Глобальные проблемы современности и роль международных организаций в их решении

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный характер, что обусловлено растущей целостностью мира.

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных:

· нахождение путей устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли предела

· проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами

· экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно–ядерной катастрофы

· проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений.

Важнейшая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь системе ООН. Сохранение мира, упрочение международной безопасности и разоружение, являясь главной задачей ООН, служат основной предпосылкой создания международного климата, необходимого для решения глобальных проблем. Важное место в деятельности ООН занимают проблемы охраны окружающей среды, здравоохранения, нормализации положения с продовольствием и др.

В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды.

Эффективность действий международных организаций по решению глобальных проблем зависит, в конечном счёте, от решения главной проблемы современности – войны и мира.

Теория и практика политической модернизации общества

Политическая модернизация представляет собой процесс изменения системных качеств политической жизни и функций институтов политической системы при переходе от традиционного общества к современному. Понятия «традиционное общество» и «современное общество» отражают различную цивилизационную зрелость социальных систем, различающихся механизмами социальной регуляции и адаптации, технологией социальных изменений, местом и ролью индивида и возможностями его самореализации. Как показывает исторический опыт, развитие общества осуществляется от простых структур к сложным. Развитие производства как отражение постоянно растущих потребностей объективно вело к умножению и усложнению форм разделения труда. Процессы дифференциации и интеграции в сфере труда сопровождались появлением новых групп интересов, ростом разнообразия социальных отношений, образов жизни. Следовательно, закон возрастающего разнообразия деятельности людей, усложнения социальных отношений социальной структуры предполагал определенную адаптивность общества. Политическая система современного общества была призвана отражать нарастающее многообразие интересов, эффективно реагировать на возникающие требования новых социальных групп, обеспечивать целостность социально дифференцированного общества. В таких условиях политическая модернизация означает переход общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни.

Однако единства мнений относительно движущей силы процесса политической модернизации в западной политологии не существует. Наиболее общепризнанной является позиция Г. Алмонда и Л. Пая, утверждающих, что политическое развитие опирается на процесс постоянного совершенствования функций, которые должна выполнять политическая система для обеспечения стабильности и эффективности всего социального организма. Исходя из функционального подхода, они установили, что «изменение системных качеств и функций политических институтов включает три процесса: 1) структурную дифференциацию институтов политической системы и специализацию их функций; 2) возрастание способности политической системы к мобилизации и выживанию» (Л. Пай); 3) тенденцию к равноправию.

Типология партийных систем

В странах современного мира сложились различные партийные системы. Их формирование определяется определенными факторами. Пожалуй, нет партийной системы, которая бы не была отражением классовой структуры общества.

1) однопартийные (бывший СССР, Албания, Куба, Монголия, Заир, Того);

2) с партией, осуществляющей гегемонию (Мексика);

3) с доминирующей партией (Япония, Индия);

4) двухпартийные (США, Великобритания, Канада);

5) умеренного плюрализма (Бельгия, ФРГ);

6) крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия, Нидерланды, Финляндия);

7) атомизированные (Малайзия).

Однопартийная система присуща авторитарным, особенно тоталитарным режимам, когда управление осуществляется одной партией. Ей характерно конституционное закрепление руководящей роли одной партии, сращивание партийного и государственного аппарата, запрет образования других партий.

Партийная система с партией-гегемоном характеризуется пассивным положением одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Все остальные партии имеют организационную автономию, но признают руководящую роль правящей партии.

Партийная система с доминирующей партией предусматривает существование нескольких партий, одна из которых на протяжении длительного времени побеждает на выборах и единоличное формирует правительство.

Двухпартийная система характеризуется доминированием двух мощных партий, одна из которых находится у власти, а другая - в оппозиции.

Наиболее распространенной является партийная система умеренного плюрализма, которая характеризуется существованием трех-пяти партий, ни одна из которых не преобладает и не может самостоятельно создать коалицию, а потому партии вынуждены идти на достижение компромисса по формированию правительства согласно количеству завоеванных мандатов.

Атомизированные партийная система характеризуется наличием многих маловлиятельных и немногочисленных партий.

Наши рекомендации