Условия, предпосылки, факторы становления и эволюции гражданского общества в современной России. Институциональная структура гражданского общества

Сюда можно включить и некоторые факты из вопроса номер восемнадцать, но необходимо упомянуть пару теоретических и практических моментов.

Основы гражданского общества можно зафиксировать в таблице:

Типы основ гражданского общества  
политико-правовые децентрализация властных полномочий принцип разделения властей независимые СМИ политический плюрализм обеспечение прав человека во всех сферах и т.п.
экономические развитая многоукладная экономика регулируемые рыночные отношения
духовные и культурно-нравственные базовые человечески е ценности, идеалы: самостоятельность, ориентированность на созидание; плюрализм идеологии духовность, нравственность

Насчет России:

В начале ХХ в. Россия представляла образец, близкий к идеалу развивающегося общества. Развивающееся общество означает такое общество, где отработаны механизмы новации, где возможен и рывок вперед, и риск стремительного отката, где сочетаются традиции и новации. Но Первая мировая война и революция остановили этот процесс. Многие говорят, что при коммунизме не было гражданского общества, но не стоит забывать о кружках, ассоциациях, комсомоле, профсоюзах и советах, где люди выражали свою гражданскую позицию. Главным ограничителем развития гражданских инициатив были идеологические рамки, однако, как пишет А. Авторханов, в политической сфере островки неконтролируемой государством общественной жизни были совсем крошечные, но в экономической и социальной сферах, а также в культуре отвоеванные у бюрократии пространства неуклонно расширялись.

К началу 90-х были разрушены зачатки новых социальных отношений и структур гражданского общества. Произошел распад так называемых «групп солидарности», разрушение жизненных установок и ориентиров индивида, утратила значение его автобиография, посредством которой человек выстраивал свою «Я-концепцию».

Процесс формирования гражданского общества:

1. необходимость определения индивидом базовых ценностей;

2. формирование на основе консенсуса целей общественного развития и путей их достижения в рамках различных сфер общества;

3. определение методов гармонизации различных социальных групп;

4. формирование самих институтов гражданского общества

!!! Существующие институты гражданского общества (речь идет о «традиционных столпах» гражданского общества – независимых СМИ, общественных организациях и т.д.) очень слабо ориентированы внутрь России. Они ориентируются на средний класс Запада, а соотечественники из "большой России" воспринимаются как рудименты "тяжелого настоящего". Плюс к этому - отсутствие серьезной политической активности. Как результат - непонятно, будет ли эта среда заниматься формированием условий для своего существования и развития в России (то есть адаптировать к себе "большую Россию", вкладывать в нее деньги, время и усилия, чтобы закрепиться в ней) или же при первых "заморозках" готова будет сняться с насеста и эмигрировать, как значительная часть интеллигенции в 20-е гг.

Сегодня перед гражданским обществом в России три пути, три сценария:

1. сценарий уничтожения: в рамках этого сценария нас уже через пару-тройку лет настигнет ресурсный кризис (то есть вслед за нехваткой газа мы обнаружим, что у нас не хватает нефти, а потом еще чего-нибудь). Государство в таком случае должно резко усилиться для выполнения собственных социальных функций, причем в ущерб общественному развитию. Другого пути здесь нет. В этом случае гражданское общество в России обречено вместе со всей средой, в которой оно зарождается.

2. реформаторский сценарий: его представляет известная модернистская модель: импульсы развития, идущие из мегаполисов, достигают цели и творчески преобразуют всю страну или хотя бы ее большую часть (условно говоря, Россия повторяет путь послевоенных Южной Кореи или Японии).

3. стабилизационный сценарий: медленное продвижение вперед через трудный процесс постепенного выращивания новых российских институтов, которые учитывали бы и национальные традиции, уже устоявшиеся методы сотрудничества общества и государства.

Наши рекомендации