Тема 9. Специфика эволюции моделей взаимодействия гражданского общества и государства в странах Запада

Основные ценности западной и восточной цивилизаций. «Персоноцентризм» и «системоцентризм» как базисные культурные типы. Исторические и культурные предпосылки становления гражданского общества в странах Запада. Различия между государством и гражданским обществом. Гражданское общество как сфера, отличная от государства. Широкий и узкий подходы к пониманию гражданского общества. Специфика западной и незападной моделей гражданского общества: отличия по генезису и по типу. Взаимодействие и взаимоналожение исторических и культурных традиций как факторы становления гражданского общества на Западе. Наследие античности. Воздействие христианства. Традиции германских племен. Возрождение: культ свободной личности. Реформация: религиозная эмансипация личности. Отделение церкви от государства. Роль протестантских общин в становлении буржуазной демократии. Кристаллизация гражданского общества.

Модели взаимодействия гражданского общества с «сильными» и «слабыми» государствами в странах Запада. Понятия «сила» и «слабость» государства. Т. Барнетт о взаимоотношениях стран «функционирующего ядра» и «неинтегрированного провала». Р. Купер о взаимоотношениях «постсовременных», «современных» и «предсовременных» государств. Дж. Мигдал о «сильном» государстве. Р.И. Ротберг: типология государств по уровню обладания ими политическими благами. Классификация моделей взаимодействия гражданского общества и государства с позиции «силы» одного и «слабости» другого. «Сильное» государство – «слабое» гражданское общество. «Слабое» государство – «сильное» гражданское общество. Идеальная модель взаимодействия государства и гражданского общества. Умеренно деэтатистская модель взаимодействия государства и гражданского общества. США как практический пример умеренно деэтатистской модели. Умеренно этатистская модель взаимодействия государства и гражданского общества. Франция как практический пример умеренно этатистской модели. Главные особенности западных моделей взаимодействия государства и гражданского общества.

Тема 10. Специфика эволюции моделей взаимодействия гражданского общества и государства в странах Востока

Исторические и культурные предпосылки становления гражданского общества в странах Востока. Ограниченность европоцентристской трактовки гражданского общества. Сходство и различие традиционных обществ Запада и Востока. Западный абсолютизм и восточный деспотизм: общее и особенное. Диалектика личности и группы в процессе формирования гражданского общества на Западе. Незападные регионы: процессы, параллельные вызреванию гражданского общества на Западе. Тайные общества, малые группы, религиозные организации. Гибридные и симбиозные формы социальности. Сосуществование первичных и вторичных социальных групп. Функции первичных социальных групп. Асимметрия во взаимосвязи «государство – гражданское общество».

Модели взаимодействия гражданского общества и государства в странах Востока: общие особенности. Этатистская модель взаимодействия гражданского общества и государства в условиях тоталитарного и авторитарного режимов. «Сила» государства и «слабость» гражданского общества. Ограниченный плюрализм. Аналоговые формы гражданского общества в странах Востока. Гибридные и симбиозные формы организации социумов. Махалля как институт гражданского общества стран Центральной Азии. Влияние религии и теократии на становление гражданского общества в странах Востока. Ислам и гражданское общество: аргументы сторонников и противников. Джамааты как пример самодеятельных институтов в исламском обществе. Модель гражданского общества «тайфунного типа». Неучастие в официальной политике как протестная форма гражданского участия. Достоинства и недостатки восточной модели построения гражданского общества.

Тема 11. Гражданское общество в посткоммунистических странах:

Состояние и перспективы

Развитие гражданского общества и становление его структур в посткоммунистических странах Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы: общее и особенное. Развитие гражданского общества и становление его структур государствах – бывших республиках СССР: общее и особенное. Неправительственные организации в посткоммунистических странах. Отношение населения посткоммунистических стран к общественным организациям. Причины гражданской пассивности. Социальный капитал и гражданское участие. Сети неформального общения в посткоммунистических странах. «Гражданская приватность» как эквивалент гражданского общества: точка зрения Марка М. Ховарда.

Наши рекомендации