Политическая власть: понятие, характеристики, функции, концепции, формы, ресурсы, легитимность. принцип разделения властей

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой и представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации.

В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. П. Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то.

Многие ученые подчеркивают естественный характер власти.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах. Потому можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

По источникам подчинения объекта субъекту В. Г. Ледяев выделяет следующие формы власти: сила; принуждение; побуждение; убеждение; манипуляция; авторитет.

Политическая власть – система нормативно закреплённых социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы. Она использует прерогативы государства для распространения общественных ресурсов в интересах своих членов.

Субъекты политической власти: социальные общности; государство; политические партии и организации; правящие элиты, бюрократия, лобби; групповое и индивидуальное лидерство; личная власть; толпа.

Функции политической власти:

· поддержание общественного порядка и стабильности;

· выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

· достижение общественного согласия (консенсуса);

· принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

· управление делами общества.

Концепции власти:

· правовые (Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант считали право первичным, а политику и власть – производными от права);

· поведенческие (объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти);

· реляционистские (характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти).

Ресурсы власти – те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы).

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.).

Принцип разделения властейявляется основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Легитимность власти означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам.

Легитимность – это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Источниками легитимности выступают: население; правительство (через СМИ); внешние политические центры.

Типология легитимности введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность.


Наши рекомендации