Типология гражданского общества, партий и моделей демократий. Л.Сморгунов.

Гражданское общество   Партия Демократия Основной принцип демократии.
«Клубное»   Элитная Ограниченная Смена элит
Поляризованное   Массовая Репрезентативная (представительная) Ответственность
Мозаичное   «Всеохватная» Плюралистическая Оппозиционность
Сетевое   «Картельная» Консенсуальная Легитимность

«Клубное» общество с ограниченной демократией, конец XVIII – последнее десятилетия XIX вв.

Элитная партия хорошо действует в условиях ограниченной демократии («закрытой гегемонии»), когда конкуренция элит проходит в пространстве ограниченного политического участия – соревновательная олигархия.

Гражданское общество явно противопоставляет себя государству, критически настроено, высокий уровень скептицизма и группируется по клубному принципу.

Общество структурировано в относительно замкнутых бизнес-профессиональных клубах, выходящие публично в политическую сферу через своих продвинутых членов, составляющие наиболее образованную и активную группу.

Политика еще не является профессией и бизнесом, но элитные партии формируются в сфере гражданского общества и обслуживают его интересы.

Элиты борются за власть, представляя свои интересы в качестве всеобщих. Принципом демократичности системы выступает не просто конкуренция элит, но смена их групп в руководстве страны.

Публичность политики, а элита относительно открыта. Активные элиты берут на себя представительства общества в целом.

Политическое просвещение масс.

Поляризованное общество с репрезентативной (представительной) демократией, последнее десятилетие 19 – середина 20 в.

Представительная демократия с массовыми партиями. Не только конкуренция за власть, но относительно широкое массовое участие, определяемое всеобщими выборами. Логика развития либерально-конституционной государственности.

Опасность маргинализации определенных слоев общества, их озлобленности. Повышения уровня гражданской отвественности и солидарности. Партии стремятся выражать интересы определенных социальных групп. Избранные политики ответственны перед своими избирателями за свою деятельность.

Гражданское общество раскалывается на большие устойчивые группы на основании собственности, религии, образования, территории и национальной принадлежности и т.д. оно объединяется посредством преимущественно массовых партий, державших в своих руках партийные СМИ. Идентификация социальной группы с политической позицией классовой партии становится важным условием мобилизации населения в ходе выборов.

Партии активно используют идентификационные механизмы с целью мобилизации своих сторонников на выборах или в ходе повседневной политической борьбы. Классовый характер политики не приводит к разрушению общественного механизма. Диалектическим образом общество раскалывается на социально-классовые сегменты, действующие в контексте конституционной государственности, в социокультурных матрицах действуют схемы рациональной действительности (универсалии), общественных практик, конституционные (правовые) нормы.

Право – есть ценность или Право – есть инструмент.

Складываются национальные идентичности в рамках сложившегося национального государства. СМИ существовали в атмосфере просвещенной, читающей публики, имеющая традиции критической рефлексии.

Мозаичное общество с плюралистической демократией, середина XX - конец XX вв.

«Всеохватная» партия хорошо действует в условиях плюралистической демократии. Она позволяет размывать идеологические, политические идентификаторы. Модель позволяет различать партии и их программы только по принципу их оппозиционности по отношению к властвующей партии.

При всеохватных партиях выборы уже не играют столь существенной роли в контроле над властью, а оппозиционность обеспечивает права меньшинства и контроль над правительственным большинством. Если в предыдущей модели доминировали принципы демократии большинства, то теперь начинает превалировать демократия меньшинства.

Условия мозаичности гражданского общества, послевоенный мир. разнообразные модели и критерии идентификации индивида в окружающем социальном пространстве. Стиль жизни – критерий социальной дифференциации, идентичности человека. Игра в идентичности, политика социальных идентичностей.

Менее актуальна модель ответственного правления, характерного для классовой партии, ответственность перед устойчивым электоратом. Учет на данном этапе социальной психологии индивида, социальной группы (Э, Фромм).

Оппозиция правящим силам, принцип демократии меньшинств, реализация своих интересов путем противопоставления властвующим институтам и нормам.

Ты оппозиционен системе.

Политические партии зарабатывают политические очки на защите прав и интересов меньшинств.

Плюрализация гражданского общества подрывает условия политической идентификации, группы обосабливаются и формируют аморфные движения, опереться на которые партии могут при отказе от своей жесткой привязке к собственной партийной идеологии.

«Неотраибализм» или «новые племена» составляют основу гражданского общества, энергия которого направлена на защиту самостоятельности существующих социальных групп. Аполитический характер деятельности данных групп вступают в противоречия с политически ангажированными партиями. Контролирование партийной деятельности, используя политические партии для политической институционализации гражданских инициатив общества.

Политические партии становятся все более зависимы от государства, теряют свою самостоятельность и общественный характер.

Все это идеально-типические обобщения, наполненные в разных контекстах различным эмпирическим содержанием.

Формируются аформные гибкие коалиции различных социальных групп. Индивиды в поисках политической идентичности становятся ядром политического процесса. Организация политических идентичностей различных слоев общества по вопросу принятия политических решений и мобилизации масс, общество постмодерна (Просвещение – идеологический проект модерна).

Партии - сообщества публично-государственных деятелей, уменьшение в известной степени политической альтернативности.

Сетевое общество с консенсусной демократией, современность.

«Картельные» партии почти не различимы по политическим программам, стираются различия по политическим вопросам, являются сообществом «государственных деятелей».

Они предполагают конституционную демократию, т.е. такой набор правил политической игры которые признавались бы всеми и которые имели согласие на некоторые важнейшие ценности (справедливость, рынок, права личности, свобода).

Признаком демократии выступает легитимность политического порядка и его элементов как основы сделки политических партий. Легитимность обеспечивается выборами и СМИ. Смена правящих элит, выборы и оппозиционность здесь не играют прежней роли, так как элитные группы неразличимы, оппозиционность – характеристика политического истеблишмента. Оппозиционным быть клево, круто, что стало нормой, избитой темой, приносящая лишь тактический успех. Выборы обеспечивают всем более или менее значимым партийным группам входа во власть.

Демократия превращается в процедуру легитимации политики партий, говорящих «мы сделаем лучше то, что они и мы предлагаем». Снижения уровня альтернативности, победа кандидата – вопрос личных вкусов избирателей, важность символического лидерство политиков.

«Картельные» партии действуют в условиях сетевого гражданского общества.

Комплекс множества общественных сетей, связи внутри которых возникают в результате ресурсозависимости отдельных групп в решении кооперативных задач. Сетевое гражданское общество включает множество гражданских сетевых структур, которые взаимозависимы и открыты для взаимодействия.

Политические партии с ориентацией на предвыборную борьбу и правительственную политику взаимодействуют с сетевыми структурами скорее как агент государства.

Проблема легитимации политики партии возникают в силу того, что политические партии формируют особое общество наряду с гражданским обществом.

Сетевая структура гражданского общества изменяет сам принцип демократических связей, заставляя политические партии и элиты находить новые каналы движения к государственной власти.

Борьба за власть продолжается. Неформальные действия формальных политических институтов в ходе конкурентной политической борьбы.

Наши рекомендации