Процесс принятия политических решений

Все формы политического поведения субъектов политики в конечном счёте

объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые

государственной властью политические решения. Таким образом, главная и

центральная проблема политического процесса состоит в принятии и реализации

политических решений.

С проблемой принятия политических решений участники политических действий

сталкиваются тогда, когда оказываются перед необходимостью выбора

оптимального варианта поведения, т. е. наилучшего способа действия среди

многих возможных в данных условиях.

Выработка политических решений – не действие, а лишь подготовка к нему.

Политическое решение — это сознательный выбор одного из не менее двух

возможных вариантов политических действий. Политические решения, конечно,

предшествуют политическим действиям, дают им тот или иной импульс. Выработка

и принятие решения —не само политическое действие, а лишь подготовка к нему.

Все разнообразие политических решений можно подразделить на четыре типа:

1) законы и постановления высших органов власти;

2) решения местных органов власти;

3) решения, принимаемые непосредственно гражданами;

4) решения высших органов политических партий и общественных

организаций;

В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к

пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как

процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В

качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные

математические модели, исследование операций и другие инструментальные

приемы. Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как

специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных

факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.

Таким образом, следует признать, что политическая власть реализуется через

личное влияние управляющих и, несмотря, на регламентирующую роль правил и

процедур принятия решений, этот процесс содержит непредсказуемость и

непрогнозируемость. В конечном счете, процесс принятия решений представляет

собой симбиоз рациональности и иррациональности, рационально организованного

взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма

управляющих.

Механизм осуществления власти включает следующие моменты:

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что

закрепляется в государственных нормативно-правовых актах.

Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии

развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных

задач и целей.

Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих

решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп,

личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений.

Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем,

какие результаты имеют те или иные управленческие решения.

Эффективность государственного управления. Эффективность государственного управления определяется по эффективности управляемых объектов. Эффективным будет тот вариант, который находится ближе к цели и менее затратный При ограниченности ресурсов эффективным будет вариант, позволяющий достигнуть наилучших результатов. Критерии эффективности государственного управления: -Общие: 1) ценностно-рациональные - соотношение полученных результатов с базовыми ценностями (Конституция) 2) целерациональные - соотношение поставленных целей и результатов (программы, прогнозы) 3) прагматические - использование конкретных показателей -Специальные - характеризируют специфику объектов. Эффективность государственного управления - это степень достижения базовых ценностей; соотношение достигнутых результатов и поставленных целей; динамика показателей уровня и качества жизни населения; эффективность управляемых объектов; эффективность отдельных решений или управленческого труда. Оценка эффективности государственного управления: Объекты оценки: госорганы, государственные решения, отрасли экономики, общественные процессы, общ-е отношения. Субъекты оценки: граждане, народ, госаппарат (сущ.спец.органы, контрольные органы инспекции) Формы оценки: • Отчёт перед вышестоящими органами , избирателями. • Референдум. • Оценка СМИ • Обращения граждан. • Общественное мнение. • Независимые спец. службы.




Соц. политика. Соц. гос-во.

Соц. политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших соц. групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам гос-ва на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Соц. политика это составная часть общей стратегии гос-ва, относящаяся к соц. сфере: целенаправленная дея-ть по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему соц. гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую обществ. поддержку Соц. политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели соц. развития.

Задачи соц. политики охватывают стимулирование экономич. роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и соц. защиты населения, сохранение культур.и природного наследия, нац. своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций гос-во располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, нац. бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства гос-в мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономич. и политич. положения в стране. Соц. политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к соц. прогрессу. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития.

Соц. гос-во (гос-во всеобщего благосостояния, гос-во всеобщего благоденствия) — полити. система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор соц. благ: занятость, жильё, мед.помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к соц. гос-ву явл. одним из ключевых положений полит. программ социал-демократов. Упоминание о соц. гос-ве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория гос-ва всеобщего благоденствия предполагает, что соц. гарантии обеспечиваются путём гос. регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Деятельность современного социального государства много­гранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и ох­раны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здра­воохранения, культуры и т.д.

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Наши рекомендации