Политология как наука, ее предмет и метод.

Политология как наука, ее предмет и метод.

Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

Само происхождение термина «политология» обязано Аристотелю, который выделил «полит» от греч.- политика и Гераклиту «Логия» от греч. - учение. Политология – учение о политике, наука о политике.

Политология как наука свое становление как науки начинает в конце 19 начале 20 века. Наука как и другая любая наука имеет свою структуру, которая включает:

1. Теория и методология – изучает теории и методологические основы политических систем

2. Теория политических систем – роль и функции политических систем

3. Теория соц-политического управления – роль политического руководства, его функции и управление обществом.

4. Теория исторического появления – от возникновения до развития политических отношений

5. Теория международных отношений – проблемы внешней и мировой политики

Этапы становления:

- Религиозно-мифологическая трактовка (власть от бога);

Философско-этическая трактовка политики (поиск модели правильного государства);

Научно-рациональный. Связан с эпохой возрождения. (Макиавелли) Он рассматривал политику как практическую деятельность и выработал конкретные рекомендации политического руководства. Гоббс исследовал причину возникновения гос-ва, как политического института, причина этого: Война всех против всех, выход из войны – заключение договора, в результате установление сильной абсолютной власти. Монтескье рассматривал зависимость политики от географических факторов. Кант обосновал идею правового гос-ва (Любое гос-во должно быть само подзаконно). Выделение полит науки в самостоятельную научную дисциплину.

Функции политологии:

1. Познавательная – наблюдение, анализ, изучение политических процессов

2. Прогностическая – прогноз будущего политики

3. Мировоззренческая – ценности общества от политических процессов

4. Методологическая – разработка теории и методы политических явлений

5. Мотивационная – формирование мотивов и действий людей.

Объектом политологии выступает – политика, власть, вся политическая сфера.

Предметом – взаимодействие политических субъектов с политический сферой.

Методы политологии:

использует разносторонние теоретические, философские, загальнологични и эмпирические методы исследования.

(От гр. methodos путь исследования) - средства анализа, способы проверки и оценки политической теории.

Среди методов теоретического познания , т.е. приемов исследования, способов обобщения и формирования системы знания, как правило, выделяют следующие:

1. Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.

2. Экономический (тесная взаимосвязь политики и экономики)

3. Социологический (поведение социальных групп) направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества

4. Психологический (настроение, эмоции, состояние общества к политическим изменениям)

5. Деятельный (политика в динамике, развитии)

6. Ситуативный(ситуация данная в стране)

7. Институциональный (наблюдение, описание политических структур, гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций)

8. Системный подход - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.

9. Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.

10. Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.

11. Сравнительный метод - изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов

Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии.

К ним относят: опрос, наблюдение, метод модулирования.

Социологический подход.

Политические идеи Платона.

Платон (427 – 347 д.н.э. ) древнегреческий философ, политический мыслитель. Главный труд – «Государство»

Выступает за:

1. Сильное государственное начало

2. Против частной собственности

3. Против семьи и демократии

Провел первую классификацию форм правления:

1. Аристократия – управление лучшими и мудрейшими лицами в государстве.

2. Тимократия – власть военных.

3. Олигархия – власть немногих богачей

4. Демократия – власть народа

5. Тирания – единоличное правление с помощью насилия.

Считал, что правители не должны быть богатыми. Им следует разрешить иметь лишь минимальное количеств личной собственности и не иметь ни земли, ни собственных домов. Они должны получать фиксированную (и не очень большую) заработную плату.

Идеальное государство, согласно Платону, должно быть:

построено на принципе справедливости.

1. каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками.

2. Низший общественный разряд составляют производители - это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины - стражи и правители -философы.

Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач.

К ним он относит следующие задачи:

1. защита государства от врагов,

2. осуществление систематического снабжения граждан,

3. развитие духовной культуры общества и граждан.

В выполнении этих задач состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи, правящей миром.

4. Политические идеи Аристотеля.

Аристотель – (384 – 322 гг д.н.э) – древнегреческий философ, ученик Платона – политический мыслитель своего времени.

Выделил:

1. правильные государственные устройства - строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия - (единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — правит большинство в интересах общества. Во властвовании средний слой.

2. неправильные государственные устройства строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Либеральные идеи Дж. Локка.

"Два трактата о государственном правлении"

Оппонент Гоббса. Англ. Мыслитель.

По его мнению:

1. Люди заключают общественный договор не для того, чтоб лишиться прав, а для того, чтобы защитить свои права.

2. Гражд.состояние складывается до подписания обществ договора.

3. Главный элемент – личность, а не гос-во.

4. Течение – либерализм. Родоначальник (свободный)

Либерализм – полит доктрина, которая в центр полит системы ставит индивида, личность, наделенную фундаментальными правами.

Задача гос-ва – защита прав и свобод личности.

В либерализме индивид. Свобода имеет только одно ограничение – заканчивается там, где начинается свобода другого.

По его мнению, лишь народ является полным носителем власти, которой он передает лишь те права, которые связаны с деятельностью правосудия, осуществлением исполнительных функций управления государством и отношений с другими государствами. Отсюда и распределение государственной власти на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и федеральную (внешние связки).

Дж. Локк:

1. - воспринял и обогатил идеи естественного права

2. - общественного договора

3. - народного суверенитета

4. - неотъемлемых свобод лица

5. - законности сопротивления тирану

6. - интегрировал их в целостное политическое учение - классический либерализм.

Дж. Локк негативно относился к абсолютной монархии, в которой монарх зарится на свободу и собственность людей и никто не гарантирован от нарушения своих прав.

Либерализм Ш.Л. Монтескье.

Представитель просвещения.

Продолжил развитие либ.

Отстаивал идей свободы, идеи правового гос-ва.

Особенности: делит власть:

1. Законодат-я (принадлежит парламенту)

2. Судебная (принадлежит суду)

3. Исполнительная (принадлежит правительству)

Формы правления: Монархия, Республика (демократическая, аристократическая), Деспатия

Подверг критики теорию общественного договора.

Свои общественно-политические воззрения Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.) изложил первоначально в романе “Персидские письма”, а также в историческом очерке “Размышления о причинах величия и падения римлян” и других сравнительно небольших работах.

Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существовавших форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как политический режим.

Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству.

Функции власти

1. - поддержание общественного порядка и стабильности;

2. - выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

3. - достижение общественного согласия (консенсуса);

4. - принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

5. - управление делами общества.

Ресурсы власти

Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.

Источники власти:

Насилие, авторитет, право.

Форма власти: самые распространенные

Авторитаризм, республика

Типы власти:

Легитимная, индивидуальная, экспертная, поощрительная, карательная власть.

Функции государства

К внутренним функциям относятся:

- защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы;

- регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;

- культурно-воспитательная функция;

- обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда.

Современный государственный механизм включает в себя, как правило, следующие элементы:

1) представительные органы государственной власти.

2) исполнительно-распорядительные органы,

3) органы судебной власти

4) органы прокуратуры

5) органы государственного контроля;

6) органы охраны общественного порядка – милиция, полиция;

7) органы государственной безопасности;

8) вооруженные силы (армия).

Многопартийная система

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества.

Двухпартийная система

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению.

Однопартийная система

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть.

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

1. индивидуальноеКогда речь идет о политическом

2. сознании отдельного человека, то ясно, что имеется в виду его

3. интеллектуально-психологическая деятельность (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

4. групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

5. массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс). Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Открытое(когда обманывают себя чужим политическим опытом)

Закрытое (подоплека, виновны все и всюду)

Способы формирования политического сознания:

1. Меньшинство (критическое осмысление реальности)

2. Принятие готовых выводов

3. Принятие готовых выводов «на веру»

функции:

1. регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2. оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3. познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

4. прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

5. мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Современный неолиберализм.

Неолиберализм сложился во второй половине XIX в.

Его основные черты:

1. сохраняется приверженность основополагающим постулатам либерализма, неолиберализм вмещает в себя такие принципы: свободы и права личности, равноправие всех граждан, конституциализм, частная собственность и предпринимательство как основа хозяйственной жизни и др.;

2. допускается государственное вмешательство для стабилизации рыночной экономики, так как действие механизма свободной конкуренции не обеспечивается автоматически (формирование монополий, кризисы в экономике, инфляция и др., нарушают механизм рыночного саморегулирования);

3. Наиболее яркий пример воплощения в политическую практику идеологии неолиберализма является деятельность демократической партии США.

Неоконсерватизм

Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов.

В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.

Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с такими традиционными ценностями, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.

Идеология фашизма.

Фашизм ( итал. fascismo, от итал. fascio - связка, объединение) - идеология культа сильной личности, агрессивного шовинизма и расизма . Основой идеологии фашизма является крайний шовинизм и национализм, переходящие в идею расовой избранности, милитаризм и вождизм.

Фашизм - социально-политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. В строгом смысле, фашизм - феномен политической жизни Италии 20-40-х гг XX в. С 30-х гг понятия «фашизм» стало распространяться и на другие режимы: национал-социалистический в Германии ( нацизм ), военно-фалангистской в Испании ( Испанская фаланга ), военно-полицейский в Португалии т.д. В любых своих проявлениях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый «новый порядок» и жесткие средства его утверждения. Фашизм у власти опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится монопольной), подконтрольные власти профсоюзы и непререкаемый авторитет «вождя» , «дуче» , «каудильо» , а также на массовый идеологический и физический террор .

Признаки фашизма как идеологии , политического движения и социальной практики:

1. обоснование по расовому признаку превосходства и избранности одной, выбранной в силу этого господствующей нации , дискриминация в отношении других «чужеродных», «враждебных» наций и национальных меньшинств;

2. отрицание демократии и открытости власти;

3. насаждения режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма;

4. утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;

5. милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем

Политико-деловой цикл.

Это цикл соц эконом и полит активности правительства, период между выборами.

Теории разрабатывались исследователями, первым –Нордхауз – макроэкономическая модель. Цикл – прослеживается безработица, инфляция, спад, подъем.

Модель Гипса.

Политико-деловой цикл - периодические колебания экономики, вызванные стремлением правящей партии добиться роста экономических показателей в предвыборный период.

Это вид экономич циклов.

основной механизм образования политико-делового цикла действует следующим образом. Первые годы своего правления правительство накапливает ресурсы (в основном финансовые) с тем, чтобы перед выборами пустить их в дело, добиваясь улучшения хотя бы одного показателя (безработица, инфляция, темп экономического роста). При этом абсолютное значение данного показателя за весь период нахождения у власти может снизиться. Считается, что "избиратели чувствительны не столько к абсолютным размерам экономических показателей, сколько к их изменению. Так, отрицательное воздействие в большей степени производит не относительно устойчивый высокий уровень безработицы, а его увеличение в год перевыборов; не медленные темпы роста, а их торможение, то есть то, что общественное мнение трактует как ухудшение экономической ситуации. Выбрав определенные приоритеты в экономическом регулировании, правительство широко пропагандирует свои достижения, всячески убеждая электорат в своей способности эффективно управлять экономикой"

Таким образом, теория политико-делового цикла утверждает, что в борьбе за власть политики нередко пренебрегают общественными интересами. Одно из первых серьезных исследований этой проблемы было опубликовано Э. Тафтом в 1978 г. американский ученый обосновывал свои выводы на материале Западной Европы. В частности, он отмечал, что снижение налогов, ведущее к быстрому росту доходов на душу населения, происходит чаще всего в предвыборный год. Позднее аналогичные явления были обнаружены в экономике США.

Политология как наука, ее предмет и метод.

Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

Само происхождение термина «политология» обязано Аристотелю, который выделил «полит» от греч.- политика и Гераклиту «Логия» от греч. - учение. Политология – учение о политике, наука о политике.

Политология как наука свое становление как науки начинает в конце 19 начале 20 века. Наука как и другая любая наука имеет свою структуру, которая включает:

1. Теория и методология – изучает теории и методологические основы политических систем

2. Теория политических систем – роль и функции политических систем

3. Теория соц-политического управления – роль политического руководства, его функции и управление обществом.

4. Теория исторического появления – от возникновения до развития политических отношений

5. Теория международных отношений – проблемы внешней и мировой политики

Этапы становления:

- Религиозно-мифологическая трактовка (власть от бога);

Философско-этическая трактовка политики (поиск модели правильного государства);

Научно-рациональный. Связан с эпохой возрождения. (Макиавелли) Он рассматривал политику как практическую деятельность и выработал конкретные рекомендации политического руководства. Гоббс исследовал причину возникновения гос-ва, как политического института, причина этого: Война всех против всех, выход из войны – заключение договора, в результате установление сильной абсолютной власти. Монтескье рассматривал зависимость политики от географических факторов. Кант обосновал идею правового гос-ва (Любое гос-во должно быть само подзаконно). Выделение полит науки в самостоятельную научную дисциплину.

Функции политологии:

1. Познавательная – наблюдение, анализ, изучение политических процессов

2. Прогностическая – прогноз будущего политики

3. Мировоззренческая – ценности общества от политических процессов

4. Методологическая – разработка теории и методы политических явлений

5. Мотивационная – формирование мотивов и действий людей.

Объектом политологии выступает – политика, власть, вся политическая сфера.

Предметом – взаимодействие политических субъектов с политический сферой.

Методы политологии:

использует разносторонние теоретические, философские, загальнологични и эмпирические методы исследования.

(От гр. methodos путь исследования) - средства анализа, способы проверки и оценки политической теории.

Среди методов теоретического познания , т.е. приемов исследования, способов обобщения и формирования системы знания, как правило, выделяют следующие:

1. Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.

2. Экономический (тесная взаимосвязь политики и экономики)

3. Социологический (поведение социальных групп) направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества

4. Психологический (настроение, эмоции, состояние общества к политическим изменениям)

5. Деятельный (политика в динамике, развитии)

6. Ситуативный(ситуация данная в стране)

7. Институциональный (наблюдение, описание политических структур, гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций)

8. Системный подход - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.

9. Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.

10. Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.

11. Сравнительный метод - изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов

Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии.

К ним относят: опрос, наблюдение, метод модулирования.

Социологический подход.

Наши рекомендации