Парламент (П): основные направления деятельности, структура, полномочия

П – высший представительный, законодательный орган гос-ва. Впервые был образован в Великобритании в 1265 г.

П бывает одно- (Дания, Швейцария) и двухпалатным (США, РБ, РФ). Нижняя палата ответственна за решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, чем верхняя. Во многих странах верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая приняты законопроекты с точки зрения их соответствия конституции.

Однопалатные П и нижние палаты формируются путем выборов. Верхние образуются: по принципу наследования (Великобритания), по принципу назначения главой гос-ва (Канада), по принципу избрания (США, Италия). В РБ верхняя палата формируется по принципу территориального представительства по 8 чел от каждой области и Минска + 8 назначает президент)

Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован. Основным элементом в каждой из палат являются комиссии (комитеты) разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянные и временные и отвечают за определенные направления политики (комиссия по бюджету, по международным делам и т.д.)

Важную роль в П играют фракции (организованная по политическим интересам группа). Они объединяют в свое составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах П, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило представитель фракции излагает позицию своей группы.

Вносить упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель П (спикер). Он избирается на весь срок полномочий палаты, и кроме ф-ции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств палаты, за работой ее административного аппарата.

Ф-ции П:

1.законотворческая Стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов, подписание законопроекта

2.представительская – избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы избирателей

3.ф-ция обратной связи – контакты депутатов с избирателями

4.формирование бюджета

23.Местное управл и самоуправление.

осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории(областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций)Местное самоуправление - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств(местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).компетенция местных Советов депутатов:утверждение программ эконом и соц развития, местных бюджетов и отчетов об их исполн;установл в соответствии с законом местных налогов и сборов;определ порядка управл и распоряжения коммунал собственн;назнач местных референдумов. В компетенцию исполнительного комитета входит разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунал собств, предлож по организ охраны общест порядка, разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ эконом и соц разв, местного бюджета, представл Совету отчетов об их выполнении, обеспечение на соответствующей территории соблюдения Конституции Беларуси, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов установленном Советом, принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунал собствен.Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.






Бюрократия и бюрократизм

Бюрократия — это иерархическая структура ,не обладающая властными полномочиями,специализ на выполнении определённых управленческих и исполнительных функций в процессе реализации власти теми кому она принадлежит.

П о Веберу: Б-основная рациональная форма организации власти. Общество нуждается в рациональном бюр аппарате управления для решения явно выраженных групповых целей .Все процессы гос-ва требуют регулирования со строрны гос институтов. Чёткая управл иерархия, беспрестрастность,преданность служ долгу и т.д.

Бюрократы не отвечают за полит. курс. По Марксу

1 госслужащие используют в личных целях специфические особенности работы органов власти, которые они обслуживают

2 бюрократия постоянно стре­мится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чис­то инструментальной функции.

3 многие должности в аппарате власти и управления стано­вятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собствен­ность властелина.

4 Потеря цели своей деятельности.Бюррократия воспринимает гос-во как свою собственность,а гос службу как своего рода бизнес.

Бюрокра­тизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие

Бюрократизация ведет к господству аппаратной рационализации, обладающей такими чертами бюрократизма, его традиционными форма­ми, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, своекорыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту

Осн. Ср-ва борьбы с бюрократизмом:

1. Дальнейшая демократизация и построение гражданского обще­ства

2. Перестройка гос. аппарата в направлении ограниче­ния роста государства, децентрализация и деконцентрация власти, введение контроля за самоуправ­лением.

3. Дальнейшее совершенств-ие мех-ма сдержки противове­сов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.

4. Перестройка в направлении уст-ия контроля как за деят-ью, так и за проф. пригодностью гос. служащих.

28. Полит. процесс. Сущность, субъекты, виды и стадии.Полит процесс – это полит жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общ-х целей с помощью мех-ов и ресурсов гос власти.Сущность пол процесса состоит в выработке и реализации воли народа посредством подготовки,принятия,выполнения гос структурами общеобязательных решений.Субъекты:индтвтдуальные субъекты(рядовые личности,политики,должн лица), групповые субъекты(социальные общности),институциональные субъекты(гос и общ институты)

Полит процесс условно разделяют на 6 осн-х стадий:

-1-возникновение проблемы

-2-восприятие и осмысление проблемы

-3-формулирование и анализ проблемы

-4-выбор модели принятие решения

-5-стадия выполнения

-6стадия контроля,оценки результата

Полит процессы могут быть разнообр-х типов:

1. эволюционные (постепенность и продуктивность трансформации политики, граждане в целом удовлетворены происх-ми переменами) и революционные (радик-е изменения в общ-ве с использованием преимущ-но насильств-х методов и ср-в).

2. открытые (полит курс и проблемы свободно обсужд-ся общ-ю) и скрытые (скрывается инфа о истинных целях субъектов политики)

3. стабильные (устойчивость полит отношений, доверие со стороны граждан) и нестабильные (неяст-ть полит ситуации в общ-ве, массовое недовольство уровнем и кач-вом жизни)

4. внутриполит-е (отр-ют изм-я в полит системе нац гос-ва) и международные (отраж-т полит жизнь мирового сообщ-ва).

52. Основные направления внешней политики РБ.183-призн,157 дипл отн

70 орган

К осн. направлен внешней политики соврем Беларуси относятся:

-безъядерность, РБ первая страна, кот добровольно отказалась от размещ на ее территории ядерного оружия. Статус безъядерной – 1995г.

-стремление к нейтралитету. Для РБ важно именно стремление, а не факт признания за ней статуса нейтрального гос-ва. Нейтралитет для РБ не может быть реальным, если ближайшие соседи будут в НАТО.

-интеграция в Европ и мировое сообщество при укреплении СНГ. В декабре 1999 г. был подписан и ратифицирован Договор о создании Союзного гос-ва РБ и России. В соответствии с договором РБ проводят согласованную политику в соц и культ областях, междунар делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью. Зоной внешнеполит активности РБ объявлены Германия, Польша, Прибалтика. Зоной белор внешнеполит активности стали такие гос-ва, как Иран, Индия, Китай, Сев Корея, Сирия. Латинская Америка

-Мобилизация междунар поддержки в решении чернобыльской проблемы. Последствия Чернобыля могут быть осмыслены и преодолены только коллективным разумом человеч и всесторонним струдничеством.

РБ расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основн направлениями политики на международной арене являются: V вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого гос-ва; V активное взаимодействие с международными структурами и организациями; V способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»; V участие в многостороннем международном эконом сотрудничестве; V энергичное сотрудничество в международных организациях, ООН. РБ – одно из немногих гос-в, кот не имеет пограничных споров с соседями, межрелиг конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку. В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, ОАЭ. К июню 2001 года РБ открыты 49 загранучреждений в 43 странах мира, из них: посольств – 41, Ген консульств – 6, Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9 отделений Посольства РБ в Рос Федерац в Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске и др.

Решение политическое»

один из основных моментов пол процесса, содержание кот заключается в идеологическом разрешении наличной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Основными методами принятия решений: компромисс, голосование, гегемония, консенсус.

Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов: осознание существующей политич реальности; определение политич интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политич организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. Формами закрепления полит решения являются акты, указы, постановления, программы. В них указываются действия для достижения цели. Однако процесс реализации решения не проходит, как правило, гладко. Если решение не осущ то видимо произошла ошибка в оценке ситуации и следует менять либо решение, либо исполнителей.


Наши рекомендации