Проблемы и тенденции развития менеджмента в ХХ1 веке. Новые концептуальные подходы к менеджменту в ХХ1 веке.

Менеджмент XXI века сталкивается с все новыми проблемами. Практики ожидают от теоретиков ответа на вопрос: «Что делать в современном меняющемся мире?». Прежние эффективные подходы уже не дают ожидаемых результатов. «Причина такого положения – старая, сложившая система менеджмента больше не работает, но большинство людей, ее практикующих, вряд ли радикально изменятся за одну ночь, - отмечает профессор Питер Сенге, бизнес-гуру в современном менеджменте. - Вместо этого они будут стараться использовать старые методы с еще большим рвением, вкладывая в них массу усилий, идя на еще более жесткие меры, еще больше «отжимая» сотрудников и концентрируясь на краткосрочных задачах. Такой подход ведет к краху даже ныне процветающих организаций. Важнейшим средством повышения конкурентоспособности организации в новых условиях XXI века является формирование эффективной корпоративной культуры, о чем и пойдет речь ниже.

В новом обществе меняется значимость важнейших факторов миссии организации. Сегодня необходимо по-новому ранжировать приоритеты: персонал, продукция и прибыль. В школах менеджмента – как в России, так и за рубежом - забота о сотрудниках (как и в практике управления!) по степени важности ставится в лучшем случае на второе место – после прибыли. Обычная же практика приоритетов: прибыль, продукция, персонал. То же характерно и для большинства организаций Запада. В итоге наблюдается кризис управления персоналом в России и в индустриально развитых странах мира. Прежде всего, растет незаинтересованность в труде. По данным международного социологического исследования, проведенного в 2004 г., каждый второй немец предпочел бы не ходить на работу при наличии достаточных средств к существованию. Еще меньшее стремление заниматься трудовой деятельностью у жителей Англии: 57% британцев ушли бы с работы, если бы не необходимость зарабатывать на жизнь. Самую большую любовь к труду проявляют жители КНР и Индии.

Для решения новых проблем менеджмента в нарождающемся обществе знаний лучшие менеджеры уделяют особое внимание развитию персонала. П. Друкер считает величайшим успехом Джека Уэлша, генерального директора компании General Electric, его умение следить за финансовым краткосрочным развитием организации (имеется в виду отрезок времени в три года) и в то же время уделять пристальное внимание долгосрочному развитию кадровой политики. Д. Уэлш делает инвестиции в развитие персонала на семь лет вперед

В новом обществе принципиально меняется роль организации и сотрудника. В прошлом сотрудник обслуживал систему. На это была нацелена и система Фредерика Тейлора, и система всеобщего управления качеством Эдварда Деминга. В обществе знаний система призвана обслуживать сотрудника. Что делает успешный университет? Он привлекает лучших преподавателей и ученых и, главное, дает им возможность развиваться, эффективно преподавать и заниматься научной работой. Девиз организации общества знаний: «Наши сотрудники могут быть нашей самой тяжкой ношей, но наши люди должны быть нашей величайшей возможностью»,- писал П. Друкер

В обществе знаний меняются и требования к инновационному менеджменту. «Сегодня организация должна быть не просто инновационной, она обязана быть лидером изменений… Если сегодня организация не станет лидером изменений, она не сможет создать постоянную установку на инновации. Инновации должны носить систематический характер. Кроме того, инновации часто очень непредсказуемы», - отмечал П. Друкер (Там же, с. 83). Их очень трудно, а часто невозможно контролировать руководителю. Поэтому в обществе знаний необходимо отказаться от деления на начальников и подчиненных. В современных организациях работают не подчиненные специалисты, а люди. Успех организации зависит от эффективности работы интеллектуальных сотрудников, людей, увлеченных делом, которому они служат. В этом случае энергии сотрудников сонаправлены – они суммируются, подпитывают, корректируют друг друга. Петербургские предприниматели Д. Кунис и Ю. Иоффе отмечают, что важнейшее конкурентное преимущество для современной компании – «стопроцентное вовлечение в работу творческого потенциала сотрудников. В современном мире это, пожалуй, основной ресурс, за который разворачивается жесточайшая конкурентная борьба, и тот, кому удается его «оседлать», - обречен на успех (Предисловие к книге: К. Клок и Дж. Голдсмит. Конец менеджмента. Все современные проблемы менеджмента обусловлены тем, что изменяется не только экономика, но и общество. Управлять в новых условиях новыми сотрудниками старыми испытанными способами – значит обрекать компанию на гарантированный провал. Современный менеджмент вчерашнего дня служит укреплению иерархических отношений и бюрократии, автократии и несправедливости, неравенства и привилегированного положения отдельных групп. «Можно уверенно предсказать, - отмечают К. Клок и Дж. Голдсмит, - что менеджмент блокирует самореализацию, ограничивает личную свободу, подрывает принципы этики и единства. Он угнетает дух, иссушает душу, стремится поработить и опустошить среду, которая является для него питательной» (К. Клок и Дж. Голдсмит. Конец менеджмента.

Новый менеджмент, по идее В. Эдвардса Деминга, основан на делегировании командам ответственности и полномочия обеспечивать соответствие продукции самостоятельно установленным стандартам. По модели Деминга члены команды стимулируются лидером на достижение лучших результатов, получая за это поддержку и соответствующее вознаграждение в различных формах. Практикой становится правило: «Качество зависит от каждого сотрудника».

Тема 3. Принципы менеджмента «Принципы менеджмента». Природа принципов менеджмента и их значение в теории и практике. Различные подходы к определению состава принципов менеджмента. Состав и содержание основных принципов менеджмента. Сущность принципов, сформулированных различными научными школами и направлениями. Вклад Ф.У.Тейлора, А.Файоля, Г.Форда, Г.Эмерсона, Э.Мэйо, П.Дракера, Ли Якокки и других теоретиков и практиков менеджмента в разработку принципов менеджмента. Состав и содержание основных принципов менеджмента современной организации. Развитие принципов менеджмента организации

Принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы есть отражение объективных закономерностей практики управления. Они опреде­ляют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавли­ваются взаимоотношения между его уровнями, меж­ду организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Ведущий принцип менеджмента – оптимальное сочетание централизации и децентрализации управле­ния. Его применение на практике означает, что за выс­шим уровнем управления закрепляются вопросы стра­тегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа ре­шает проблему оптимального распределения полно­мочий при принятии управленческих решений.

Из этого основного принципа вытекают и другие:

1) принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организа­ции несет одно лицо – управляющий, директор, президент корпорации.

В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководи­тели разного уровня и разных подразделений, а так­ же исполнители конкретных решений. Этим обес­печивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;

2) принцип научной обоснованности управления означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;

3) принцип плановости, означающий, что деятельность организации, как текущая, так и перспектив­ная, должна планироваться;

4) принцип сочетания прав, обязанностей и ответ­ственности, т.е. работник должен нести ответствен­ность только за те задачи, которые попадают в сфе­ру предоставленных ему полномочий (прав прини­мать решения);

5) принцип демократизации управления. В современ­ной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалифика­цией, а также общей культурой и потребностью уча­ствовать в управлении производством. Привлече­ние персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.

Не следует полагать, что принципы есть некая дог­ма. Экономическая жизнь общества не стоит на мес­те, она меняется, а вместе с изменением реалий хо­зяйствования претерпевают изменения и правила уп­равления.

Принципы управления 90-х годов нацеливают вни­мание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сде­лать более эффективными.

Хронологически подлинная история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инже­неров конца XIX — начала XX вв. К ним относят Ф. Тейлора (тейло­ризм), А. Файоля, Г. Эмерсона и др. В центре их внимания стояли во­просы повышения производительности труда и улаживания социаль­ных отношений на предприятии. Со временем менеджмент стал сферой большой политики. Начиная с известных хоторнских экспери­ментов, заложивших методологические основы доктрины «человече­ских отношений», он переориентировался на социально-психологиче­скую проблематику.

Теоретический фундамент современного ме­неджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Мэйо, П. Дракера, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области «гуманизации труда» и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функции, называющейся «управление персоналом», или, более широко, «управление человече­скими ресурсами», что во многом тождественно понятию «социаль­ный менеджмент».

Тейлор Фредерик Уинслоу (1856-1915) — основоположник школы научного менеджмента, автор книг «Цеховой менеджмент» (1903), «Принципы и методы научного менеджмента» (1911).

Файоль Анри (1841-1925) — французский исследователь проблем государственного управления, общественных учреждений и системы образования, создатель теории администрации, автор книги «Общая и промышленная администрация» (1923).

Эмерсон Гаррингтон (1853-1931)

Американский исследователь менеджмента, автор книг «Производительность как основание для управления и оплаты труда» (1900), «Двенадцать принципов производительности» (1912).

Маслоу Абрахам (1908-1970)

американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, создатель иерархической теории потребностей. Мэйо Элтон (1880-1949) — американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, создатель доктрины «человеческих отношений» и социальной философии менеджмента.

Дракер Питер (1909) — американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления, ведущий теоретик так называемой эмпирической школы, представляющей собой синтез школы «научного менеджмента» с доктриной «человеческих отношений».

Гэлбрейт Джон Кеннет (1908) — американский экономист, социальный мыслитель, дипломат, литератор. Основные работы были переведены на русский язык: «Новое индустриальное общество» (М., 1969), «Экономические теории и цели общества» (М., 1979).

В 1941 г. Дж. Бэрнхейм написал книгу «Менеджерская револю­ция», где как основную провел идею о том, что в современных услови­ях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. По существу эта мысль во многом совпадает с мыслями М. Вебера, но с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры — такой же социальный класс, как бю­рократия или буржуазия. Собственность, полагает Бэрнхейм, — это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, то нет и собственности, а контроль в настоящее время находится в руках менеджеров.

Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии мене­джмента в обществе высказал в своей книге «Концепции корпорации» (1946) ведущий теоретик менеджмента П. Дракер, который говорил в связи с этим о настоящем «менеджмент-буме», когда идея менеджер­ской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. В 1963 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталисти­ческого класса в менеджерский, а Т. Парсонс — о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпора­ций, к управленческому и техническому персоналу. Апофеозом «ме­неджмент-бума» явился известный бестселлер Дж. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», основной пафос которого состоял в утвер­ждении, что профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный современной техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.

Принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные. К общим принципам управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры. -

Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По существу, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления и реализации персональной ответственности. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель его состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за порученное ему дело.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободнодействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно, цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По существу, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Тема 4. Организация как объект менеджмента Понятие о системах и их свойствах. Особенности социальноэкономических систем. Организация как целостная открытая социально-экономическая система. Характерные черты организации. Роль организации в обществе. Создание, функционирование и развитие организации как объекта менеджмента. Жизненный цикл организации. Управляющая и управляемая системы в организации. Принципы построения организации как социально-экономической системы: принцип системности, принцип обратной связи, принцип иерархичности, принцип необходимого разнообразия. Внутренняя среда организации: понятие, факторы, основные характеристики, их взаимосвязь и взаимозависимость. Внешняя среда организации. Ее значение в деятельности организации. Характеристика внешней среды. Основные факторы внешней среды и их взаимовлияние. Среда прямого и косвенного воздействия. Связь между внешней и внутренней средой организации. Классификация организаций. Виды и характеристики организаций, осуществляющих производственно-хозяйственную и инновационную деятельность. Интеграция организаций: понятие, виды. Правовая регламентация различных видов хозяйственных организаций в соответствии с российским законодательством. Виртуальная организация – принципиально новый тип организации

Организация как объект менеджмента – это совокупность многих действий и процессов, которые ведут к образованию и улучшению взаимосвязей между отдельными частями целого.

Особенности социально-экономических систем:

изменчивость (нестационарность) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

способность противостоять разрушающим систему тенденциям;

способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

. Характерные черты организации

Во-первых, они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определённых целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этих целей.

Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно их ролям и статусам.

В-третьих, характерной чертой организации А.И. Пригожин называет разделение труда, его специализацию по функциональному признаку. Организации, как известно, строятся по вертикали и горизонтали. В вертикальных структурах образуются управляющая и управляемая системы. Управляющая структура координируют функционирование горизонтальных структур.

В-четвёртых, управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля деятельности различных элементов организации (нормативные требования и санкции).

Роль организаций в обществе

Роль организаций в обществе определяется тем, что, во-первых, они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в цен­ности, и, во-вторых, создают полезные для общества блага, спо­собствующие развитию человечества. Они принимают на себя все более значимую социальную роль, становясь центральным звеном общественной жизни. Ведь именно в организациях собираются и накапливаются ресурсы и знания, разумное использование кото­рых помогает решать множество застарелых болезней общества, связанных с нищетой, безработицей, бездомностью и т.п.

Жизненный цикл организаций – предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а неслучайными.

жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как:

1) рождение (формирование организации);

2) рост;

3) зрелость (стабилизация);

4) старение (или переход в новое качество).

Управляющая и управляемая системы организации

Для систем любой природы понятие «управление» можно определить следующим образом: управление — это воздействие на объект, выбранное на основании имеющейся для этого информации из множества возможных воздействий, улучшающее его функционирование или развитие. У управляемых систем всегда существует некоторое множество возможных изменений, из которого производится выбор предпочтительного изменения. Если у системы нет выбора, то не может быть и речи об управлении. Есть существенная разница между работой дачника, орудующего лопатой, и манипуляциями регулировщика движения на перекрестке улиц. Первый оказывает на орудие силовое воздействие, второй — управляет движением автомобилей. Управление — это вызов изменений в системе или перевод системы из одного состояния в другое в соответствии с объективно существующей или выбранной целью.

Управлять — это и предвидеть те изменения, которые произойдут в системе после подачи управляющего воздействия (сигнала, несущего информацию). Всякая система управления рассматривается как единство управляющей системы (субъекта управления) и управляемой системы — объекта управления.

Управление системой или объектом всегда происходит в какой-то внешней среде. Поведение любой управляемой системы всегда изучается с учетом ее связей с окружающей средой.

Принципы построения систем. Они представляют собой исход­ные положения (правила), на основе которых осуществляется их по­строение, функционирование и развитие. Принципы отражают законо­мерности действий в организации, на их базе строятся деловые процессы в пространстве и во времени. Поэтому они должны учитываться при проектировании, функционировании и развитии систем.

Принцип целевой направленности (ориентации) развития. Целеполагание—это начало всякой организаторской деятельности. Ее обя­зательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения цели.

При создании любой системы (подсистемы), во-первых, должна быть четко определена цель функционирования, представляющая ма­териально (информационно) определенную конечную часть целого; во-вторых, обеспечена целостность состава элементов для достижения за­данной цели; в-третьих, определен критерий достижения цели; в-четвертых, установлен план функционирования, определяющий по­рядок взаимодействия элементов для выполнения функций по достиже­нию заданной цели.

Принцип целостности системы. Он предусматривает необходи­мость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из вза­имодействующих элементов, часто разнокачественных, но одновремен­но совместимых по ориентации организации на конечные результаты.

Все организации должны рассматриваться как системы во взаи­мосвязи, единстве и взаимодействии всех их функциональных сторон, компонентов и частей. При создании тех или иных объектов указанная тройственная целостность должна обеспечиваться путем соответству­ющих методов не только анализа, но и обязательно синтеза. При этом целостность системы рассматривается в отношении состава необходи­мых элементов, определенной концентрации и специализации оборудо­вания, оснащения и рабочих кадров, а следовательно, предусматривает унификацию технологических процессов изготовления однородных де­талей или изделий.

Принцип иерархической упорядоченности. Любая организация состоит из «семейства» расположенных друг над другом (или друг поддругом) уровней управления, отражая общую закономерность приро­ды. Следовательно, социально-экономическая организация всегда яв­ляется многоуровневой, многоступенчатой, то есть упорядоченной.Такая организация обычно и обозначается уже известным словом «иерархия».

Принцип существенных устойчивых связей между элементами ПС и их свойствами предполагает, что с системных позиций имеютзначение не любые, а лишь существенные связи между элементами ПС, превосходящие по значению отношения их с элементами, не входящими в данную систему. Именно эти связи и определяют интегративные свой­ства системы, которые отличают ее от простого конгломерата и выде­ляют из окружающей среды в виде целостного образования.

Принцип интегративности. Он предусматривает, что интегратив­ные качества присущи лишь целевой системе в целом, но не свойственныни одному из ее элементов в отдельности. Наличие интегративных ка­честв показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств эле­ментов, но не определяются ими полностью. Отсюда следуют важные практические выводы о том, что система не сводится к простой совокуп­ности элементов, что, расчленяя ее на отдельные части и изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Принцип обязательности выдачи целевых программ производства. Он предполагает, что органы оперативного управления должны выда­вать ПС задания в виде месячной программы, ориентированной на определенную концентрацию во времени и планомерность изготовле­ния однородных частей или изделий.

Принцип научной обоснованности и оптимальности организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобывсе организационные действия осуществлялись на базе применения на­учных методов и подходов. Для того, чтобы организация стала научно обоснованной, необходимо соблюдение двух основных условий: посто­янное изучение законов, закономерностей, принципов, методов и другихкомпонентов теории организации; систематическое совершенствование практики организации на основе последних достижений науки организа­ции и обобщение передового опыта в области организации.

Внешняя и внутренняя среда организации

Организация - это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей.

Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Внешние факторы разделяются на: 1) среду прямого воздействия, 2) среду косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые не­посредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факто­рам следует отнести: 1) поставщиков,2) трудовые ресурсы, 3) законы и учреждения государственного регулирования, 4) потребителей, 5) конкуренты.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: 1) политические 2) социокультурные факторы, 3) состояние экономики, 4) международные события, 5) научно-технический прогресс. 6) климатические.

Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений.

Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой. Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации. Внутренняя среда включает: 1) цели организации; 2) структуру организации (как формальную, так и неформальную); 3) людей, работающих в организации; 4) используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов;5) задачи управления; 6) организационную культуру. Все внутренние процессы в организации протекают в рамках организационной структуры. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением.

Организации могут быть классифицированы по следующим признакам:

организационно-правовая форма (ОПФ);

форма собственности:

частная;

государственная;

муниципальная;

общественная;

целевое назначение:

производство продукции;

выполнение работ;

оказание услуг;

широта производственного профиля:

специализированные;

диверсифицированные;

характер сочетания науки и производства;

научные;

производственные;

научно-производственные;

число стадий производства:

одностадийные;

многостадийные;

расположение предприятия:

на одной территории;

на одной географической точке;

на разных географических точках.

Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. В данном случае, будем рассматривать «интеграцию предприятий», т.е. слияние предприятий или их объединение с целью повышения производства.

Горизонтальная интеграция.

Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими аналогичную продукцию.

Формы горизонтальной интеграции:

· делегирование функций интегратору – передача права решения ряда вопросов, связанных с интегрируемой деятельностью, основному (интегрирующему) предприятию;

· создание ассоциаций, т.е. надзаводских (или межзаводских) органов управления;

· создание консультативных органов при ограничении полномочий каждого из интегрируемых предприятий в согласованной области. В этих случаях некоторые вопросы (скажем, о ценах на продукцию) предприятия могут решать лишь после утверждения в консультативном органе;

· создание общих финансовых органов (банков, холдингов);

· создание органов управления имуществом (трастов);

· группировка, т.е. взаимный обмен акциями или иная форма участия в прибылях друг друга.

Вертикальная интеграция.

Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием – потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий (точек).

В качестве методов вертикальной интеграции выступают консолидация, группировка, франчайзинг и целевая пролонгация. Кратко их смысл можно охарактеризовать следующим образом.

· Консолидация – включение интегрируемой фирмы в основную в качестве подразделения либо в качестве дочернего предприятия (филиала). Консолидированной в этой связи называется компания, осуществляющая самостоятельное производство более 50% выпуска.

· Группировка – создание из интегрируемых предприятий и основной компании группы, связанной либо взаимными отношениями собственности (обмен акциями), либо взаимными управленческими связями (включение в состав совета директоров одного предприятия представителей другого), либо предоставлением различных услуг (разработка технологии, социально-бытовое обеспечение, информационно-рекламное обслуживание и т.д.).

· Франчайзинг – предоставление интегрируемой компании права пользования торговой маркой, ноу-хау, материально-техническими ресурсами, принадлежащими интегратору.

· Целевая пролонгация – достижение интеграции за счет целенаправленного сознательного продления срока договоров о поставке (порой в ущерб рыночной конъюнктуре) с целью формирования долговременных устойчивых интеграционных связей.

ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

1 Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.Хозяйственные общества – организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, хозяйственные товарищества являются объединениями лиц, а хозяйственные общества – объединениями капиталов.

•Полные товарищества (ст. 69 – 81 ГК РФ) – это объединения двух и более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Управление осуществляется по общему согласию всех участников, каждый участник имеет один голос.

•Товарищества на вере (ст. 82 – 86 ГК РФ) – это объединение двух и более лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как своим капиталом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитные товарищи или члены вкладчики) отвечают только своим вкладом. Управление осуществляется полными товарищами, вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел, а также оспаривать действия полных товарищей.

•Общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 – 94 ГК РФ) – это форма организации предприятия, участники которой вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов. Уставный капитал разделен на доли заранее определенных размеров, образуется одним или несколькими лицами не отвечающих по обязательствам общества.

•Общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ) – особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, как в полном

Наши рекомендации