Развитие представл о лидерстве в истории политич. мысли.

К данному представлению о феномене политич лидерства политическая наука пришла, изначально осмыслив еще в древности основные черты данного феномена. Первые попытки определения того, каким должен быть политический лидер, прослеживаются в утопии совершенного государства Платона. Великий философ считал, что правителями могут быть только философы. Право философов на господство Платон обосновывает тем, что они "видя и созерцая нечто стройное и вечно тождественное, не творящие несправедливости и от нее не страдающее, полном порядка и смысла", сами подражая этому, внесут в "частный и общественный быт людей" то, что они находят в мире идеального бытия, сделают человеческие нравы угодными богу. Но, чтобы достичь благоденствия, правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под таковыми он понимал только любящих "созерцать истину", т.е. тех, кто обладал острым умом, тонкой интуицией и другими качествами.

Другая точка зрения на то, каким должен быть политический лидер, принадлежит Аристотелю. Он считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В последующем, по его мнению, право властвовать получает тот, кто превосходит других разумом. Самый значительный вклад в исследование политического лидерства внес Н.Макиавелли (эпоха Возрождения). В своем трактате "Государь" он дал одно из первых объяснений политического лидерства. Суть его теории эффективного лидерства:

1. Власть лидера коренится на поддержке его сторонниками. 2. Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и понимать, что он ожидает от них. 3. Лидер должен обладать волей к выживанию. 4. Правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Хотелось бы отметить, что одну из частей трактата "Государь" Макиавелли посвятил характеристике качества политического лидера (правителя). По мнению философа, правитель как общественный деятель, руководствуется моралью силы этого мира, исходит из строго проанализир-х реальных фактов, м. б. жестоким, хитрым, грешным, беспощадным деспотом. Он должен сочетать в себе качества льва (сила) и лисицы (хитрость). Правитель не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, религией или собственным словом. Т.о., в теории Макиавелли отражены определения характерных черт, которыми должен обладать лидер и именно они дают начальную, базисную теорию черт. Именно в этом и состоит заслуга Н.Макиавелли, т.к. он исследовал и дал качественно новое и отличающее от сделанного его предшественниками содержательную характер-ку феномена политического лидерства.

Т. о., существование политич лидерства как феномена определяется объективными потребностями организации и функционир-я общественно-политической жизни. Являясь важным компонентом политического процесса, политическое лидерство как политологическая проблема не может быть признана достаточно изученной. На данный момент в полит-гии отсутствуют работы, результаты которых, на наш взгляд, могли бы ликвидировать пробелы по следующей проблематике: объяснение характера и природы политического лидерства, механизмов их выдвижения и утверждения, взаимодействия с институтами общества, социокульт среда и историч почва политич лидерства. Нам представляется, что продуктивным вектором развития исследований данного феномена, могут стать научные работы на стыке политологии и других общественных наук: философии, социологии, психологии, антропологии, истории и др.

57. Основные типы политической культуры

Политическая культура — обусловленная ценност­ными представлениями человека о политических явле­ниях и воплощенная на практике совокупность норм, правил поведения, стиля его деятельности как участника политического процесса. Политическую культуру мож­но характеризовать и как ценностно-нормативную сис­тему, которая разделяется большинством населения в ка­честве субъекта политического сообщества.

Уровни и типы политической культуры.

Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием.

Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Другим критерием выделения типов полит культуры явлбазовые ценности, на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.

· Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит процесса.

· Элитарная полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит элита.

Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

В качестве еще одного критерия выступает ориентация обществана те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное использование того или иного механизма в полит жизни порождает соотв типы полит культуры - рыночной или бюрократической.

Наши рекомендации