История политич. мысли в россии.

Первые памятники политич. мысли на Руси – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (1 славянина – главы рус. православной церкви, XI в.), «Повесть вр. лет», «Слово о полку Игореве» (XII в.). Осн. идеи полит. характера, содерж. в этих произведениях – обоснов. Независ. Руси от Византии (как в духовном, так и в полит. плане), укрепл. княжеской власти, объедин. Руси, борьба с врагами (прежде всего с кочевниками). В послед. столетия полит. мысль на Руси и в Рос. долгое время продол. развиваться в тесной связи и по сути дела в рамках церковной правосл. мысли. В XV в., после падения Византии, женитьбы великого князя Московского Ивана III на племяннице последнего визант. императора и провозгл. великого князя государем всея Руси в монашеской среде возникла теория «Москва – третий Рим», означавшая полит. и духовную преемственность России от Римской империи и Византии. В конце XV – сер. XVI в. возникает ряд церковно-политич. течений – иосифлянство, нестяжательство, новгородско-московская ересь «жидовствующих». Уже в XVI в. русская полит. мысль секуляризируется – приобр. светский характер. Одним из интереснейших её памятников того времени стали челобитные Ивана Пересветова царю Ивану Грозному (середина XVI в.): полит.программа преобраз., укрепл. царской власти, издания строгих законов, создания сильного постоянного войска, завоевания Казанского ханства, централизации, подавления алчных бояр, грозящих своими раздорами единству госуд., осуждение крепостной кабалы. В XVII–XVIII вв. в Рос. проникают западноевроп. полит. теории. Еще в допетровскую эпоху распростр. идеи «естественного права», «обществ. договора» и т.д. Такие крупные мыслители, как приближенный царя Алексея Михайловича (1645–1676) Ртищев, человек огромного духовного авторитета, и выходец из Беларуси Симеон Полоцкий, воспитатель старших детей царя Алексея Михайловича (Федора, Ивана и Софьи – всех, кроме Петра), и ряд других – познакомили правящую элиту и царский двор с западноевроп. идеями, неустанно их пропагандировали. После петровских реформ осн. борьба идей в Рос. шла вокруг таких проблем, как возмож. проведения в Рос. новых преобраз. в западноевр. духе (направл. на огранич. самодержавной императ. власти), крепостное право, просвещение народа, госуд. устройство. К нач. XIX в. в Рос. широко распростр. идеология либерализма. М.М.Сперанский (1772–1839), личный друг и помощник Ал. I, разраб. проект госуд. реформ по его поручению. Этот проект включал разделение властей, создание парламента (Гос Думы) и независимого Верх. суда, т.е. разделение властей, но император оставался бы высшей инстанцией в госуд. и наделялся правом роспуска Думы. В 1830-е гг., в царствование Ник. I (1825–1855 гг.), министр просвещения и президент Санкт-Петерб. академии наук граф С.С.Уваров выдвинул формулу «православие, самодерж., народность», которая должна была стать идеолог. основой рос. самодержавия и определять, полит. режим России. Эту формулу критики прозвали «уваровской триадой». Почти весь XIX в. шла ожесточенная борьба между западниками и славянофилами, в т.ч. и в сфере политич. идей. Западники (Т.Н.Грановский, И.С.Тургенев, П.В.Анненков, П.Я.Чаадаев и др.) выступали за принятие Россией западноевроп. ценностей, парламентаризма, конституции, за развитие промышл., торговли, путей сообщения и транспорта, провед. прозападных реформ и давление обществен.и на государя с этой целью. Славянофилы (К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский и др.) считали западный путь неприемл. для рус. народа с его особым миропониманием и жизненным укладом, находили свой идеал в допетровской эпохе, когда было гармоничное взаимод. общества и власти, соборность, особая православная духовность. Параллельно с этими идеями развивались концепции революц.- демократов (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.), призывавших к решению общест.х противоречий народной революцией, к созданию народной республики на основе крест. общины, к децентрализации.

10. Осн. направления соврем. зап. политологии.Вед. роль соврем. заруб. политики: школа политологов США.Совр. Полит.я наука на Западе обладает рядом черт и свойств, кот. ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманит. наук. О роли и значении политол. в соврем. обществе можно судить только проанализировав осн. направл. исследов. и методолог.ю основу науки. Сегодня принято выделять 4 направ. исслед. методов в зарубежной полит.:1. Сравнит. политологич. исслед. - т.е. использ. исслед. по одному вопросу в различных странах, с целью дальн. сопоставления и нахожд. точек соприкосн. или разъединения.2. Исслед. в области междун. проблем - т.е. исслед.я развития цивилизации и глобальной завис. экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, власть в междун. сообществе, проблемы национ. и междун.безопасности.3. Исслед. Отнош. между Вост. и Зап. - в этой области особое внимание уделяется проблемам пост авторит. развития многих стран.

4. Исслед. динамики обществ. мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формир. имиджа и методам, а так же инструментам проведения избират. кампаний. Насколько полно реализуются эти исслед. сегодня, можно видеть на примере США. В этой стране полит. имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина. Обретая современный облик, америк. школа политологии, начиная с кон.XIX в., прошла ряд этапов. Хронол. их можно выделить следующим образом: 1. период - с кон. XIX в. до 1 мировой войны.
2. период - между двумя мировыми войнами. 3. период - после Второй мировой войны и до сегодняшних дней. Первый период характер. организац. оформл. и закреплением новой области америк. Обществ. знания. При крупных университетах (Гарвардском, Йельском и др.) создаются высшие отделения политолог.й науки. Именно в то время особое внимание уделялось связи государства и общества, а также империческим подходам к анализу деят. правительственных и иных институтов. С этой целью в США были созданы спец. центры: в начале 1906 года на местном уровне, а затем в 1914 - и на уровне федеральном. Эмпирико-реалистич. тенденция все заметнее проявлялась также при исслед. самого политич. поведения индивидов. Особенно она обнаружилась в работах А. Бентли, В. Вильсона. Второй период харак. противодейс. 2 осн. направл. в америк. политологии: сциентического и антисциентического. Первое направ., связанное с именами таких америк. политологов, как Ч.Мерриам, У. Манро, базируется на исключении ценностного подхода при исслед. и конкретной полит. жизни, и превращения полит. в науку предсказания. Второе напр. (антисциестическое) видным предст. кот. был Ч.Бирд, критиковало сциентизм за ориентацию политологов на однобокое исслед. и накопление данных, по частным проблемам со ссылкой на специф. практические дела, за игнорирование смелых суждений, широких обобщений и вторжений в большие дела политики. Эта дискуссия между двумя направл. имела положит. влияние на развитие америк. политич. науки, она способств. сближению политологии с социологией, с психологией. Третий период - направления: Центр. для соврем. политологич. школы США сегодня явл. исслед. традиций и проблем полит. власти, изучение ее конституц. основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотр. деятельности администрат. аппарата и полит. партий, развитию новой теории по политич. управлению, полит. модернизации. Если рассматр. методологию американской полит. мысли исходя из вышеук.
4 направлений исследований, то: Сравнительная полит. - предполагает не только умелое владение методами количеств. анализа, но и хорошее знание языка и культуры самой страны изучения. Видные представители Алмонд, Верб, Липсет, Бжезинский. Немецкая школа полит. науки. НШПН занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-соц. исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологич. школы развивается в 3 осн. направл.: 1. философской политики; использ. категорий философии, методов психоанализа (представ.и Хабермас, Фромм); 2. на изучение и анализ соц. природы тоталитаризма (Арендж, Поппер); 3. на изуч. соц. конфликтов в обществе, специфики их проявления (Дарендорф).

14. Политич. система как соц. явление, ее структура. Осн. направл. развития политич. системы в РБ. «Полит. система» -• верховенство политич. системы, статус обязательности ее решений для всех других систем в обществе;• определенная самостоят., формализованность полит. системы, рационализм, нашедшие отражение в политико-правовых и иных соц. нормах, в таких институтах, как лидерство, органы власти;• возможность применения и контроля физического принуждения;• обусловл. и связь с др. сферами обществ.й жизни.

Сущность полит. системыпроявл. в процессе управления и руководства обществом, в авторитетном распред. ценностей и ресурсов. Структура полит. системы, ее функцион. и развитие в значит.й мере определены факторами внутр. и внеш. порядка: историч.м опытом, традициями, уровнем соц.-экономич. развития общества, культурой масс, идеологич. ориентирован., пространственно-географич. полож., связями с внешним миром и т.д.

Полит. система представляет собой некое целостное образование, состоящее из ряда компонентов, кот. взаимосвязаны и взаимод.т друг с другом и обеспечивают функционир. политич. власти. Функцион. подход, рассматр. полит. систему как сложное по содержанию явление, позволяет выделить в ней: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеолог. подсистемы. Институцион. подсистемавключает полит. институты, среди кот. особое место занимает государство. Оно концентрирует в своих руках большинство ресурсов, обладает монопольным правом на нормир. жизни общества, на легальное и легитимное насилие и в силу этого распол. наибольш. возможн. влиять на различные сферы общест. жизни. Значит. роль в полит. жизни общества играют полит. партии, обществ. движения, группы давления, церковь. В соврем. обществах возрастает знач. средств массовой информ., влияющих существ.м образом на обществ. мнение. Коммуникат. – совокупн. отнош. и форм взаимод., складыв.я как внутри системы (между различными соц. и группами, классами, нациями, индивидами, политич. институтами по поводу их участия в осуществ. власти, выработке и осуществ. политики), так и с политич. системами др. государств. Конкретное выражение эта подсистема находит в полит. отнош. и политич.режиме. Политич. отношения – это отношения, кот. складываются в процессе осуществ. полит. власти. Вступать в них людей и полит. институты побуждают их собственные полит. потребности и интересы. Нормативнуюсостав. Полит. нормы и традиции, определ. и регулир. политич. жизнь общества. Особую роль здесь играют правовые нормы, закрепл. в конституциях, законах, других нормативно-правовых актах). Деятельность политич. партий и других обществ. организ. регламент. уставными и программ. нормами. Писаные правовые и уставные нормы дополняются в полит. жизни неписанными обычаями и традициями, а также этико-моральными нормами, в кот. закреплены представл. общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде и справедливости. Культурно-идеологич.представляет собой совокуп. различных по своему содержанию полит. идей, взглядов, представлений, чувств участников полит. жизни. Очень важно учитывать полит. настроения масс в процессе руководства и управления обществом. В полит. сознании значит. роль играет полит. идеология, кот. в концентрир.м виде выражает коренные интересы соц. общностей, обоснов. их место и роль в обществ. развитии. К формам проявления политич. идеологии относятся полит. взгляды, лозунги, идеи, концепции, а к полит.психологии – чувства, настроения, эмоции, традиции по отнош. к политике, власти и т.д. Особое место в данной подсистеме занимает полит. культура – передаваемый из поколения в поколение устойчивый опыт полит. деятельности, в кот. соединены знания, убеждения и модели поведения человека и соц. групп. Это чрезвычайно важный компонент политич. системы, поскольку мир политики не существует без человека, наделенного сознанием. От того, какие полит. и нравст.ориентиры избирает личность в процессе полит. деятельности, зависит эффект. политики, а значит, и жизнь общества в целом, его прогресс. Полит. система РБ прошла в своем развитии 2 этапа: - полит. система БССР; - полит. система РБ. Процесс реформир. полит. системы БССР начинается с периода перестройки и 19 конференции КПСС. Наиболее быстро реформир. старых и создание новых политич. институтов идет с 1994 года. Институцион. направление связано с появлением института президентства. Реформир. парламента, реформир. органов местного самоуправ., возникают полит. партии, обществ. объединения. Развитию нормат. подсистемы. Разраб. Идеолог. ценностей белор.госуд., соответств. общечеловеч. ценностям и менталитету бел.народа. Развитие коммуник. подсистемы, то есть совершенств., взаимод.внутри политич. системы и системы с обществом. Совершенств. политич. системы происходит неоднозначно, сопровожд. противоречиями.

16. Полит. режим как функцион. аспект полит. системы. Сравнит.й анализ полит. режимов.Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л.Кермонном: Под полит. режимом понимается совокуп. элементов идеолог., институцион. и социолог. порядка, способств. формир. политич. власти данной страны на определ. период. Полит. режим – способ функционир. и взаимосвязи основных элементов полит. системы общества. В зависимости от того, как связаны между собой осн. элементы политич. системы общества, они формируют тот или иной тип полит. режима и, соответственно, тип полит.системы.

При истолковании сущностных характеристик 2 направления: 1)юридическое –правовое истолк. полит режима, когда он сводится к офиц. формам управления, кот. опираются на форм.-юридич. критерии функционир. гос-ва, связанные с декларир. в конституции нормами права. Полит режим опред как система законных порядков и конкретное их воплощение в практич. жизни. 2)социологическое,кот акцентирует внимание на взаимоотн.я власти, общ-ва и личности. Полит режим как особый социол. механизм, способ управления обществом, соединяющий модели формир. органов власти, способы принятия полит решений и способы участия различных полит субъектов. Параметры полит. режима1.Степень полит участия масс и их включен. в процесс принятия госуд решений 2.Хар-р функцион. отношения институтов власти, основным правам и свободам человека 3. Уровень возможной конкуренции, соперничества правящей и оппозиц. группировак в процессе формир. органов гос власти. 4.Наличие и статус гос идеологии, свобода деятельности СМИ, отношение к оппозиц. идейным течениям 5.Методы гос управления, соотнош. убеждения, силового принужд. и открытого насилия при поддержании стабильности полит. системы.Тоталит. режим характер. тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтож. в стране демократич. свободы и возмож. возникн. полит. оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохран. свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения. Характер лидерства.Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт офиц. идеологии распростр. на все общество. Для тоталит. режима характерно стремление создать "нового человека" с особыми полит. сознанием и полит. поведением. Авторит. режим характер. режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Тоталитаризм – диктатура госуд., а авторитаризм – диктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, кот. позволяют рассматр. их как самостоят. типы полит.режимов. Авторит. режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Характер и мера осуществл. власти. Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распростр. на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контрол. властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан. Формиров.е власти. Как и тоталитарный, авторит.й режим не имеет механизма преемств. власти. В соврем. условиях часто заканч. тем, что объявляются свободные выборы. Отношение людей к власти. В тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее. Роль идеологии в обществе. Идеология сохраняет определ. роль в обществе и частично контролир. Характер лидерства. Складыв. режим личной власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический. На него распростр. представление об отчуждении от власти. Сфера допустимого и запретного. Разрешено все, кроме политики. Демократ. режим. Пределы власти устанавлив. обществом в соответствии с законами. Экономич., культурная, духовная жизнь общества, деят. полит. оппозиции находятся вне прямого контроля со стороны власти. Последняя же обеспечивает соответ. протек. в различных сферах процессов существ. законодательству. Формирование власти. Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определ. в законах. Отношение людей к власти. Общество выбирает конкретных носителей власти и контрол. власть. Роль идеологии в обществе. Офиц. идеология существует, но сохр. плюрализм в идеолог. сфере. Характер лидерства. Характер полит. лидерства зависит от типа полит. системы и традиций общества. Сфера допустимого и запретного. Разрешено все, что не запрещено законом.

Наши рекомендации