Политика государства в сфере конфессиональных отношений в РБ.

Религиозные организации активно уделяли внимание продвижению межконфессионального диалога, развитию социальных форм служения. Данные инициативы находят понимание у органов государственной власти. Социологические исследования показали возросший уровень религиозности населения, толерантности белорусского общества и исключительно высокий уровень доверия граждан к Белорусской православной церкви, независимо от собственной конфессиональной принадлежности опрошенных. В связи с этим следует отметить возросшую роль Белорусской православной церкви в организации межконфессионального диалога. В 2008 году не было зарегистрировано новых религиозных направлений. Действует 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций - 3218, в том числе 156 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). В 2008 году были зарегистрированы 61 религиозная и 3 монашеские общины. Продолжилось укрепление материальной базы религиозных организаций, возрос их кадровый потенциал. Особую роль для решения вопросов государственно-церковных отношений, повышения эффективности конструктивного взаимодействия с религиозными организациями играют встречи руководства религиозных объединений с представителями государственной власти. Большое значение имела встреча 24 января 2008 г. Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. с членами Синода Белорусской православной церкви, на которой рассматривались актуальные проблемы взаимоотношений государства и церкви. В ходе выполнения поручений, данных по итогам данной встречи, решены вопросы отмены лицензирования деятельности по распространению предметов религиозного назначения из драгоценных камней и драгоценных металлов, которые имеют отношение ко всем религиозным организациям. Аналогичная встреча Главы государства состоялась с руководством Римско-католической церкви Беларуси, на которой обсуждены актуальные вопросы ее развития. Важное место не только в развитии Римско-католической конфессии, но также и для повышения международного престижа Республики Беларусь имел визит в нашу страну Государственного секретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне, с которым встретился Президент Беларуси А.Г.Лукашенко. В октябре 2008 г. в ходе проведения мероприятий, посвященных 1020-летию Крещения Руси, Республику Беларусь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который также встретился с Главой государства. Исключительное значение деятельности Патриарха для Беларуси отмечалось Президентом Республики Беларусь. Белорусская власть на высшем уровне демонстрирует открытость к диалогу со всеми конфессиями и готовность обсуждать насущные проблемы религиозных организаций. Местные исполнительные органы власти также участвуют в конструктивном диалоге с религиозными организациями, проводят большую разъяснительную работу.




Политика и религия.

В настоящее время все более очевидным является вовлеченность религии в сферу политики. Начало этому процессу положено в середине 70-х годов, когда начались процессы демократизации в СССР. В этот период религиозные конфессии активно включились в полити­ку, деятельность церкви становилась фактором, определяющим нравствен­ное состояние общества. Активизация некоторых конфессий в мире (ислам) активизируется в связи с попытками Запада осуществить модернизацию и вестернизацию в исламских государствах.

Политика и религия имеют множество точек соприкосновения, пос­кольку социальной базой и политики, и религии выступает общество. На протяжении многих веков религия зримо или незримо взаимодействует с политическими институтами. Церковь, освящая власть, помогала ей держать в повиновении массы людей. Под лозунгом "защиты веры" она осуществляла территориальную экспансию, вела ожесточенные завоевательные войны. Этические, моральные, эстетические нормы, выработанные и закрепленные в практике жизнедеятельности людей, религия покрыла ореолом святости. Взаимодействие политики и религии выражается и в вовлеченности верую­щих в общественно-политическую деятельность, в образовании религиоз­но-политических партий, молодежных и других организаций, а также в специфике нормотворчества в той или другой стране, отражающейся через конфессиональный состав населения.

Во многих государствах мира существует система государственных религий. В Польше - католичество, в Иране - ислам, в Израиле - иудаизм. Взаимосвязь политики и религии явно обнаруживается и через функ­циональный подход к анализу функционирования политики и религии. Таким образом, функционально и реально политика и религия во мно­гом соприкасаются, влияние и эффективность их деятельности во многом определяется политикой общества.


Наши рекомендации