Экономич. политика. гос-во и экономика.

Гос. экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Гос. экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Сегодня ведущие гос-ва мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирования экономической жизни.

1. Правовые методы: Заключаются в том, что гос-во принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого гос-во препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово экономич. методы: К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, гос-во либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Гос-во оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику гос-ва по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет гос. банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Гос-во также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым гос-во, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли.

3. Экономическое программирование: Закл-ся в том, что гос-во составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают опр. влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях гос-во активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у гос-ва. Вот почему основные принципы гос. регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать

РБ

1. необходима разработка на государственном уровне ясной и комплексной внешнеэкономической стратегии развития

2. важнейшим стратегическим приоритетом должно стать формирование благоприятного международного имиджа Республики Беларусь

3. необходимо создание привлекательных условий в первую очередь для деятельности отечественных предпринимателей
необходимо разработать стратегию привлечения и создания новых технологий для наращивания экспорта.

4. самое болезненное, но необходимое в условиях кризиса и возможно длительной рецессии — это свертывание неэффективных производств, теряющих сравнительные конкурентные преимущества на внешних рынках, перевод высвобожденных ресурсов в производства новых технологических укладов.

Этнополитика

Региональная экономическая политика предусматривает обеспечение роста благосостояния населения независимо от места его проживания, повышение уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте уровня благосостояния населения важнейшей задачей становится опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей тех регионов, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.

Для повышения уровня и качества жизни людей в проблемных регионах необходимо:

создать условия для активизации инновационной и инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, особенно в отраслях, способных обеспечить быструю отдачу от вложенных средств;

активизировать деятельность в новых сферах приложения труда (приграничный сервис, обслуживание транспортных коридоров, туризм и другие), в первую очередь в районах, где имеются объективные предпосылки для их формирования;

обеспечить первоочередное развитие производств и видов деятельности, ориентированных на использование местных ресурсов;

повысить уровень комплексности развития социальной инфраструктуры, прежде всего в районах с более низким развитием сети ее учреждений;

обеспечить государственную поддержку регионов с существенной долей неэффективно работающих предприятий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также малых городских поселений с одним градообразующим предприятием.

Особого внимания со стороны государства требуют проблемы развития малых городов. В них предусматриваются ускоренное развитие строительства жилья и сферы услуг, создание новых рабочих мест.

Будет проводиться целенаправленная политика стимулирования размещения новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств, а также расширения сферы предпринимательства, связанного с обслуживанием населения, сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственной продукции и выпуском продукции из местного сырья.


Наши рекомендации