Центростремительная демократия.

Политическая жизнь и отношения тяготеют к центру, ориентация на сглаживание противоречий. Наиболее чистый вид демократии существует в англосаксонских странах.

Скорее гомогенное общество в политико-культурном отношении и фундаментальном социокультурном и символическом отношении.

Большая часть общества ориентируется на общие фундаментальные ценности: демократия, свобода, личная ответственность, равенство и справедливость, конституционализм.

Сложился особый тип политической культуры (гражданская культура, гражданская религия, конституционный патриотизм).

Гражданская культура – это комплекс ценностей, в контексте которых человек считает, что от него персонально зависит принятие решений в его стране, а не утверждение мнения о том, что от «меня ничего не зависит». Гражданин готов на уровне установки к действию: инстинктивно и рефлективно.

Социальная и политическая установка – отношение человека к чему-либо, к какому-либо действию. Власть не является суверенно-священным институтом.

Гражданская религия – символические представления, которые выражаются в том, что люди считают общество основанное отцами-основателями или Богом священно. Ответ власти перед священными предками, установившие мое общество и мое государство.

Конституционный патриотизм, принадлежность к священному гражданскому сообществу защищенному сакрализованной Конституцией.

Политико-символически-религиозная цикличность, не присуще чувство европейского историзма. Комплекс американской исключительности, империализм и мессианский интервенционизм.

Это принципы открытого сообщества, они могут быть распространены на всех. Вопрос в том, когда эти принципы распространяются. Например, расовые меньшинства в США.

Это политический режим с двухпартийной системой или тяготеющей к ней. Часть избирателей придерживается определенной позиции, четко соотносят себя с определенными партиями и отдают свои голоса за выбранные партии. Каждая партия уже имеет свой более или менее устойчивый электорат. Поэтому борьба идет за голоса центра – неопределившихся избирателей. Вследствие чего позиции партий в предвыборной борьбе становятся более умеренными, центрискими.

Здесь исторически сложился такой принцип общественного устройства как «пересекающаяся идентичность» - в данных обществах один конкретный человек принадлежит к разнородным организациям (институтам). Один социальный институт может включать разнородных индивидов.

Элиты в этих обществах тяготеют к соревновательности в сочетании с гомогенностью общества. Соревновательный принцип возможен только в том случаи, если общие правила политической игры действуют для всех.

Модель политической системы Г.Алмонда.

Центростремительная демократия. - student2.ru

Наработки системного, структурно-функционального подхода, возникшего в 1960-е гг.

В своей модели политической системы Г.Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая группы функций (или различные функции) макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов.

Первый блок, так называемый 'уровень процесса', связан со 'входом', то есть с воздействием среды на политическую систему, Это проявляется в осуществлении политическими институтами тех или иных функций, причем в динамическом, процессуальном разрезе: 1) артикуляции интересов (групповые объединения); 2) агрегирования интересов (партии); 3) выработки политического курса (парламент); 4) осуществления политики (исполнительная администрация); 5) арбитража (судебные органы).

Взаимодействия между правящей группой, осуществляющей функции управления, и другими группами гражданского общества, давящими на властвующую элиту и друг на друга, составляют общий контур содержания политического процесса, как перехода от одного состояния баланса сил к другому. Особую роль в этом процессе играет каждый из социально-политических институтов.

Г. Алмонд выделяет пять основных функциональных фаз развертывания политической динамики и соответствующих им носителей в виде институтов, преимущественно связанных с осуществлением той или иной функции в политическом процессе.

1) На первой фазе артикуляции индивидуальных и групповых интересов носителем функции их выражения выступают групповые объединения ('группы интересов'). Артикуляция – общественно-политические добровольные движения группы интересов.

Группы интересов не борются за власть, они осуществляют давление на государство, чтобы оно действовало в их интересах.

2)Следующая стадия и соответствующая ей функция агрегирования интересов связана уже в основном с деятельностью политических партий. Здесь происходит селекция и объединение в единой партийно-политической позиции довольно разнородных интересов различных индивидов и групп. Довольно ярко это проявляется, например, в деятельности социал-демократов, которые пытаются объединить интересы и требования городских рабочих и служащих, фермеров и предпринимателей в согласованной партийной платформе.

Аккумуляция – функция политической партии. Она подводит под разнообразные общественные интересы общий знаменатель.

Политические партии осуществляют борьбу за государственную власть. Партии сводят множество интересов граждан, аккумуляция и обобщение общих интересов граждан в высших сферах государственной власти. Превращение широкого спектра общественного интереса во внешнеполитический и внутриполитический курс государственной власти.

3)На этапе выработки политического курса интегрирующую роль играют представительные и законодательные институты, которые формируют коллективные решения. В том же британском парламенте выработка и принятие ключевых для всей нации решений осуществляются в известной степени институционально согласованно депутатами и правящей консервативной и оппозиционной лейбористской партиями.

4)Этап реализации принятых решений связан главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы. В практике государственной политики случается, что за непродуманные решения, принятые одними лицами, расплачиваются их исполнители.

5)Этап контроля и арбитража в рамках политического процесса относится к деятельности институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе признанных всеми норм.

На том же уровне у Алмонда происходит, по сути, и 'конверсия' интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов.

Во втором блоке, 'уровне системы', происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения.

Во-первых, это функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы, связанная с социальными институтами церкви, семьи и образования.. Приобщение индивидов к политической культуре, упор на политические ценности и нормы, данного общества. Интернационализация ценностей, моделей поведения принятых в данном обществе.

Во-вторых, это функция мобилизации сторонников или противников системы, активных и пассивных граждан, включая тех, кто затем профессионально будет заниматься политической деятельностью. Активность индивида должна стимулироваться и направляться в определенное русло политической активности. Агенты, субъекты политической мобилизации – политические партии, органы власти, СМИ.

Автономная политическая мобилизация (автономное политическое участие индивида). Использование методов убеждения и разъяснения.

Тотальная политическая мобилизация на фоне массовых репрессий.

И наконец, в-третьих, это функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской работе СМИ и других организаций. Перевод требований отдельных секторов общественных интересов на приемлемый политический язык. Институты политической коммуникации – СМИ, образование, семья.

В переходный период прежняя политическая система ослабевает, прежде всего, из-за дисфункционального характера старых институтов, не обеспечивающих адекватную социализацию, мобилизацию и эффективную пропаганду.

И в завершающем третьем блоке, 'уровне управления', решаются уже последние в данном цикле задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества: 1) их 'добыванием' (или освоением), как это происходит со сбором налогов в стране; 2) их структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), и наконец, 3) их распределением (раздачей социальных пособий и пенсий, организацией экономических мероприятий и т. д.). Далее, через обратную связь 'цикл' замыкается, поскольку результаты деятельности 'блока управления', регулирования общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость управляющей, то есть политической, системы.

Концепция Алмонда позволяет рассмотреть политический процесс с высоты птичьего полета, когда всякий институт играет в целостно функционирующей системе свою особую роль.

Политический процесс предстает, так же как и смена состояний, характеризующихся различным соотношением сил, переходом от равновесия между ними к дисбалансу и становлению нового равновесия, от состояния устойчивости и неустойчивости и наоборот. Состояние равновесия сил, его устойчивость или неустойчивость, является существенным параметром развертывания политического процесса.

Политическая система для своей жизнеспособности и эффективности должна выполнять эти функции таким образом, что каждая функция осуществляет деятельность конкретным специализированным сегментам системы.

Функции действующие на входе (артикуляция, агрегирование интересов)

Функции действующие на выходе (законодательные, исполнительные, судебные функции).

Специализация политических структур на выполнение отдельных политических функций. Воспроизводство и жизнеспособность системы. Хорошая адаптивность политической системы. Установление универсальных правил игры. Прецедентное обновление конституционных универсалий.

Автономность действий групп интересов и политических партий.

Этапы действия функций, работающих на входе системы

Первый этап. Максимально точное отражение политических интересов общества.

Второй этап, максимально точное представление общественных интересов в высших органах государственной власти.

Действие принципа «пересекающейся» принадлежности индивида.

Четкая граница между СМИ и другими политическими структурами. Отсутствие института партийной прессы, при наличии независимых профессиональных СМИ. Чтение прессы – вопрос вкуса читателя, социентальные (групповые) интересы, лояльности и вкусы.

Соревновательная олигархия 1820 – 30-х гг. в Великобритании и США.

По логике Г.Алмонда интересы общества только тогда могут быть конкретно представлены, когда уже на входе основные политические институты выполняют специализированные для данных структур функции.

Центростремительная демократия является достаточно стабильным политическим режимом, т.к. в нем имеющаяся специализация развита масштабно. В этой модели проведены четкие границы между структурами.

Центробежная демократия

Общество фрагментировано, сегментировано, неоднородно. Элиты стремятся к конкуренции. Существовала во Франции и Италии после Второй мировой войны. Общество является гетерогенным в политико-культурном отношении. Здесь нет общеприемлемых для всех свода правил политической игры. Политическая система – несколько жестко противостоящих друг другу политических сегментов (христианская, коммунистическая, социалистическая, либеральная субкультуры). Конфронтация была заложена еще в предшествующие времена.

Во Франции эта картина воспроизводится на уровне партийных систем.

Это можно назвать «сегментированная партийность»; система поляризованного плюрализма. Есть много политических партий более или менее равные друг другу. Различие между ними тяготеют к 3 полюсам: центристы, левые и правые.

Эти три полюса противостоят друг другу. Ни одна из партий, ни одна из коалиций не может обобщить, убедительно продвигать широкий спектр общественных интересов.

Они являются нестабильными, неустойчивыми политическими структурами. Они не могут представлять нацию в целом. Правительства, формирующие на основе таких политических партий, не могут найти поддержки в парламенте.

В этой ситуации не возможно эффективного руководства государством. В итоге клубок проблем накапливается, происходит отчуждение общества от усилий правительства по руководству государством.

В конце 1950-х. гг. и в 1980-е гг. во Франции и Италии произошли политические кризисы.

Францию спас де Голль, 4 Республика сменилась 5-ой. Она была стабильна за счет того, что само общество стало более гомогенным. Общий уровень благосостояния существенно вырос, но разрыв между слоями тем не менее не сократился. Идет депролетаризация рабочего класса. Общество становится более однородным и в политико-культурном плане. На волне повышения гомогенности общества резкие классовые различия уходят в прошлое.

Произошла культурная революция – формирование современной массовой культуры, которая и ликвидировала непреодолимые классовые барьеры. Культивирование единого для всех универсального образа жизни. Усиление тенденции эволюции режима к центростремительной демократии. Во Франции это выражалось в том, что с 1960-х гг. происходит переход к конкуренции двух основных политических сил по типу англосаксонских стран.

В Италии после Второй мировой войны ХДП почти 40 лет держала монополию на власть. Коммунисты между тем имели огромное влияние. ХДП оказалось силой, срособная стать противоборствующей коммунистам, которая смогла не подпускать последних к власти, правительству. Она опиралась на более мелкие партии левого и правого толка, успешно использовала тезис о коммунистической угрозе.

Эта политическая система была неспособна адекватно реагировать на новые веяния, последовал кризис. В 1970-е гг. возникают экстремистские группы, что еще больше усугубило ситуацию, к концу 1980-х гг. 1 республика в Италии рухнула.

Наши рекомендации