Вопрос 7: Политическая власть: понятие, источники, ресурсы, типы. Теория разделения властей.

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

В самом широком смысле словавласть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть– это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей; это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа.

Отличительные черты:

1. Обязательность решений для всякой другой власти

2. Обращённость ко всем гражданам страны

3. Наличие единого центра принятия решений

4. Многообразие ресурсов

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач.

В общем плане источником политической власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.

Ресурсы политической власти – это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны.

♦ экономические ресурсы: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые;

♦ силовые: оружие, аппарат физического принуждения;

♦ социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика;

♦ информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения;

♦ политико-правовые: конституция, законы, программные документы политических партий;

♦ демографические: человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.

Классификация политической власти по М.Веберу. Типы политической власти:

· традиционный – основан на подчинении лидеру (вождю, королю, президенту) в силу сложившихся традиций и обычаев.

· легальный – основан на подчинении не лидеру (вождю, королю, президенту), а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

· харизматический– основан на подчинении лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных личных качеств.

Эти три типа власти не существуют по отдельности, в любой политической системе присутствуют элементы всех типов власти.

Теория разделение властей – правовая и политическая доктрина, которая предполагает наличие независимых друг от друга, но взаимосвязанных ветвей власти: законодательную, исполнительную и судебную..Политико-правовая доктрина разделения властей была разработана и предложена известным английский ученым Джоном Локком, сам термин разделение властей был введен французским правоведом Шарлем-Луи Монтескье.

Теория государства исходит из того положения, что разделение государственной власти на три ветви и создание полноценной системы сдержек и противовесов является наиболее важным принципом организации и функционирования современного правового государства.

Сущность принципа разделения властей заключается в создании полноценной системы сдержек и противовесом при осуществлении государственной власти, для этого выделяется три ветви власти: законодательная (законотворчество), исполнительная (государственной управление) и судебная (правосудие).

1.Законодательную власть осуществляет представительный орган власти, основной задачей которого является разработка, обсуждение и принятие правовых актов, иными словами законотворческая деятельность.

2.Исполнительная власть осуществляется системой распорядительных органов, основной задачей которых является непосредственной осуществление государственной воли.

3.Судебная власть осуществляется системой судов, основной задачей которых является осуществление справедливого правосудия и охрана общественных интересов.

Ветви власти самостоятельны и относительно независимы друг от друга. При этом, исходя из сущности разделения властей, властные полномочия должны быть разделены и сбалансированы, однако каждая из ветвей власти осуществлять функции государственного контроля. Принцип разделения властей закреплен и реально функционирует только при демократическом режиме, тогда как при тоталитарном и авторитарном режиме, он либо не признается вовсе, либо закреплен только лишь формально.

Основные положения теории разделения властей:

1. Принцип разделения властей должен быть закреплен в высшем нормативно-правовом акте – Конституции.

2. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти равны друг перед другом.

3. Судебная власть независима от любого политического влияния.

4. Законодательная власть основывается на основе принципа выборности

Наши рекомендации