Парламент: осн направления деятельности, структура и полномочия.

Парламент— высший законодательный и предста­вительный орган (конгресс, сейм, бундестаг, народное собрание и др.).В Республике Беларусь с 1996 г. парламент — Национальное собра­ние — стал двухпалатным. Избрание депутатов Палаты представителей (110 человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равно­го, прямого избирательного права при тайном голосовании в одноман­датных избирательных округах. Вторая палата парламента — Совет Республики — является палатой территориального представительства, состоит из 64 членов, 56 из которых избираются тайным голосованием по 8 человек от каждой области и г. Минска на заседаниях Советов базо­вого уровня; 8 парламентариев назначает Президент. Внутренними органами Совета Республики являются председатель, его заместитель, Президиум, Секретариат, Счетная комиссия и пять по­стоянных комиссий. Палата представителей включает одиннадцать посто­янных комиссий и несколько депутатских групп. Законодательная власть в лице парламента наделена следующими основными полномочиями: законотворчество, экспертиза законопроек­тов, принятие законов; утверждение Госбюджета и отчета Правительства о его исполнении; осуществление внешней политики, ратификация и де­нонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, конституционного и судебного надзора; легитимация действий Президента, Правительства; контроль за ходом выполнения законов, деятельностью Правительства, других орга­нов власти. В парламентских республиках (Германия, Италия, Молдо­ва) в компетенцию парламента входит также формирование правительства и избрание президента. По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек и противовесов. В наше время законодательная власть ограни­чивается, как правило, референдумом, президентским правом вето, пра­вом роспуска парламента Президентом или Правительством, Конститу­ционным Судом. Внутренними ее ограничителями являются двухпалат­ное построение парламента и наличие регламента, определяющегострогое соблюдение процедуры законотворчества. Недостаткамипредставительных законодательных органов власти являются длительные обсуждения, чересчур медленная реакция на воп­росы, требующие быстрых решений, незамедлительного реагирования.

22. Правительство - высший орган исполнительной и распорядительной власти.Исполнительную власть осуществляет правительство— высший ор­ган государственного управления. Правительство (Совет или Кабинет Министров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председатель), а в отдельных странах — глава государства. Правительство формируется на партийной основе, в парламентских республиках — парламентом из той партии, которая победила на выбо­рах в парламент, в президентских — президентом из той партии, кото­рая победила на выборах президента. Главой правительства становится руководитель победившей на выборах партии. Глава пра­вительства избирается парламентом и назначается президентом (Герма­ния, Ирландия, Япония) или назначается президентом с согласия парла­мента (Россия, Беларусь), или главой правительства становится сам президент (США, Бразилия, Мексика). В Республике Беларусь правительство (Совет Министров) форми­руется Президентом не на партийной основе. Членами Правительствамогут быть назначены и депутаты Палаты представителей с сохранени­ем их депутатского мандата. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, пяти его заместителей, 24 министров и 12 председателей госко­митетов. Министры и председатели госкомитетов руководят конкретны­ми центральными ведомствами государственного управления. Прави­тельство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед парламентом. В компетенцию Правительства входят: разработка основных на­правлений внутренней и внешней политики и их реализация; разработ­ка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обес­печение проведения единой государственной политики по определен­ным сферам деятельности; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности; обес­печение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, ука­зов, распоряжений Президента и другие полномочия. исполнительная власть ограничена ответственностью перед парламентом и (или) Пре­зидентом, Конституционным Судом, подзаконным характером издавае­мых ею нормативных актов (постановлений, распоряжений), сохране­нием внутренней разделенности полномочий между Президентом и Пра­вительством, центральной и региональной властью.





23. Местное управление и самоуправление. Местная власть явл-ся воплощением территориального разграничения и внутреннего разделения власти. Территориальными границами местной власти явл-ся отдельные поселения (округа, города, посёлки, области). На основе внутреннего разделения власти (между регионами и центром) выделяют несколько основных моделей управления местными делами. Для первой модели хар-но воплощение местной власти в органах самоуправления. Главные признаки которых это их выборность, полномочность, самостоятельность и независимость по отношению к центральной власти, финансовая автономность, управление от лица представляемого им населения. Экономической основой органов муниципального (местного) самоуправления явл-ся местная собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы, а социальной – средний класс. Местное самоуправление предполагает формирование органов власти из непрофессиональных управленцев. Вторая модель построена по принципу передачи представителям центральной власти не местах широких полномочий при сохранении иерархической зависимости региональной власти от центральной. Третья модель: вся региональная администрация входит в систему гос-й власти, полностью зависит от центра. В двух последних моделях органы власти формируются сверху и явл-ся органами местного управления, а не самоуправления. В РБ сочетаются все 3 модели. Местная власть представляет собой сочетание 3 властей: представительной, исполнительной и распорядительной, которые имеют такие же полномочия, как и Парламент, и Правительство, и Администрация, но только в пределах подведомственной им территории. Представительная власть на местах реализуется посредством органов общественного самоуправления (Совет депутатов), а также через местные референдумы собрание жителей и т.д. Местное управление осуществляется через исполнительные и распорядительные органы (исполком и администрация). Структуре исполнительных органов управления свойственен вертикальный хар-р: республика – область – район – город (село). В систему распорядительных органов входят местные администрации, где не избираются районные Советы депутатов. Эти органы власти подчинены президентской вертикали: Президент – Администрация Президента – областная администрация – районная. Руководители местных распорядительных и исполнительных органов власти назначаются и освобождаются Президентом РБ.

24.Бюрократия и бюрократизм. Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных органи­заций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, ко­торая оторвана от его реальных властных функций по организации обще­ственной жизни. Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии - К. Маркса (1818-1883) и М. Вебера (1864-1920). Вебер: Бюрократия — тип организации, для которой характерна четкая уп­равленческая иерархия; жесткие правила и стандарты деятельности; спе­циализация и разделение труда; решение дел компетентными служа­щими обезличенно, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; опе­ративная координация деятельности госаппарата посредством системы коммуникаций, власти и организационной памяти. Соц-я сторона бюрократии была исследована К. Марксом. Госслужащие используют в личных целях специфические работы органов власти, которые они обслуживают. Им доступна официальная информация и документация. Служебная информация-— очень дорогой товар, а те, кто ею обладает, становятся весьма обеспеченными людьми. Кроме того, широко используется в личных интересах «служебная тайна», переписка с населением. Многие должности в аппарате власти и управления стано­вятся предметом купли и продажи, Бюрократия лишена возможности прямо переда­вать по наследству монополизированную функцию управления и исполнения. Но постепенно складываются социально-экономические предпосылки для подобного наследования. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, позвоночного права (по связям и по протекциям), бытовой дружбы, землячества. Чиновничество стало прибыльной отраслью, и ру­ководители высшего ранга имеют возможность торговать государствен­ными должностями.Сложились существенные различия между чиновни­ками и политиками. Бюрокра­тизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие. Бюрократизм, по К. Марксу, заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей дея­тельности, когда формальное выдается за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канце­лярские или канцелярские задачи — в государственные. И сегодня чиновничество порождает различ­ные должностные преступления, способствует размыванию и ослабле­нию государственной власти.Основные средства борьбы с бюрократизмом:1.Дальнейшая демократизация и построение гражданского обще­ству, что будет способствовать развитию самоуправления, возрастанию активности масс, повышению их политической культуры, организации действенного контроля за аппаратом управления.2.Перестройка государственного аппарата в направлении ограниче­ния роста государства. Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры.3.Дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противове­сов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.4.Перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за деятельностью, так и за профессио­нальной пригодностью государственных служащих. В этих целях в нашей стране — Государственная программа по борьбе с кримина­лизацией управленческого аппарата, Закон Республики Беларусь «О госу­дарственной службе в Республике Беларусь». В 2003 г. наша республика присоединилась к европейской Конвенции «Об уголовной ответственностиза коррупцию».

Наши рекомендации