Политическая власть: сущность, ресурсы, легитимность.

Понятие «власти» является одним из центральных в политологии, дающим ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Власть есть волевое отношение между людьми.Она присуща любому обществу и необходима для поддержания его целостности и единства, для организации общественного производства. Власть – это способность проводить свою волю. Сущность власти заключается в способности предать отношениям между людьми целесообразность, разумность и упорядоченность. Упорядоченность этих взаимоотношений осуществляется властью с помощью различных средств: насилие, принуждение, убеждение, поощрение, страх, авторитет.

Понятие "политическая власть" шире понятия «государственная власть».Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Государственная власть обладает монополией на принуждение граждан для выполнения своих предназначений, ибо располагает монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и специальным аппаратом принуждения.

Политическая власть – возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права и насилия.

Признаки ПВ:

1. Легальность в использовании силы в пределах государства (В таком гос-ве подчинение не личности, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти)

2. Верховенство над другими видами власти.

3. Политич. власть характеризуется публичностью, т.е. политич. власть действует от имени всего общества.

4. Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений

5. Характеризуется многообразием ресурсов, т.е. политич. власть использует не только принуждение, но и экономические, социальные ресурсы.

Подходы к толкованию понятия "власть":

1. Телеологический. Власть представляет собой способность достичь поставленной цели и получение намеченных результатов.

2. Поведенческий. Власть – особый вид поведения, при котором одни люди командуют, а другие – подчиняются.

3. Психологический. Активное стремление к власти отдельных индивидов объясняется: проявлением подавленного либидо (Фрейд); наличием психологической энергии (Юнг); наличием политической воли к власти (Лоссуэлл); как проявление функции духовной и физической неполноценности (Лоссуэлл).

4. Системный. Власть – производная от социальной системы, взаимодействие частей и целого.

5. Структурно-функциональный. Власть – свойство социальной организации, способ самоорганизации человеческого общества, основанный на разделении функций управления и подчинения. Без власти невозможно коллективное существование человека и совместная жизнедеятельность человеческого общества.

6. Реляционистский. Власть – отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее воздействие на другого. В этом случае власть рассматривается как взаимодействие субъекта и объекта власти.

Виды власти: полит., эконом., соц., законод., исполнит., судеб., информ., военн., теневая и т.д.

Ресурсы власти – те средства, с помощью кот. субъект вл. добивается влияния на общ-во и реализации своих поставленных целей. Существует несколько подходов к классификации ресурсов. По одному из них ресурсы делятся на: 1) утилитарные – это материальные и другие соц.блага связанные с повседневными интересами людей; с их помощью власть может «покупать» не только политиков, но и целые слои населения; 2) принудит-ые – меры администр-го наказания, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. 3) нормативные – включают ср-ва воздействия на внутрен. мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей.

Легитимность власти можно определить как степень естественного признания большинством населением страны существующего политического режима.

Показателями легитимностиявляются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Легитимность – законность власти, а также поддержка массами существующей власти.

Существует 3 пути обеспечения легитимности власти (по М.Веберу):

1. Традиционный. Власть передается по наследству. В основном это монархии.

2. Конституционно-легальный. Власть избирается народным голосованием.

3. Харизматический.

Наиболее приемлемым путем обеспечения легитимности власти является харизматический путь, т.к. только харизматический лидер в состоянии ограничить власть бюрократии.

Существует 3 уровня обеспечения легитимности:

1. идеологический (основан на соответствии власти устоявшемуся типу социализации человека и его интеграции в данную систему. Такой тип характерен для тоталитарного режима и достигается он путем интенсивной политической пропаганды)

2. структурный (характерен для устойчивых обществ, где заведенный порядок формирования властных структур стал для народа привычным. Люди признают власть потому, что она сформировалась на основе существующих правил и законов)

3. персональный (одобрение данного властвующего лица)

Ресурсы власти – те средства, с помощью которых субъект власти оказывает влияние на объект и добивается достижения поставленных целей. Существует несколько подходов к классификации ресурсов власти:

1. Унитарные ресурсы – материальные и другие социальные блага, с помощью которых власть может "покупать" не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

2. Принудительные ресурсы – меры административного поощрения и наказания в тех случаях, когда не срабатывают унитарные ресурсы.

3. Нормативные ресурсы – средства воздействия на внутренний мир, на ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить влиянием на сознание человека в том, что интересы управляющих и управляемых одни и те же.

4. Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, плодородные земли, полезные ископаемые и продукты питания.

5. Социальные ресурсы – способность повышать или понижать социальный статус, место в социальной стратификации, должность, престиж, образование, медицинское обеспечение и социальное благо.

6. Политико-силовые ресурсы – оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные люди (армия, милиция и т.д.).

7. Культурно-информационные ресурсы – знание, информация, средства их обработки и распространения, образовательные структуры, СМИ.

3 источника ПВ:

1. Власть может получить легитимность в соответствии с традициями.

2. Политич. власть получает качество законности в связи с огромной популярностью политич. лидера.

3. Рационально-правовой статус легитимности власти. Здесь сам народ участвует в создании представительных органов власти во время выборов, на основе законов.

Легальность власти – юр. Понятие - происхождение власти, функционирование зафиксированы законом.

Наши рекомендации