Особенности современной политической элиты.
Процессы демократизации российского общества, протекающие с конца ХХ в., повлекли в правящем слое России существенные изменения, в частности – значительное омоложение высшей политической элиты страны в результате рекрутирования интеллектуалов и профессионалов, преимущественно из числа выходцев из крупнейших городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. В 1983 году средний возраст члена Политбюро составлял 71 год. Остановлена опасная тенденция превращения закрытого советского политического класса, вырождавшегося в геронтократию. В результате данных изменений в политической элите возрос удельный вес рыночно ориентированных хозяйственников и прагматиков. Вместе с тем следует заметить, что российская политическая элита является неоднородной и представлена сторонниками различных идейно-политических направлений. В политической партии «Единая Россия» в настоящее время имеют место три различные идейно-политические группировки. (Сторонники левых, социалистических идей; сторонники правых, либеральных идей; сторонники традиционных русских ценностей)
В постсоветской России определенная часть политической элиты, как правило, региональная, ранее разделявшая коммунистическую идеологию, сохранив свои управленческие должности в бюрократических структурах власти, стала представителем демократических преобразований российского общества в целом.
Развитие демократии и утверждение политического плюрализма создали в России благоприятные условия для формирования демократического парламента и развития российской многопартийной системы. Данные процессы позволили некоторым гражданам Российской Федерации войти в российскую политическую элиту в результате общепризнанных мировым сообществом демократических процедур, в частности через систему выборов. В последние годы современные элитарные российские слои претерпели значительные изменения. Во-первых, они стали более образованными: подавляющее большинство их членов закончили ведущие вузы страны, многие имеют степени кандидатов и докторов наук, в совершенстве владеют несколькими иностранными языками. Во-вторых, на всех уровнях политических элитарных слоев стало больше состоятельных людей, что сделало их более независимыми от лоббистских группировок и влияния как со стороны олигархов, так и со стороны криминальных элементов. Вместе с тем следует отметить, что слабость российской политической элиты проявляется в отсутствии у нее долговременной программы действий, что создает предпосылки отрыва элиты от народа.
Значительная часть представителей политической элиты в 90-е гг. ХХ в. предпринимала попытки перенести в Россию основные ценности либерализма без учета ее исторических традиций и культуры. Нынешнее состояние российской политической элиты, парламентские выборы 2007 и 2011 гг. подтверждают, что процесс ее формирования еще не завершился. Она не обладает такими необходимыми правящей элите свойствами, как относительная сплоченность, единство в различии. У большинства представителей политической элиты и ее групп отсутствует какая-либо широкая социальная база, свидетельством чего является непрохождение в российский парламент правых политических партий и их лидеров – Союза правых сил и «Яблока».
Одной из особенностей современной российской элиты является ее милитократический характер. Причем доля военных во власти постоянно увеличивается. При первом Президенте СССР М.С. Горбачеве военных в политическом классе было примерно 3,5%. В то время как при первом Президенте РФ Б.Н. Ельцине доля военных в правящем классе выросла примерно до 17,5%. При втором Президенте РФ, В.В. Путине, – составила четверть, причем в высшем руководстве страны – 58,3%. Наметившаяся тенденция – каждый четвертый в политической элите военный – сохраняется и при третьем Президенте РФ – Д.А. Медведеве. Люди из спецслужб, которых готовили охранять интересы государства, но отнюдь не управлять государственными органами и крупнейшими компаниями, превратились в руководителей. Уровень компетенции их в новом качестве зачастую сомнителен. Другой особенностью является концентрация экономической власти в руках бюрократии и политических сил страны.
Современная российская политическая элита сохраняет господствующее положение благодаря социальной апатии, инерции народного послушания, боязни ухудшения экономического благосостояния, особенно в настоящее время, в условиях усугубления и нарастании негативных последствий кризиса.
В современной России пока отсутствует прозрачная система отбора в элиту. На практике действуют следующие принципы:
1. Принцип местничества при распределении постов. Выходцами из Питера заняты почти все наиболее важные государственные должности. В их числе не только премьер и президент, но и главы верхней и нижней палат Федерального Собрания, большинство ключевых министров, глава Высшего Арбитражного Суда РФ, а также руководители крупнейших государственных компаний. В отдельные министерства чиновники из Санкт-Петербурга перебирались целыми командами, вместе со своими питерскими водителями.
2. Семейственность. Несмотря на законодательный запрет, подобная практика процветает. В правление крупных государственных и частных компаний входят родственники, дети политиков и высокопоставленных чиновников. Так, старший сын руководителя администрации Президента С. А. Иванова А. Иванов (1977 г.р.) – заместитель председателя государственной корпорации "Внешэкономбанк", а младший Сергей – (1980 г.р.) председатель правления ОАО "СОГАС", член совета директоров ОАО "Газпромбанка". Старший сын директора Службы внешней разведки М. Фрадкова – Петр (1978 г.р.) – заместитель председателя "Внешэкономбанка", а младший сын – Павел (1980 г.р.) – заместитель руководителя федерального агентства управлению государственным имуществом.
3. Наряду с низким качеством элиты, ее неумением общаться с населением, главный порок современной элиты – ее неэффективность. Результаты ее деятельности удручают. Системный недостаток – отсутствие у нее долгосрочного проекта развития общества, в котором был бы сформулирован общественный запрос,способный мобилизовать различные группы в условиях неопределенности и нарастания рисков. Элита не занята подобной работой, она слишком увлечена удовлетворением своих корыстных интересов.