Политика белорусского государства. Сферы конфессиональных и национальных отношений
Современный этап развития Беларуси характеризуется динамизмом изменений во всех сферах общественной жизни. Коснулись эти изменения и отношений между государством и религиозными организациями. В Конституции Республики Беларусь, в законах и других нормативно-правовых актах наше государство взяло на себя обязательство строить отношения с конфессиями с учетом интересов общества и самих верующих.
Религиозные процессы и отношения тесно соприкасаются с политической, правовой, экономической, этнокультурной сферами жизни белорусского общества. С конца 1996 года в стране начинает складываться новая модель государственного правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, в основе которой по-прежнему остаются конституционные принципы свободы совести и советского государства.
Как всякие отношения, взаимоотношения государства религиозных организаций требуют своего правового закрепления и разрешения в соответствующих нормативных правовых актах государства. За эти годы органы государственной власти и местного самоуправления накопили большой (как положительный, так и отрицательный) опыт взаимодействия с религиозными организациями. В то же время законотворческий процесс в сфере свободы совести и вероисповеданий в современной Беларуси нельзя считать завершенным. Логика развития событий и процессов, происходящих в религиозно-конфессиональных, межконфессиональных отношениях, требует дальнейшего развития и совершенствования сформировавшейся в 90-е годы XX века модели государственной религиозной политики, в том числе и ее правового обеспечения.
Обретение Беларусью статуса независимого суверенного государства при поликонфессиональном составе населения, изменение самого статуса религии и ее институтов, верующих в обществе — перед органами власти встает задача выработки и последовательного проведения в жизнь концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям. Эта политика требует выработки современной модели государственно-конфессиональных отношений, а также анализа и определения перспектив развития религиозной ситуации.
Сущность и признаки правового государства
Правовое государство — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.
Признаки правового государства:
• Верховенство закона.
• Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.
• Четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы разных ветвей государственной власти действуют в пределах своей компетенции, не подменяют друг друга, устанавливают взаимный контроль.
• Сильная судебная власть.
• Демократизм.
Политическая социализация и политическое поведение.
Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.
Политическое поведение – многоаспектный процесс, предполагающий политическое участие и определенный уровень политической активности. Особенности политического поведения складываются под влиянием различных факторов, имеющих индивидуальную и групповую природу, а также относящихся к характеристикам политического устройства той или иной страны и ее политической культуры.