Сущность теории общественного договора.

Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти происходит с созданием и развитием теорий естественного права и общественного договора.

Первой попыткой схематического изложения теории естественного права считается учение Гуге Гроция и Б. Спинозы. Дальнейшее развитие теория естественного права и общественного договора получила в учениях английских ученых Томаса Гоббса и Джона Локка.

Гоббс рассматривал государство как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мнению, на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Исходным пунктом в обосновании концепции Гоббса служит положение о том, что все люди от природы равны в отношении как физических, так и умственных способностей (каждый в естественном состоянии имеет право на все). Т.к. люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба. Всеобщим принципом при естественном состоянии является «война всех против всех». В результате в естественном состоянии всем угрожает опасность быть истребленными. Страх смерти делает людей склонными к миру, а «разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению». Так в результате общественного договора, по мнению Гоббса, и создается государство. Образование государства означает создание общества. Общественный договор – договор объединения, посредством которого масса превращается в организованное общество и образует единое лицо. Это новое лицо – государство, воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты: «тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным». Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Государственная власть едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и ни перед кем не ответственна. Она стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Гоббс сторонник абсолютной монархии.

Локк он считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основными устоями естественного права Локк признает личную свободу и уважение к частной собственности. Договор, отчуждающий права отдельных людей в пользу государства, не отменяет естественных прав, а лишь возлагает на последнего обязанность блюсти принципы естественного права, и прежде всего право частной собственности. Если государство нарушит эту договорную обязанность, подданные свободны от повиновения ему: они вправе расторгнуть договор. Локк – сторонник конституционной монархии. Он впервые выдвинул идею о разделении властей на законодательную (издавать законы), исполнительную (приводить их в жизнь) и союзную (федеративную – занимается вопросами политики). Все власти неравноправны (законодательная власть – верховная, ее ограничивает только право собственности гражданина). Государство – независимое сообщество людей, которое создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности.

Руссо считает, что в основе государства лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – отыскание такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена, и в которой каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Права всех людей, вступающих в подобную ассоциацию, должны быть отчуждены в пользу общественного целого. «Зато каждый человек приобретает здесь гражданскую свободу и право собственности».

Кант – существование правового государства, которое бы обеспечивало свободу личности.

Понятие геополитики.

Введение в научный оборот термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р.Челлена, который характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве».

Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются Мэхен, Маккиндер, Фейргрив, Спайкмен, Хаусхофер. В трактовке отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилась его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала.

По мнению Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Ев­ропой, руководит Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто управляет Хартлендом, руководит мировым островом Европы, Азии, Африки; а тот, кто управляет мировым островом, руководит миром». Хартленду противостоит «островной комплекс» (Америка, Австра­лия, Океания, Великобритания), родина либерализма.

Идея значения географических факторов для положения государств, их политики иисторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими внешней политики. Главный недостаток этой модели международных отношений заключается в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.

Наши рекомендации