Политология: предмет и функции

Вопрос 1

Политология: предмет и функции

Политология – наука, изучающая, политическую организацию и жизнь общества, законы, тенденции развития.

Объект политологии: политика. Политика – деятельность различных социальных субъектов в политической сфере общества, направленная на достижение, поддержание, укрепление, разрушение власти, управление процессами.

Предмет политологии: познание политической жизни, способов познания, определение тенденций, закономерностей развития.

Направления политологии:

1. академическая наука

2. учебная дисциплина (средство формирования политической культуры)

Функции политологии:

1. информационно-познавательная

2. объясняющая

3. идеологическая

4. прогностическая

Структура политологии:

1. политическая теория (этика, история, методология)

2. политические институты и системы (конституции, формы правления, учения об институтах, задачи государства)

3. политическая социология (партии, группы, союзы, выборы)

4. внешняя политика и международные отношения (войны, национальная безопасность, международные корпорации, геополитика)

Вопрос 2

Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии

Три этапа развития политологии:

1. предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

2. с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и , соответственно, истоко их научного анализа.

3. период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

1857 г. - в Колумбийском колледже США была создан, кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. в США создается Американская ассоциация политических наук, которая существует в настоящее время.

1989 г. – введение политологии в изучение в высших учебных заведениях.

Первой институциональной формой политологии в Беларуси стала кафедра политологии БГУ, созданная в 1991 г. Заведующим кафедрой стал доктор философских наук, профессор А. М. Байчоров, работавший ранее в ООН и университетах США.

Задачи политологии:

1. ориентироваться в сложных политических ситуациях

2. уметь представлять и защищать интересы

3. помочь выработать политический менталитет, сформировать политическую толерантность, научиться находить компромиссы.

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

США

В период с конца 19 в. до начала Первой мировой войны при крупных университетах (Гарвардском, Йельском и др.) создаются высшие отделения политологической науки. Также созданы специальные центры: в начале 1906 года на местном уровне, а затем в 1914 - и на уровне федеральном. Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Германия

Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1. Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).

2. Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма (Видные представители Арендж, Поппер)

3. Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель - Дарендорф).

Большинство из основных политических концепций связаны с так называемой Франкфуртской школой, которая сложилась на базе Института социальных исследований при Университете во Франкфурте-на-Майне в 20-х гг. XX века.

Франция

В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

1. Исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения

2. Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики.

3. Исследовании стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.

4. Развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

Вопрос 7

Вопрос 8

Субъекты политики

Субъектами (носителями) политики выступают конкретные личности и социальные группы, партии и политические движения, классы и нации, государства и народы.

Обычно выделяют первичные и вторичные субъекты политики.

Первичные субъекты – это большие социальные группы (профессиональные, региональные, демографические, этнические, конфессиональные и др.) как носители социально значимых интересов.

Под вторичными субъектами понимаются те структуры, которые в своей деятельности реализуют интересы и волю больших социальных групп (государственные органы, различные политические институты, политические элиты и лидеры).

Вопрос 9

Вопрос 10

Теория разделения властей

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтенскье.

По функциям государственнаявласть делится на:

—законодательная (занимают центральное место в структуре государственного аппарата)

—исполнительная (исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части)

—судебная (осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки)

Вопрос 11

Вопрос 12

Вопрос 13

Вопрос 14

Вопрос 15

Вопрос 16

Правовое положение монарха

Положение главы государства по праву наследования. Монарх имеет права на титул (король, император) и государственные регалии (трон, корона, скипетр). За ним закрепляется право на содержание двора (расходы на это входят в цивильный лист и устанавливаются в начале правления). Монарх имеет землю, акции. Также монарх является неприкосновенным лицом.

Вопрос 17

Вопрос 18

Вопрос 19

Вопрос 21

Вопрос 22

Вопрос 23

Вопрос 24

Вопрос 25

Вопрос 26

Вопрос 27

Вопрос 28

Вопрос 29

Вопрос 30

Вопрос 31

Теория черт

Лидер – человек, который обладает особой совокупностью черт:

1. способность концептуально мыслить

2. принимать решения и предвидеть их последствия

3. иметь чувство юмора и такта и др.

Марксистская теория

Характер лидерства определяется политическим строем. Лидерство подчинено потребностям общественной, производственной жизни.

Функции политического лидера:

1. Четкое формирование стратегии развития

2. Объединение масс, сплочение общества

3. Мобилизация исполнителей

4. Контроль за исполнением

Вопрос 32

Вопрос 33

Вопрос 34

Вопрос 35

Вопрос 36

Вопрос 37

Механизмы формирования элит

1. Интенсивные внеполитические и внегосударственные дискуссии

Элиты, как правило, возникают в дискуссиях относительно базовых ценностей, трансценденций власти, стратегий страны, обернутых на ситуацию «здесь и теперь».

Пример литературных клубов и салонов является довольно показательным, поскольку дискуссии, в которых зарождается элита, происходят не в профессиональных кругах.

Дискуссионный механизм формирования элит в его нынешнем состоянии неработоспособен.

2. Участие в формировании инстанций власти

Работу этого механизма легко проиллюстрировать на примере того, как появляется подлинная элита в бизнесе.

Сегодняшняя проблема превращения бизнеса в самостоятельную инстанцию власти, а части бизнесменов в элиту состоит в том, что нынешний бизнес, по-видимому, пытается захватывать политическую власть и/или СМИ, или влиять на государственные структуры. При этом бизнес не пытается сформировать механизм воспроизводства собственной власти — механизм накопления и работы капиталов внутри страны, а захватывает чуждые ему инстанции власти, за что, по большому счету, сейчас и расплачивается. Бизнес мог бы постепенно формировать свою собственную инстанцию власти — богатство. Представители бизнеса, которые бы занимались этим вопросом и строили такие механизмы, могли бы выращивать из себя элиту.

3. Надпрофессионалъные решения по поводу жизни страны в целом (государственные чиновники, судьи, профессоры, преподаватели, медицинская элита, элита средств массовой информации)

4. Технология «социального лифта»

Для того чтобы сформировать современную элиту, очень важно построить механизм насыщения, селекции и циркуляции элит. В элиту и власть должны попадать все новые и новые люди. В противном случае те, кто попадают во власть, стремятся в ней закрепиться и тем самым препятствуют притоку «свежей крови». Это консервирует ситуацию. Происходит остановка, которая сегодня — как никогда ранее — угрожает России тем, что она может остаться на задворках мира.

К тому, что во власти концентрируются лучшие люди, приводит существование «социальных лифтов». Сегодня, несмотря на различные «школы кадровых резервов», не выполняется важнейшее условие формирования «социальных лифтов»: отсутствуют страновые проекты и дискуссии по их поводу, и площадки для первоначального «сбора» элит различных инстанций власти.

Вопрос 38

Вопрос 39

Вопрос 40

Вопрос 41

Вопрос 42

Вопрос 43

Вопрос 44

Вопрос 45

Вопрос 46

Вопрос 47

Вопрос 48

Вопрос 49

Вопрос 50

Вопрос 51

Вопрос 52

Вопрос 53

Либерализм и неолиберализм

Либерализм (от лат. свободный) – прогрессивное идейно-политическое течение, политическая теория, обосновывающая неотъемлемые права человека, частную собственность как основу индивидуальной свободы и независимости граждан, допуская государственное вмешательство в частную жизнь людей лишь постольку, поскольку оно не противоречит принципу индивидуальной свободы.

Вопрос 54

Вопрос 55

Вопрос 56

Вопрос 57

Вопрос 58

Вопрос 59

Вопрос 60

Вопрос 1

Политология: предмет и функции

Политология – наука, изучающая, политическую организацию и жизнь общества, законы, тенденции развития.

Объект политологии: политика. Политика – деятельность различных социальных субъектов в политической сфере общества, направленная на достижение, поддержание, укрепление, разрушение власти, управление процессами.

Предмет политологии: познание политической жизни, способов познания, определение тенденций, закономерностей развития.

Направления политологии:

1. академическая наука

2. учебная дисциплина (средство формирования политической культуры)

Функции политологии:

1. информационно-познавательная

2. объясняющая

3. идеологическая

4. прогностическая

Структура политологии:

1. политическая теория (этика, история, методология)

2. политические институты и системы (конституции, формы правления, учения об институтах, задачи государства)

3. политическая социология (партии, группы, союзы, выборы)

4. внешняя политика и международные отношения (войны, национальная безопасность, международные корпорации, геополитика)

Вопрос 2

Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии

Три этапа развития политологии:

1. предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

2. с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и , соответственно, истоко их научного анализа.

3. период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

1857 г. - в Колумбийском колледже США была создан, кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. в США создается Американская ассоциация политических наук, которая существует в настоящее время.

1989 г. – введение политологии в изучение в высших учебных заведениях.

Первой институциональной формой политологии в Беларуси стала кафедра политологии БГУ, созданная в 1991 г. Заведующим кафедрой стал доктор философских наук, профессор А. М. Байчоров, работавший ранее в ООН и университетах США.

Задачи политологии:

1. ориентироваться в сложных политических ситуациях

2. уметь представлять и защищать интересы

3. помочь выработать политический менталитет, сформировать политическую толерантность, научиться находить компромиссы.

Вопрос 3

Наши рекомендации