Легитимность власти и принцип разделения властей

Основные элементы власти – ее субъект, объект, а также средства (ресурсы).

Субъект влас­ти – это ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, социальная общность, организация и др.

Объектом власти выступают индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество в целом, на которых направлено властное воздействие. Власть – всегда двусторонние отношения: взаимодействие субъекта и объекта.

Анализируя этот вопрос, необходимо выделить социальную при­чину подчинения одних людей другим, в основе которой – неравно­мерное распределение ресурсов власти. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, моти­вацию человека (телевидение, пресса), либо орудия, с помощью ко­торых можно лишить человека определенных ценностей, в том числе и жизни (оружие, карательные органы в целом).

Спецификой политической власти является то, что она взаимо­действует с экономикой, социальной, военной и другими формами власти. Политика является регулятором других сфер общественной жизни, а эффективность ее осуществления связана с уровнем разви­тия этих сфер общественной жизни.

Раскрывая вопрос, важно отметить, что политическое господ­ство означает структурирование в обществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделе­ния управленческого труда и обычно связанных с ним социальных привилегий, с одной стороны, и исполнительской деятельности – с другой. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации.

Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры:

· общес­твенном, охватывающем наиболее сложные социальные и политические отношения;

· публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производствен­ные и иные коллективы);

· личном (частном, приватном), в малых группах.

Совокупность всех этих уровней и форм власти образует общую структуру политической власти, которая имеет пирамидальное строение:

· в ее основании – общество в целом;

· ближе к основанию – господствующие политические силы (классы, партии либо просто группы единомыш­ленников), определяющие политику и формирование власти;

· на верши­не – высшие структуры власти – правительство, президент, парламент.

На всех этих уровнях власть институционализируется, т.е. превращается в организованное учреждение, процесс с опре­деленной структурой отношений, иерархией различных уровней. При этом власть оформляется в специализированные учреждения (форми­руется аппарат власти), определяется иерархия правящих сил и лиц (лидеров, работников управления).

Власть характеризуется легитимностью (от лат. «законность»). Легитимность – это признание права носителей власти предписывать нормы по­ведения другим индивидам, всему обществу, поддержка власти абсолютным большинством народа. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность свя­зана с наличием у власти авторитета, верой подавляющего большин­ства населения в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, с консенсусом в области основополагающих поли­тических ценностей.

Власть обретает законность тремя способами(способы легитимации власти):

· по традиции – традиционное господство, основанное на убеждении в святости издавна принятых традиций осуществления власти;

· рациональным путем – рациональное господство, основанное на осознанном убеждении в законности порядков и правомерности определенных органов осуществлять власть, т.е. на признании правомерности системы законов;

· на базе харизмы, веры в руководителя – харизматическое господство, опирающееся на личную преданность человеку, веру в исключительные качества, предназначение лидера.

Вера в законность режима обес­печивает стабильность политической системы.

Далее необходимо показать, что легитимность утверждает поли­тику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, соз­дание политических структур, их изменение, обновление и т.д. Она призвана обеспечивать повиновение, согласие, политическое учас­тие без принуждения, а если оно не достигается – оправдание тако­го принуждения, использование силы и других средств, которыми располагает власть.

Показателями легитимности политической влас­ти выступают:

· уровень принуждения, применяемый для проведения по­литики в жизнь;

· наличие попыток свержения правительства или лиде­ра;

· сила проявления гражданского неповиновения (стачки, демонстрации, забастовки, пикеты);

· результаты выбо­ров, референдумов;

· массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Средствами и методами поддержания законности власти являются:

· своевременное изменение законодательства и государствен­ного управления;

· создание такой политической системы, законность которой основана на традициях;

· выдвижение харизматических лиде­ров;

· успешное осуществление государственной политики;

· поддержа­ние законности и правопорядка в стране.

Будучи инструментом политической власти, легитимность служит также и инструментом ее общественного контроля и одним из самых действенных средств политической организации общества. Важно под­черкнуть, что целостная, интегральная легитимность государства, политики – основа общественного единства, залог успешного фун­кционирования политической системы страны. Сущностью кризиса власти является разрушение института власти, проявляющееся в мас­совом несоблюдении норм и правил, принятых в данном обществе.

Демократическая политическая система опирается на принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властью, обеспечить политическую сво­боду граждан, сделать право регулятором отношений между граждана­ми и правительством.

Механизм разделения властей связан:

· с формированием каждой ветви власти самостоятельно, путем выборов;

· с орга­низационной независимостью трех звеньев власти;

· с разграни­чением между ними властных функций.

При разделении властей обра­зуется система «сдержек и противовесов», не позволяющая интере­сам одной ветви власти, одного государственного органа возобла­дать над другими, монополизировать власть, подавлять свободу лич­ности, деформировать гражданское общество. При этом каждая из властей должна умело реализовывать четко очерченные законом фун­кции, но при этом быть суверенной, служить дополняющим, сдержи­вающим фактором для другой власти в смысле недопущения абсолюти­зации ее функций, как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях. Соединение трех властей недопустимо и является деспотизмом.

Верховная из трех властей – законодательная. Она выступает в качестве выразителя народного суверенитета в форме высшего представительного учреждения – парламента. Это связано с тем, что именно эта власть определяет нормы общественной государственной жизни. Демократические выборы парламентариев, депутатов дают возможность их отзыва в установленном законом порядке. Таким образом, создаются условия для контроля за деятельностью законодательной власти со стороны народа. Кроме народа, своеобразный юридический контроль за этим органом призван осуществлять Конституционный суд.

Исполнительная власть призвана реализовывать на практике те законы, которые приняты законодательными органами страны. Она формируется представительными законодательными органами и подконтрольна им, действует исключительно на основе, в пределах и во исполнение законов. Также призваны действовать и высшие должностные лица государства, избираемые непосредственно населением.

Судебная власть – арбитр, призванный решать юридические споры, отправлять правосудие. Правосудие в правовом государстве осуществляется судом и только судом. Ни законодательная, ни исполнительная власти не вправе и не должны выступать в роли суда. Система судебных органов страны призвана решать споры, относящиеся не только к правоприменительным, но и к правотворческим законодательным процессам. Чтобы быть сдерживающим фактором в системе властей, суд должен быть независимым и действовать лишь на основе закона.

Функция управления есть сущность политики, в которой прояв­ляется сознательная реализация целей государства и общества. Она невозможна вне функции руководства, в которой выражаются определение основных задач, важнейших принципов и путей их осуществления. Руководство определяет приоритетные цели разви­тия общества, выбирает механизмы их реализации. В управле­нии обществом выделяются административные, авторитарные и демок­ратические методы руководства. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Невозможно развитие и функционирование любого государства и гражданского общества без централизации и в то же время широкой демократизации всех общественных отношений. Поэто­му речь должна идти не об отрицании административных методов, а о мере их сочетания с демократическими. В становящемся демократи­ческом государстве и обществе тенденция к росту демократических методов управления постепенно будет основополагающей. Она вытес­нит не административные методы, а директивную сис­тему управления с ее максимальной централизацией, жесткой регламентацией всей общественной жизни, огосударствлением всех отношений собствен­ности, отчуждением личности от власти.

В демократическом обществе законность обеспечивается не принуждением, а добровольным признанием и следованием личности общепризнанным нормам. Осознанное отношение личности к своим гражданским обязанностям формируется в процессе полити­ческой социализации, когда человек с детства знакомится и привыкает вы­полнять определенные нормы, их соблюдение становится обществен­ной традицией, своеобразной привычкой. В то же время институт по­литической власти обрастает разветвленной сетью организаций, осу­ществляющих контроль за выполнением индивидами норм, а также об­ладающих правом применить разнообразные санкции к нарушителям.

Наши рекомендации