства) над властью.По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.плюсы:1.- Возможность быстрого принятия решения и их реализации.2.- Возможность быстро проконтролировать исполнение решений. минусы:1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.2.- Отсутствие политической конкуренции.3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.Плюралистическая пс.3 условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.плюсы:1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа. минусы:Способность нарушения целостности общества.

ФУНКЦИИ ПОЛИТ, СИСТЕМЫ

1Политическая социализация – процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности.2Политическое рекрутирование – означает функцию заполнения ролей в политической системе, то есть выполнение личностями определённых политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера.

2Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существуют для утверждения духовных ценностей, оказывают воздействия на оценки поведения людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

1.Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определения правовых норм поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов.


Наши рекомендации