Партийная система Республики Беларусь

Современный период становления многопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Он в большей мере схож с периодом возникновения политических партий в Беларуси конца XIX — начала XX в. Схож идеологическими спорами о выборе путей развития страны. Разница лишь в том, что ранее рассматривались альтернативы: феодализм - капитализм - социализм, а теперь - социализм - капитализм.

Среди особенностей становления многопартийной системы в республике можно выделить следующие:

- сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому;

- глубокий экономический и политический кризис в период становления независимости и суверенитета;

- недоверие основной массы населения к полезности деятельности политических партий и др.

Уже в конце 80-х гг. в нашей республике насчитывались десятки различного рода «неформальных» образований и движений. В 90-е гг. начался процесс преобразования более или менее широких массовых движений.

Этому способствовал вступивший в силу в конце 1990 г. в бывшем СССР Закон «Об общественных объединениях», который официально открыл эпоху многопартийности. А с 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. Развитию многопартийности содействовал и принятый Верховным Советом Республики Беларусь в октябре 1994 г. Закон «О политических партиях». В редакции:

Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1999г. №327-З(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №95, 2/102) <H19900327>;

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999г. №338-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., №2, 2/113) <H19900338>;

Закон Республики Беларусь от 22 июня 2001г. №36-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г., №63, 2/779) <H10100036>;

Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003г. №213-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003г., №74, 2/962) <H10300213>;

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005г. №35-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005г., № 120, 2/1132) – новая редакция <H10500035>;

Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007г. №221-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007г., №120, 2/1324) <H10700221>;

Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008г. №416-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №184, 2/1513) <H10800416>;

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009г. №114-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №15, 2/1666) <H10900114>;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010г. №109-З(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010г., №17, 2/1661) <H11000109>;

Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2011г. №309-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011г., № 127, 2/1861) <H11100309>

Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ). Образована же она была в ноябре 1990 г. на базе ряда организаций общедемократической ориентации, критически оценивавших деятельность КПСС-КПБ. Крупнейшей из таких организаций в Беларуси была Демократическая платформа КПСС. После XXVIII съезда КПСС она заявила о своем выходе из рядов коммунистической партии и создании отдельной партии. На учредительном съезде, который состоялся 3 - 4 ноября 1990 г., Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическая партия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическая партия (Витебск) создали Объединенную демократическую партию Беларуси.

По своей идейной ориентации это была партия, стоящая на позициях либерализма. Позже эта партия объединилась с Гражданской партией и стала называться Объединенная гражданская партия.

Второй по счету 11 апреля 1991 г. в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП). Свою цель партия видит в защите политических прав и экономических интересов крестьянства и фермеров. Лидеры партии выступают против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве.

22 мая 1991 г. зарегистрирована Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ) - третья по счету новая политическая партия в республике. Эта партия основывается на традициях белорусской социал-демократии, считает себя частью международного социал-демократического движения, преемницей возникшей в 1903 г. Белорусской социалистической громады. Создана БСДГ в основном представителями творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта. Свое место в общественно-политической жизни республики партия определила как «левоцентристская партия парламентского типа».

Самую многочисленную в Беларуси политическую силу представляют коммунисты. Они сейчас объединены в две партии: Партию коммунистов белорусскую и Коммунистическую партию Беларуси. Каждая из партий насчитывает, по их данным, свыше 5 тыс. членов. В программных документах этих партий сложно найти различия. Они больше всего выражаются в позиции партий по отношению к существующему режиму. Если ПКБ относится к нему резко отрицательно, то КПБ - всячески его поддерживает. Фактически обе партии в экономической политике отстаивают социалистический способ производства, выступают за создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересах повышения благосостояния и уровня культуры трудящихся. В социальной политике партии выступают за безусловную реализацию права на труд, за обеспечение общедоступности, бесплатности среднего и высшего образования, бесплатное предоставление жилья в собственность трудящимся, развитие бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.

Процесс возникновения и становления политических партий в Беларуси идет достаточно сложно. Достаточно сказать, что в конце 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии, к концу 1998 г. их осталось 28, сегодня – 15.

В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска. Для создания республиканского профессионального союза необходимо «не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории, профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) — не менее 10 процентов работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек» В декрете также указано, что членами объединений не могут быть юридические лица.

По данным Министерства юстиции, на 1 декабря 1999 г. в Республике Беларусь было перерегистрировано и зарегистрировано 17 политических партий и около 1200 общественных объединений. На начало 2008 года партий осталось всего 15.

Уменьшение числа политических партий произошло по ряду причин.

Во-первых, учитывая то, что некоторые партии не имели организационных звеньев на местах, не вели никакой работы, Верховный суд Республики Беларусь постановил считать их недействующими. Среди них — Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская гуманитарная партия, Белорусская партия «Очищение».

Во-вторых, деятельность отдельных партий приостановлена по причине участия в несанкционированных митингах. К числу таких отнесена Белорусская партия любителей пива.

В-третьих, некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные. Вместе с тем сегодня по количественному составу большинство белорусских политических партий крайне малочисленны и насчитывают от 500 до 700 членов.

При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1) партии правого толка — в основном нелиберальной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе следует отнести партии, которые своей программной целью ставят форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию" (Белорусский народный фронт, Крестьянская партия, Объединенная гражданская партия и др.). Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия "Народная громада". Третью группу составляет левая сторона политического спектра и включает в себя Партию коммунистов белорусскую, Коммунистическую партию Беларуси, Республиканскую партию труда и справедливости, Белорусскую социалистическую партию и др.

В целом партийная система нашей республики, находясь в стадии формирования, отличается повышенной нестабильностью и имеет переходный характер.

http://minjust.by/ru/site_menu/about/struktura/obschestv/registr/politpart

Элиты типологизируются по ряду оснований:

По отношению к власти выделяют:

· правящую элиту;

· неправящую, или контрэлиту.

По уровню компетенции:

· высшая (общенациональная);

· средняя (региональная);

· местная.

По результатам деятельности (эффективности):

· элита;

· псевдоэлита;

· антиэлита.

Кроме того, выделяют:

1. "Элиту крови", или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию.

2. Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты.

3. Закрытые и открытые.

Политическая элита обладает следующими функциями:

· изучение и анализ интересов различных социальных групп;

· субординация интересов различных социальных общностей;

· отражение интересов в политических установках;

· выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.);

· создание механизма воплощения политических замыслов;

· назначение кадрового аппарата органов управления;

· создание и коррекция институтов политической системы;

· выдвижение политических лидеров.

В современных обществах на первое место встает проблема рекрутирования, т.е. формирования результативной, полезной для общества политической элиты.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.

Для системы гильдий характерны:

1. Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.

2. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).

3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.

4. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антерпренерскую систему рекрутирования элит отличают:

1. Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.

2. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.

3. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.

4. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.

5. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).

Политическое лидерство

Античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах подлинных творцов истории.

Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Николло Макиавелли (1469 - 1527). В его трактовке политический лидер - это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства.

Концепцию лидерства, оказывающую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844 - 1900). В своих трудах "Так говорил Заратустра" (1884) и "Воля и власти" (1889) он пытался обосновать необходимость создания высшего биологического типа - человека - лидера, сверхчеловека. Он писал: "Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей, - в этом и ни в чем ином состоит его задача".

Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказало творчество французского социолога Габриэля Тарда (1843 - 1904). Он является одним из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения, по его мнению, не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственным источником прогресса общества являются открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

Марксизм в противоположность теориям, которые рассматривают лидеров как локомотивов истории, ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает как часть класса, наиболее способный, сознательный и умелый выразитель воли класса. Здесь он играет по отношению к классу вспомогательную, служебную роль.

И если Маркс и Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса, то в творчестве и в практической политике Ленина и особенно Сталина эта идея постепенно была сведена на нет, и возобладала упрощенная схема соотношения масс и политических лидеров: массы - класс - политическая партия - политический лидер.

В современном обществоведении существуют несколько подходов к определению политического лидерства. Выделим некоторые из них:

1. Политическое лидерство:

- это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу. Для этого определения характерны следующие особенности:

- влияние должно быть постоянным;

- руководящее воздействие лидера осуществляется на всю группу, организацию, общество;

- политический лидер должен обладать явным приоритетом во влиянии.

2. Политическое лидерство

- это управленческий статус, социальная позиция, это руководящая должность.

3. Политическое лидерство

- это особого рода предпринимательская деятельность, осуществляемая на политическом рынке. Здесь побеждает тот потенциальный лидер, чей "политический товар" больше всего отождествляется с понятием "общего блага".

4. Политический лидер

- это символ общности и образец политического поведения группы. Лидер способен с помощью власти реализовать интересы группы.

Понятия политического лидерства имеет два аспекта:

- формально-должностной статус. Он связан с обладанием властью.

- субъективный. Личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту.

Современные теории лидерства:

1. Теория черт

Cуть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личными качествами. Как пишет один из видных представителей теории черт Э. Богардус "превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству".

Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. А также фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности и др.

2. Ситуационная теория

Ее представители - В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др. - обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных условий.

Лидер - функция определенной ситуации. Именно сложившаяся конкретная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им решения.

Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет требованиям объективных обстоятельств.

Однако эта теория не учитывает, что не только ситуация порождает лидера, но и сильная личность способна создать ситуацию. Ю. Дженнингс верно заметил: "Великие события всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер "чувствует" ситуацию и знает..., когда он может ее использовать..., обратить в свой актив" (Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. - М.,1978. - С. 43).

3. Теория последователей и конституентов

Объясняет феномен лидера через его окружение и последователей. "Именно последователь, - пишет Ф. Стэнфорд, - воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидерство".

Отношения между лидером и его конституентами выступают в виде цепочки: конституенты - последователи - активисты - лидер. В современной политологии в круг конституентов лидера включаются не только политические активисты, но и его избиратели, все, кто взаимодействует с ним.

Кратко суть этой теории можно выразить фразой: "Короля делает двор".

4. Психологическая теория

Ее основоположник З. Фрейд считает, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. ("В мире ясно только то, что миром правит либидо").

У лидеров руководящие позиции выражают компенсаторные функции взамен подавленного либидо. Подчинение лидеру закладывается с детства, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Ученые Франкфуртской школы Э. Фромм и Т. Адорно выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающая массовые фрустрации и неврозы и стремление убежать от этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов посредством навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляют такому человеку особое наслаждение. Это своеобразная форма садизма. Такая личность воспринимает всех других людей, мир в целом сквозь призму отношений силы-слабости.

Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

- по отношению руководителя к подчиненным:

· авторитарное - единоличное направляющее воздействие лидера на нижестоящих. Оно основано на угрозе санкций, применении силы;

· демократическое - предполагает учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, участие масс в управлении.

- по способу легитимации власти (М. Вебер):

· традиционное - вожди племен, монархи - их авторитет основан на обычае, вере в святость и неизменность традиций;

· рационально-легальное. Здесь лидеры избираются демократическим путем;

· харизматическое. Феномен харизмы основан исключительно на личности лидера, которому приписываются божественные способности. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет "историческую миссию". В качестве примера можно привести Ю. Цезаря, Наполеона, Ленина, Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена, Ф. Кастро.

- по "масштабам" лидерства:

· общенациональные;

· лидеры региональные;

· лидеры социальных групп, слоев.

- по отношению к существующей политической системе:

· функциональный;

· дисфункциональный;

· конформист (приспособленец);

· неконформист.

Собирательные образы лидера выделил М. Дж. Херманн:

1. Знаменосец, или великий человек. Его отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы (В. И. Ленин, М. Л. Кинг, Хомейни, Ш. де Голль).

2. Служитель. Лидер этого типа всегда стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

3. Торговец. Лидер этого типа способен настолько привлекательно преподнести массам свои идеи и планы, что заставляет "купить" эти идеи и привлекает массы к их исполнению.

4. Пожарный тип лидера. Ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

В чистом виде в реальной жизни образы лидеров обычно не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Кроме того, выделяют следующие типы лидеров :

· лидер-идеолог и лидер-прагматик;

· лидер-"лев" и лидер-"лис";

· реалист, фанатик и романтик;

· лидер-популист.

Важнейшим аспектом исследования лидерства является анализ функций лидера. В качестве основных функции лидера можно выделить следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.

6. Легитимация власти, политического строя.

Крайней, максимально завышенной оценкой функции и роли политического лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного режима, хотя встречается и в авторитарных, и в демократических государствах.

Для того, чтобы политические лидеры избежали культа личности, коррупции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. "Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно", - говорил английский историк Эктон.

Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:

1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.

2. Сильная оппозиция, политический плюрализм.

3. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами.

5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур.

Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в целом.

Наши рекомендации