Процесс принятия решений. Процесс принятия решений — это циклическая последовательность действий менеджеров

Процесс принятия решений — это циклическая последовательность действий менеджеров, направленных на разрешение проблем организа­ции и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, собст­венно в принятии решения и организации его выполнения. В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает?

Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Наиболее целостное и наглядное пред­ставление о процессе принятия решений (ППР) дает схема, отражающая его основные стадии и порядок их следования (рис. 5.1).

    Анализ ситуации,      
    выявление проблемы    
          ч
Контроль и оценка результатов   Оценка проблемы
I   н
Организация выполнения решения   Определение критериев выбора
  и
Согласование и принятие решения   Разработка вариантов решения
1          
    Выбор наилучшего    
    вар >ианта        
                   

Рис. 5Л. Состав и последовательность этапов процесса принятия управленческих решений

Следует отметить, что такое деление на этапы процесса подготовки и принятия решения принято для удобства рассмотрения этого процесса и является условным, так как реальные процессы принятия решений вслед­ствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, как правило, от­личаются от данной схемы, т.е. фактически структура ППР во многом определяется конкретной ситуацией и решаемой проблемой.

Рассмотрим этапы процесса принятия управленческих решений.

Анализ ситуации. У истоков любого решения находится проблем­ная ситуация, требующая своего разрешения. Поэтому одним из важней­ших условий принятия правильного решения является анализ ситуации и выявление проблемы.




Выявление проблемы — это осознание того, что возникло отклоне­ние от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы.

Проблему можно характеризовать как расхождение между тем, что реально есть по анализируемому вопросу в организации, и тем, что необ­ходимо или желательно иметь.

Оценка проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы — ее определение (или диагноз), достаточно полное и правильное. Как при­нято говорить, верно сформулировать проблему — значит наполовину решить ее.

Оценка проблемы — это установление ее масштабов и природы, тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означа­ет нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке раз­мера средств для ее решения и степени ее серьезности.

Доведение оценки проблемы до количественной ее определенно­сти (структурирования) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода. Оценка проблемы завершается постановкой основных задач и определением содержания работ, направленных на ее решение.

Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать воз­можные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необ­ходимо определить показатели, по которым будет производиться сравне­ние альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора. Например, принимая решение о приобретении ново­го оборудования, можно ориентироваться на критерии цены, произво­дительности, эксплуатационных расходов, эргономичности и т.п., а в случае принятия решения о приеме на работу нового сотрудника критериями выбора среди кандидатов могут быть образование, опыт работы, возраст, личные качества По возможности критерии выбора должны иметь коли­чественное выражение.

Критерии выбора имеют характер жестких ограничений, пере­ступать которые недопустимо. Они позволяют отделить приемлемые варианты решений от неприемлемых.

Разработка вариантов решения — это следующий этап процесса принятия управленческого решения. Желательно, чтобы вариантов было несколько. Основное их содержание заключается в предложении кон­кретного решения данной проблемы. К разработке предложенных вари­антов привлекают специалистов. Необходимо, чтобы варианты содер-

жали разные подходы к решению проблемы и приближались к оптималь­ному.

Оптимальный вариант решения предполагает такое сочетание его качественных и количественных переменных, которое в наибольшей степени будет отвечать стоящей задаче. Однако на практике менеджер не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и време­ни, чтобы сформулировать и оценить каждый возможный вариант. Мене­джеры хорошо понимают, что поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и дорого стоит, поэтому они ищут не оптималь­ный, а достаточно хороший, приемлемый вариант, позволяющий снять проблему. Помогают отсечь заранее непригодные варианты решений кри­терии выбора, определенные на предыдущем этапе.

Выбор наилучшего варианта решения, который будет реализован на практике, происходит путем сопоставления вариантов и оценки их достоинств и недостатков. Очень важно при этом объективно проанализи­ровать вероятные результаты реализации разработанных вариантов. Оценка вариантов производится с помощью разработанных на этапе трех критериев (см. рис. 5.1)

Необходимо отметить, что, поскольку выбор осуществляется, как правило, на основе нескольких, а не одного критерия, он всегда носит характер компромисса.

Обязательным условием выбора варианта решения является комп­лексный учет его возможных положительных и отрицательных послед­ствий. Здесь необходимо применить системный анализ, т.е. оценить влия­ние принимаемого решения на ключевые показатели функционирования организации (например, прибыль, рентабельность, конкурентоспособ­ность продукции и др.), а также учесть возможное его влияние на все остальные взаимосвязанные элементы организации. Кроме того, при оцен­ке вариантов решения необходимого учитывать фактор риска.

Согласование и принятие решения. В современных системах управ­ления в результате разделения труда сложилось положение, при кото­ром подготавливают, разрабатывают решение одни работники организа­ции, принимают или утверждают — другие, а выполняют — третьи. Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несет ответственность за реше­ние, которого не разрабатывал; специалисты, готовившие и анализиро­вавшие решение, не участвуют в его реализации, а исполнители не при­нимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений.

Поэтому необходимо принимать решения, согласованные с соот­ветствующими специалистами. Не один руководитель, а все члены органи­зации должны стремиться к повышению эффективности ее работы. Раз­работчики готовят решение, выбирают курс для организации, но, чтобы

оно было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятия решений весьма существенную роль играет стадия согласования.

Принимая решение, руководитель должен быть убежден в правиль­ности своей точки зрения, доказывая работникам, что данное решение несет выгоды и организации, и отдельным ее членам. Практика показы­вает, что вероятность быстрой и эффективной реализации решения значи­тельно возрастает, когда исполнители имеют возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения, особенно направленного на разрешение крупной проблемы, внести предложения, замечания. Тогда принятое решение воспринимается как свое, а не навязанное сверху. По­этому лучший способ согласования решения состоит в привлечении работников к участию в процессе его принятия. Однако в ряде ситуаций, когда это невозможно или нерационально, менеджер вынужден при­нимать решение единолично, не прибегая к его обсуждению и согласова­нию с подчиненными.

Окончательное решение принимается руководством организации или подразделения, которое распоряжается ресурсами, необходимыми для его реализации, и несет персональную ответственность за результаты.

Организация выполнения решения. Принятием решения, как из­вестно, не заканчивается цикл процесса управления. Следующим этапом является организация его выполнения.

Для успешной реализации решения прежде всего необходимо опре­делить комплекс работ и ресурсов, распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о до­статочно крупных решениях, это может потребовать разработки програм­мы реализации решения.

Очень важным моментом является доведение задания до исполни­телей. Это предполагает, что смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть по­ставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функ­ции в исполнении решения.

Организационный план выполнения решения предусматривает не­обходимое материально-техническое обеспечение, подготовку и пере­подготовку кадров, перестройку производственного аппарата и т.д. Объем этой работы зависит от характера и сложности намеченных задач.

Контроль и оценка результатов. Даже после того, как решение окончательно введено в действие, процесс его принятия не может считать­ся полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправды­вает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий в дан-

ном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся из­мерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

Часто в результате контроля появляется необходимость корректи­ровки принятого ранее решения или принятия нового решения, так как ситуация может измениться вследствие непрерывного развития хозяй­ственной системы.

Систематическая проверка исполнения решений является нормаль­ным методом работы, однако не следует превращать контроль в мелоч­ную опеку. Это мешает проявлению инициативы и самостоятельности у подчиненных. Контролируя их работу, руководитель должен оказы­вать им постоянную и действенную помощь. Отсутствие контроля за ис­полнением решений наносит существенный вред, так как, во-первых, команды руководства могут быть не выполнены в срок, а следовательно, произойдут задержки и сбои; во-вторых, не проверяя процесс выполне­ния своих решений, управляющая система подрывает дисциплину, не­правильно воспитывает исполнителей; в-третьих, она не получает опера­тивную информацию о ходе выполнения решения и не принимает соответствующие меры.

Наши рекомендации