Политика государства в сфере конфессиональных отношений в РБ

В республике идет процесс формирования законодательства о сво­боде совести, под которым понимается система нормативных правовых актов, прямо или косвенно воздействующих на динамику религиозной сферы. Законодательство о свободе совести характеризуется следующими особенностями:во-первых, большим количеством нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям, что обуславливает необходимость их упорядочения; во-вторых, опосредованным влиянием на религиозные процессы. В процессе совершенствования конституционно-правовой базы сво­боды вероисповеданий, деятельности религиозных организаций было бы целесообразно разграничить следующие три объекта правового регу­лирования: во-первых, собственно верующие; во-вторых, верующие как члены конкретной религиозной общины, в-третьих, религиозная органи­зация как институт, субъект публично-правовых отношений. Политические и правовые решения опосредовали наличие двух эта­пов конфессиональной политики:либерально-демократическая модель государственно-конфессио­нальных отношений, принятая Республикой Беларусь в 1992 г., утвердив приоритет прав и свобод личности в государственной политике, имела и негативные последствия. Сведение к минимуму полномочий государ­ства в сфере регулирования его отношений с религиозными организа­циями, во-первых, привело к напряженности в обществе, вызванной раз­вернувшейся бесконтрольной деятельностью новых религиозных дви­жений; во-вторых, активизация самих религиозных структур возродила интерес к религиозному фактору со стороны политических партий и об­щественных движений. Начало формирования новой модели государственно-конфессио­нальных отношений связано с принятой в 1996 г. на всенародном рефе­рендуме Конституцией Республики Беларусь. Она подтвердила в ка­честве правовой основы вероисповедной политики государства такие цивилизованные нормы, как светскость государства, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии и равенство религиозных организаций. Специальной компетенцией в области свободы совести наделен созданный Государственный комитет по делам религий и националь­ностей Республики Беларусь (1997 г.). Его задачами являются подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятель­ностью религиозных организаций и требующих решения правительства информационно-аналитическое обеспечение деятельности правитель­ства по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных организаций. Для нынешнего этапа формирования новой модели государственной конфессиональной политики Беларуси характерно признание того, что государство не вправе недооценивать значимость религиозной сферы общества, самоустраняться от разрешения возникающих в ней проблем, не вправе забывать.

Политика и религия

Политика - сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы. Религия - специфическая форма общественного сознания, главны­ми принципами которой является исповедание личного, духовного, со­вершенного начала - Бога, являющегося источником бытия всего суще­го, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Бо­гом и вечной с ним жизни. В основе взаимоотношений политики и религии, как и в любых других сферах общественной жизни, лежит комплексное соответствие - проти­воречие отдельных аспектов этих сфер. Анализ исторического развития позволяет выделить четыре типа взаимодействия: 1.Превращение государственной власти в центр религии Такое положение было типично для языческих государств, а ярким при­мером может служить Римская империя, где императору поклонялись как Богу.2.Подчинение государства церковным учреждениям.Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья.3.Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти.4.Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР вплоть до полного подчинения церкви государству. Функции религии: Классовая играет двоякую роль. Она может санкционировать общественную эксплуатацию и в то же время возглав­лять борьбу угнетенных масс за свое освобождение. Нравственно-воспитательная функция. Вера постоянно при­сутствует в сознании людей. Организационно-политическая функция. Религия культивирует часто политические действия, формирует идеологические и политичес­кие доктрины. Интеллектуально-познавательная функция. Религия, помимо всего, является мировоззрением.



Наши рекомендации