Английский философ-материалист, автор теории общественного договора.
1. Первым выделил понятие естественное и гражданское состояние общества.
Представление о государстве (естественное состояние —
1. все люди равны,
2. каждый руководствуется своими потребностями и интересами;
3. человек эгоистичен, наделен страстями, желает власти, богатства, наслаждений;
4. человек стремится получить как можно больше благ и избежать страданий;
5. его свобода ничем не ограничена, каждый имеет право на все — конфликты, невозможность обеспечить собственное благо и уберечься от зла;
6. взаимный страх и подозрительность).
Государство (единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и защиты).
Задачей государства яв-я – сохранение гражданского состояния, недопущение к возврату войны всех против всех. Поэтому гос-во по Гоббсу – наделено абсолютной властью.
Государство – результат обществ. Договора, придерживается принципу равенства людей.
Отстаивает сохранение религии.
Автор теории общественного договора.
Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности.
Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Формы государства (идеальное государство).
Три формы государства:
1) демократия (не одобряет — черни недоступна большая мудрость; возникают партии, что ведет к гражданской войне);
2) аристократия (тем лучше, чем больше сближается с монархией);
3) монархия (лучшая форма, более других соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти).
Либеральные идеи Дж. Локка.
"Два трактата о государственном правлении"
Оппонент Гоббса. Англ. Мыслитель.
По его мнению:
1. Люди заключают общественный договор не для того, чтоб лишиться прав, а для того, чтобы защитить свои права.
2. Гражд.состояние складывается до подписания обществ договора.
3. Главный элемент – личность, а не гос-во.
4. Течение – либерализм. Родоначальник (свободный)
Либерализм – полит доктрина, которая в центр полит системы ставит индивида, личность, наделенную фундаментальными правами.
Задача гос-ва – защита прав и свобод личности.
В либерализме индивид. Свобода имеет только одно ограничение – заканчивается там, где начинается свобода другого.
По его мнению, лишь народ является полным носителем власти, которой он передает лишь те права, которые связаны с деятельностью правосудия, осуществлением исполнительных функций управления государством и отношений с другими государствами. Отсюда и распределение государственной власти на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и федеральную (внешние связки).
Дж. Локк:
1. - воспринял и обогатил идеи естественного права
2. - общественного договора
3. - народного суверенитета
4. - неотъемлемых свобод лица
5. - законности сопротивления тирану
6. - интегрировал их в целостное политическое учение - классический либерализм.
Дж. Локк негативно относился к абсолютной монархии, в которой монарх зарится на свободу и собственность людей и никто не гарантирован от нарушения своих прав.
Либерализм Ш.Л. Монтескье.
Представитель просвещения.
Продолжил развитие либ.
Отстаивал идей свободы, идеи правового гос-ва.
Особенности: делит власть:
1. Законодат-я (принадлежит парламенту)
2. Судебная (принадлежит суду)
3. Исполнительная (принадлежит правительству)
Формы правления: Монархия, Республика (демократическая, аристократическая), Деспатия
Подверг критики теорию общественного договора.
Свои общественно-политические воззрения Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.) изложил первоначально в романе “Персидские письма”, а также в историческом очерке “Размышления о причинах величия и падения римлян” и других сравнительно небольших работах.
Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существовавших форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как политический режим.
Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству.