Белорусская государственность в XX веке
После революционных событий 1917 года наметились два пути создания белорусской национальной государственности. Первый – пойти по пути формирования белорусского государства в составе федерации равноправных республик. Второй – связан с попыткой Белорусской социалистической громады (первой белорусской партии, основанной еще в 1902 году) реализовать в условиях гражданской войны и немецкой оккупации идею полной национальной независимости белорусского государства, результатом чего было провозглашение 25 марта 1918 года Белорусской народной республики (БНР). БНР должна была охватывать этнические пределы проживания белорусов, она имела свои органы власти – Раду БНР и Народный секретариат. Однако БНР не была признана ни германской оккупационной администрацией, ни правительством ведущих стран мира – США, Англии, Франции и др. Из этого следует, что БНР так и не смогла стать самостоятельным белорусским государством БНР официально прекратила свое существование. В результате создания в 1919 году Литовско-Белорусской ССР, а затем в 1920 году БССР, и позднее присоединение к ней Западной Белоруссии в 1939 году, белорусские земли впервые были объединены в одно государство, которое находилось в составе СССР на правах субъекта федерации. В Декларации независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии от 31 июля 1920 года устанавливалось полное равноправие белорусского, русского, польского и еврейского языков. Из этого следует, что коренная нация в отношении языка не получала никаких преимуществ.
Важное значение для развития белорусской культуры имел период белорусизации, проходивший в 20-е годы XX века.В это время происходит увеличение сферы употребления белорусского языка, возвращаются на родину видные представители белорусской интеллигенции В. Ластовский, В. Игнатовский и др. В 1921 году начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета, кроме которого в стране действовало еще три высших учебных заведения, в 1929 году была создана Академия наук БССР. Однако период возрождения национальной культуры сменяется репрессиями в 30-е годы XX века, когда многие представители белорусской интеллигенции подверглись обвинению в национал-демократизме и антисоветской деятельности. В целом же во времена Советского Союза белорусская культура развивалась в русле единой советской культуры, для которой характерно своя особая стилистика.
Вклад отечественных мыслителей XII-начало XX вв. (Е. Полоцкая,
К. Туровский. Н Гусовский. Ф С Корина. Ф Богушевич. Я. Купала и
Др.) в формирование традиционных идеалов и ценностей белорусского
Народа.
Евфросиния много читала. Занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню. В 1127—1128 годы Евфросиния основала Полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь. Монастырь получил богатые вклады и Евфросинией в нём был построен каменный храм Спасителя, сохранившийся по настоящее время. Также Евфросинией была построена каменная церковь во имя Пресвятой Богородицывокруг которой возник мужской монастырьПо её заказу Лазарь Богша в 1161 году сделал крест для Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря — образец местного художественного ремесла (см. Крест Евфросинии Полоцкой).
Кирилл Туровский —знаменитый проповедник и писатель XII века. Белорусский и восточнославянский церковный деятель, богослов.Сохранилось около 70 произведений Кирилла Туровского разных жанров. Это молитвы, поучения, проповеди, притчи, каноны.Некоторые исследователи перу Кирилла Туровского приписывают и хрестоматийное «Слово о полку Игореве».
Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, выдающийся деятель славянской культуры. Родился в семье охотника, образование получил в Вильно, Польше, Италии. В 1522 году написал свое лучшее произведение " (Песнь о зубре), Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др.
Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Имел степень бакалавра философии (Краковский университет 1506 г.), а в 1512 сдает экзамен на доктора медицинских наук в Италии в Падуанском университете. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник".Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Его издательская деятельность предусматривала основным образом просветительские цели, а не религиозно-богословские.
Богушевич(1840-1900). Он первым из белорусских писателей выступил за сохранение белорусского языка, считал его основой существования нации. Богушевич обосновал право белорусского народа на государственный суверенитет и самостоятельность (белорусские земли тогда входили в состав Российской империи), защищал права крестьян, ратовал за предоставление политических свобод для широких народных масс. При жизни произведения Богушевича в царской Россиибыли запрещены.Решительный толчок белорусскому движению придала книжка «Дудка белорусская», которая вышла в Кракове в 1891 году на белорусском языке. Эта книжка внесла неоценимую роль первых книжек Богушевича.