Избирательная система Республики Беларусь. Изменения в избирательном кодексе Республики Беларусь (2010 г.).

Виды общенациональных выборов в РБ:

p Выборы Президента РБ

p Выборы депутатов Парламента РБ

p Выборы депутатов в местные Советы

Выборы в РБ определяются:

• Конституцией Республики Беларусь

• Избирательным кодексом 2000 г.

Особенности избирательной системы РБ:

В основе избирательной системы Республики Беларусь лежат принципы, содержание которых свидетельствует о соответствии ее передовым международным стандартам. Это – принципы, которые явились итогом длительной борьбы граждан различных стран за отмену всевозможных ограничений избирательного права. Данные принципы закреплены в Конституции и Избирательном кодексе Республики Беларусь.

Принцип всеобщности (ст. 64), согласно которому почти все граждане Республики Беларусь имеют избирательное право:

Жители РБ, имеющие возраст:

Активное избирательное право – с 18лет

Пассивное избирательное право:

В местные Советы – с 18 лет

В палату представителей – с 21 года

В Совет республики – с 30 лет

В Президенты – с 35 лет

Б) Жители страны, имеющие гражданство Республики Беларусь

В) Граждане, не находящиеся в местах лишения свободы

Г) Граждане, не признанные судом недееспособными

Принцип свободы(ст. 65), в соответствии с которым избиратель лично решает, участвовать ему в выборах и за кого голосовать. В Республике Беларусь – голосование на выборах это право, но не обязанность, за невыполнение которой может быть предусмотрено наказание (как, например, в Бельгии, Голландии, Австрии, Австралии, Пакистане).

Принцип равенстваизбирательного права (ст. 66), который означает следующее: во-первых, все избиратели в республике имеют одинаковое количество голосов (один голос) и, во-вторых, обеспечивается единая норма представительства, т.е. равное количество избирателей, представляемых одним кандидатом. Это обеспечивается тем, что избирательные округа в Республике Беларусь образуются с примерно равной численностью избирателей.

Принцип тайности голосования (ст. 68), согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателя в ходе голосования.

Принцип прямого голосованияпри выборе депутатов в Национальное собрание и местные Советы (ст. 67).

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
всеобщности свободы равенства тайности голосования прямого голосования

Об открытости и прозрачности избирательного процесса в Республике Беларусь свидетельствует институт наблюдателей, законодательно закрепленный в Избирательном кодексе страны. В роли наблюдателей при проведении выборов, референдумов могут быть депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов, доверенные лица кандидатов в Президенты, в депутаты, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, иностранные наблюдатели, представители СМИ. Порядок их поведения на выборах устанавливается Центральной избирательной комиссией страны.

Один из важных вопросов избирательного процесса – финансирование выборов. В Республике Беларусь согласно Конституции (ст. 70) расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства. Средства, выделенные на агитационную кампанию, делятся поровну между кандидатами. В случаях, предусмотренных законом, расходы на проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, граждан.

Большое значение для проведения выборов имеет общая политическая ситуация в стране. Поэтому согласно Конституции (ст. 71) выборы в Республике Беларусь не могут проводиться в период чрезвычайного и военного положения, когда реализация избирательного права может проходить с нарушениями.

Известно, что в мире существуют две основные избирательные системы, в основе которых лежат различные способы определения результатов выборов по данным голосования: мажоритарнаяи пропорциональная, каждая из которых имеет определенные разновидности. Эти избирательные системы имеют как свои достоинства, так и недостатки.

В Республике Беларусь используется мажоритарная система абсолютного большинства, при которой избранным считается кандидат, набравший более половины общего числа избирателей, участвующих в голосовании (минимум для победы кандидата – 50 % голосов + один голос). Согласно избирательному кодексу во втором туре голосования, если таковой становится необходимым, избранным считается тот из двух кандидатов, который получил большее число голосов, при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против него.

На выборах Президента Республики Беларусь, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в первом туре, то во втором туре проводится голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие не менее половины граждан, включенных в список избирателей (порог явки избирателей – 50%).

В начале 2010 г. парламент РБ внес изменения в Избирательный кодекс РБ (президентская законодательная инициатива), основной смысл которых – предоставить более широкие возможности для участия в выборах оппозиционным партиям.

Суть данных изменений сводится к следующему:

1. Избирательные комиссии не менее, чем на 1/3 должны состоять из представителей политических партий и общественных организаций.

2. Разрешено политическим партиям выдвигать своих кандидатов во всех избирательных округах независимо от того, есть ли там их ячейки, или нет.

3. Вводится заявительный (а не разрешительный) принцип проведения массового агитационного мероприятия кандидата.

4. Разрешено кандидатам создавать индивидуальные избирательные фонды (из личных средств, средств спонсоров).

5. Исключен порог явки избирателей на выборы в местные Советы

6. Предусматривается возможность наблюдательных комиссийприсутствовать при процедуре подсчета голосов.

Наши рекомендации