Парламент: осн направления деятельности, структура и полномочия.
Парламент— высший законодательный и представительный орган (конгресс, сейм, бундестаг, народное собрание и др.).В Республике Беларусь с 1996 г. парламент — Национальное собрание — стал двухпалатным. Избрание депутатов Палаты представителей (110 человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах. Вторая палата парламента — Совет Республики — является палатой территориального представительства, состоит из 64 членов, 56 из которых избираются тайным голосованием по 8 человек от каждой области и г. Минска на заседаниях Советов базового уровня; 8 парламентариев назначает Президент. Внутренними органами Совета Республики являются председатель, его заместитель, Президиум, Секретариат, Счетная комиссия и пять постоянных комиссий. Палата представителей включает одиннадцать постоянных комиссий и несколько депутатских групп. Законодательная власть в лице парламента наделена следующими основными полномочиями: законотворчество, экспертиза законопроектов, принятие законов; утверждение Госбюджета и отчета Правительства о его исполнении; осуществление внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, конституционного и судебного надзора; легитимация действий Президента, Правительства; контроль за ходом выполнения законов, деятельностью Правительства, других органов власти. В парламентских республиках (Германия, Италия, Молдова) в компетенцию парламента входит также формирование правительства и избрание президента. По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек и противовесов. В наше время законодательная власть ограничивается, как правило, референдумом, президентским правом вето, правом роспуска парламента Президентом или Правительством, Конституционным Судом. Внутренними ее ограничителями являются двухпалатное построение парламента и наличие регламента, определяющегострогое соблюдение процедуры законотворчества. Недостаткамипредставительных законодательных органов власти являются длительные обсуждения, чересчур медленная реакция на вопросы, требующие быстрых решений, незамедлительного реагирования.
22. Правительство - высший орган исполнительной и распорядительной власти.Исполнительную власть осуществляет правительство— высший орган государственного управления. Правительство (Совет или Кабинет Министров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председатель), а в отдельных странах — глава государства. Правительство формируется на партийной основе, в парламентских республиках — парламентом из той партии, которая победила на выборах в парламент, в президентских — президентом из той партии, которая победила на выборах президента. Главой правительства становится руководитель победившей на выборах партии. Глава правительства избирается парламентом и назначается президентом (Германия, Ирландия, Япония) или назначается президентом с согласия парламента (Россия, Беларусь), или главой правительства становится сам президент (США, Бразилия, Мексика). В Республике Беларусь правительство (Совет Министров) формируется Президентом не на партийной основе. Членами Правительствамогут быть назначены и депутаты Палаты представителей с сохранением их депутатского мандата. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, пяти его заместителей, 24 министров и 12 председателей госкомитетов. Министры и председатели госкомитетов руководят конкретными центральными ведомствами государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед парламентом. В компетенцию Правительства входят: разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация; разработка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обеспечение проведения единой государственной политики по определенным сферам деятельности; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности; обеспечение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, указов, распоряжений Президента и другие полномочия. исполнительная власть ограничена ответственностью перед парламентом и (или) Президентом, Конституционным Судом, подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов (постановлений, распоряжений), сохранением внутренней разделенности полномочий между Президентом и Правительством, центральной и региональной властью.
23. Местное управление и самоуправление. Местная власть явл-ся воплощением территориального разграничения и внутреннего разделения власти. Территориальными границами местной власти явл-ся отдельные поселения (округа, города, посёлки, области). На основе внутреннего разделения власти (между регионами и центром) выделяют несколько основных моделей управления местными делами. Для первой модели хар-но воплощение местной власти в органах самоуправления. Главные признаки которых это их выборность, полномочность, самостоятельность и независимость по отношению к центральной власти, финансовая автономность, управление от лица представляемого им населения. Экономической основой органов муниципального (местного) самоуправления явл-ся местная собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы, а социальной – средний класс. Местное самоуправление предполагает формирование органов власти из непрофессиональных управленцев. Вторая модель построена по принципу передачи представителям центральной власти не местах широких полномочий при сохранении иерархической зависимости региональной власти от центральной. Третья модель: вся региональная администрация входит в систему гос-й власти, полностью зависит от центра. В двух последних моделях органы власти формируются сверху и явл-ся органами местного управления, а не самоуправления. В РБ сочетаются все 3 модели. Местная власть представляет собой сочетание 3 властей: представительной, исполнительной и распорядительной, которые имеют такие же полномочия, как и Парламент, и Правительство, и Администрация, но только в пределах подведомственной им территории. Представительная власть на местах реализуется посредством органов общественного самоуправления (Совет депутатов), а также через местные референдумы собрание жителей и т.д. Местное управление осуществляется через исполнительные и распорядительные органы (исполком и администрация). Структуре исполнительных органов управления свойственен вертикальный хар-р: республика – область – район – город (село). В систему распорядительных органов входят местные администрации, где не избираются районные Советы депутатов. Эти органы власти подчинены президентской вертикали: Президент – Администрация Президента – областная администрация – районная. Руководители местных распорядительных и исполнительных органов власти назначаются и освобождаются Президентом РБ.
24.Бюрократия и бюрократизм. Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных организаций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, которая оторвана от его реальных властных функций по организации общественной жизни. Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии - К. Маркса (1818-1883) и М. Вебера (1864-1920). Вебер: Бюрократия — тип организации, для которой характерна четкая управленческая иерархия; жесткие правила и стандарты деятельности; специализация и разделение труда; решение дел компетентными служащими обезличенно, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; оперативная координация деятельности госаппарата посредством системы коммуникаций, власти и организационной памяти. Соц-я сторона бюрократии была исследована К. Марксом. Госслужащие используют в личных целях специфические работы органов власти, которые они обслуживают. Им доступна официальная информация и документация. Служебная информация-— очень дорогой товар, а те, кто ею обладает, становятся весьма обеспеченными людьми. Кроме того, широко используется в личных интересах «служебная тайна», переписка с населением. Многие должности в аппарате власти и управления становятся предметом купли и продажи, Бюрократия лишена возможности прямо передавать по наследству монополизированную функцию управления и исполнения. Но постепенно складываются социально-экономические предпосылки для подобного наследования. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, позвоночного права (по связям и по протекциям), бытовой дружбы, землячества. Чиновничество стало прибыльной отраслью, и руководители высшего ранга имеют возможность торговать государственными должностями.Сложились существенные различия между чиновниками и политиками. Бюрократизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие. Бюрократизм, по К. Марксу, заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей деятельности, когда формальное выдается за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские или канцелярские задачи — в государственные. И сегодня чиновничество порождает различные должностные преступления, способствует размыванию и ослаблению государственной власти.Основные средства борьбы с бюрократизмом:1.Дальнейшая демократизация и построение гражданского обществу, что будет способствовать развитию самоуправления, возрастанию активности масс, повышению их политической культуры, организации действенного контроля за аппаратом управления.2.Перестройка государственного аппарата в направлении ограничения роста государства. Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры.3.Дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противовесов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.4.Перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за деятельностью, так и за профессиональной пригодностью государственных служащих. В этих целях в нашей стране — Государственная программа по борьбе с криминализацией управленческого аппарата, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». В 2003 г. наша республика присоединилась к европейской Конвенции «Об уголовной ответственностиза коррупцию».