Развитие политической мысли Западной Европы в 19 в.

На соц.-эк., полит. ситуацию в Европе сильное влияние оказ. Вел. фр. бурж. рев. Происх. раз-е бурж. демокр-й, образов. соврем. формы гос-в, констит. мон-я, республ., развив. полит. наука, причем сильно с учетом всех изм-й, политики заним. проблемами классов и их взаимоотн-й в об-ве. В 19 веке формируют основные направления полит. мысли и идеологические концепции:либерализм, консерватизм, марксизм и социал-демократизм. Итоги револ-й для простых людей были нерадостными. Сохр. продолжит. раб. для 14-16ч., нищета. Констант высказал и обосновал идею личной свободы граждан: свобода частной собственности, свобода совести, свобода печати. Бентам был основателем утилитаризма. 4 условия достижения всеобщего счастья: обеспечение средств к существованию, довольство, равенство, безопасность. Он был противником теории естественного права, критиковал теорию общественного договора. В период 19 в. закладываются основы теории демократии, ее основными представителями были Токвиль, Стюарт Милль. Дж. Милль разработал систему выборов. В рамках данной системы образованные люди получают право голосовать в нескольких избирательных участках, все остальные только в одном. Парламент должен быть 2-х палатный. Одна должна быть демократическая, а 2-ая – элитарной. Милль придерживался идеи разделения властей: законодательная и исполнительная. Марксизм. Основателем были Маркс и Энгельс, а Ленин продолжил. Осн.теор. полож.: воззрение о класс. борьбе (с их т.зр. это движ. сила разв. об-ва). С появл.частн. собст. общество раскололось на онтологич. классы, появ. соц. нер-во, классы эксплуатируемые и эксплуа-ры. М/д ними идет борьба за власть. В рез-те:1. политика-насилие одного класса над другим; 2.бурж.об-во исторично, эволюционно. Рано или поздно оно будет заменено др. об-вом, более прогрессивным. Замена эта осущ. только револ.путем. В этот период возникает критический утопический социализм (предст.: Сен-Симон, Фурье, Роберт Оуэн.). Они первыми дали критику, причем во многом справедл., бурж. строю, к-ый развивался. Фурье раскрыл все пороки бурж. строя, Сен-Симон доказал, что осн. задача переустр-ва общ-ва-переход от феод.режима к пром., показал, как рук-ть предпр-м. возникает направление политической мысли, критикующие демократические и либеральные ценности. Ф. Ницше: «Движущая сила развития общества – воля к власти». Вывод: в 19 в. Были заложены основы теории концепции, определяющие полит. науку и процессы до сих пор.

7. Соц-полит идеи Беларуси 16-19вв.Генезис бел полит мысли принято связывать с возникн и развитием Полоцкого, Витебского, Минского и Пинского княжеств, которые входили в состав Киевской Руси, бел земли были в составе ВкЛ и Росс. империи. Полит. мысль развив. под влиянием Запада и России. Актуально звучали идеи, осуждающие злоупотребление политической властью, междоусобицы князей. В частности, это было характерно для произведений Ефросинии Полоцкой, Кирилла Туровский. Большинство его идей было направлено против вероломных действий отдельных князей. Он внес существенный вклад в формирование идеи единения восточнославянских земель. 13в-начин формир бел народность, что оказ. влияние на развитие полит. мысли. Появл. правовые акты, в к-ых излаг. осн. принципы гос. устр-ва, регулир-сь вся жизнь об-ва. Статуты 1529,66,88-своеобр.Конституции, опред. осн. форма правл-я гос уср-ва и др. Ф. Скорина считал, что главным в функционировании гос-ва явл. власть закона, культ права. При выработке законов необходимо руководствоваться как «естественным правом», так и местными традициями. К числу видных белорусских гуманистов 16в. Относится и Николай Гуссовский. Особое место в его трудах занимает образ идеального правителя государства. Значительный вклад в бел. полит. науку внес Сымон Будный. Выступал за равенство сословий перед законом, сформулировал основные факторы, обуславливающие необходимость власти. Политический идеал Будного – монархия, сторонник частной собственности. Написал работу «У падтрымку урада». Андрей Волан более основ. разраб. концепцию гражд. общества и правового гос-ва. Лев Сапега – Статут 1588г. Сущность свободы видел в неотчуждаемых правах человека. Социально-политическим идеалом Симеона Полоцкого было сильное государство во главе с «просвещенным монархом», цель которого – установление в обществе «вечного мира», прекращение расколов и мятежей, сильное гос-во во главе с просвещенным монархом, цель кот. Достижение всеобщего благосостояния. Ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь Калиновский. Свои взгляды изложил на страницах газеты «мужыцкая прауда», где изобличил сущность крепостничества, показал паразитизм помещиков. Его мечта – раздать всю поземельную собственность крестьянам. Он отмечал, что не народ существует для правительства, а прав-во для народа. Идеал-парламентская республика В к. 70-нач .80-х начинают проникать идеи русского народничества. В произведениях Франтишка Богушевича народническая идея о правах человека и гражданина становится идеей национального возрождения белорусского народа. На рубеже 19-20 вв. создается 1-ая бел. партия - Белорусская социалистическая громада.Идеалогия Громады нашла отражение на страницах нашей нивы.





8. Основн. направл-я и тенденции развит-я соверм зап.политологии и их отраж в бел.полит науке.Сегодня в начале 21-ого века накоплен большой полит-й опыт в становл-ии и развитии мировой цивил-ии. Для нее харак-но приверженность большинства стран к демокр. ценностям, таким как неотъемлемость гражд-х и полит прав личности, полит плюрализм. Правовое гос-во приоритет гражд-ого общ-ва по отнош к гос-ву. Многоукладность эк-ки, свободн распоряж-е принадлеж-й собств-ю, приоритет рыночн отнош-й, осторожн отнош-я к реформам, неприязнь к радикализму, стремление к стабильности и поряку в >-й или <-й степени соц.ориентация гос-ва.К фундаментальным научн проблемам совреммен-ти относпроблема устойчивости развит-я кажд страны в отдельности и всех вместе. В 2008г. кризис нарушил полит и дух стабильность. Каким должно быть соврем общ-во и как достичь ур-ня опред динамич устойчив-ти - эти вопросы требую своего реш-я. Задача №1 в РБ- бескризисное развит-е (нац стратегия устойч развит-я) 2-я проблема- О степени, глубине и форме вмеш-ва субъективн фактора в объективн процесс движ-я общ-ва. Будет ли идти развит-е общ-ва путем револ-й или эволюц-м путем. Как оптимизир-ть степень вмеш-ва полит сил, плит действит-ти людей в объект. процесс обществен развит-я. До сих пор не решена проблема исключ-я войн из жизни общ-ва. К 21-му веку сложилась качественно новая геополит ситуация. Многие полит, глоб-е проблемы не могут быть решены в рамках одного гос-ва, идет поиск новой подлинно демокр модели междунар-х отнош-й. К числу наиболее дискретитируемых проблем принадлеж-т глобализ-я. Ее мех-мы воздейст-я, методы и формы, природ, какие последствия она вызовет и к чему приведет. Демократизация - наиболее острая проблема, широкомасштабный духовн. кризис.

9. Власть как соц феномен. Сущность, черты, функции.Усложнение соц, этнич. стр-ры с учащением полит.,эк.,религ и торг. связей м/д разл. гр.людей, нараст-е имущ. нер-ва, терр-х претензий привело к тому, что об-во не могло больше руководст-ся теми мех-ми упр-я, кот основ-сь на ест. законах и авторитете вождей, шаманов. В об-ве возникли противоречия, кот. треб. разрешения, но не могли быть решены с пом. старых механизмов управления. Возн. необх-ть изобретения новых мех-ов упр-я общ-вом; наделение лица или группы лиц, органов полномочиями по разреш-ю противор-ий и конфликтов. Гос. власть самая разв. форма полит. власти. Власть-это реальная способность тех или иных сил или личности осущ. свою волю по отн. к др. соц. силам или личностям. Св-ва власти: 1.носит всеобщий хар-р, 2.способна проникать во все обществ. группы, 3. носит простр. х-р. Черты: авторитет(обозначение особого кач-ва власти и способа ее осущ-я) суверенитет(полит власть вправе сама принимать реш-я, осуществ. свои функции) неделимость(власть не может быть распределена м/у субъектами, кот занимают разные полит позиции.) волевой характер(т.е. наличие цели, программы, готовности добиваться реализации) принуждение(т.е. исполь-ие силы и всех др средств, кот обладает власть, чтобы обеспечить согласие с ней)

Функции, общ. назначение: -поддержание целостности об-ва; -обеспечив. достижение пост. целей; -поддержание общественного порядка; -выявление и разрешение возм. противоречий; -достижение консенсуса в общ-ве; -стабилизация об-ва с пом. насилия и принужд-я. Функции: -господство(подчинение одних соц. групп другим); -руководство(определение и законодат. закрепление стратегии раз-я об-ва); -управление и организация, принятие конкр. управл. реш-й, согласование и упорядочение деят-ти разл. соц. групп); -контроль. От выполнения полит властью функций зависият ее эффективность, тип правления, полит режим, гос строй и др.

10. Легитимность полит власти. Типы легитимного господства.Понятие «легитимность» власти возникло в нач. 19 в. и обозначало полит.движение во Франции, ставивш.своей целью восстановить власть короля, как единств. законную в отличие от власти узурпатора Наподеона. Лег-ная власть характер-ся обычно как правомерная и справедл. Лег-ть связана с верой правящего больш-ва населения, что существ. порядок явл.наилучш.для данной страны .Легитимная власть авторитетна и эффективна.Типы по Веберу: а)традиционная (основана на вере в силу традиций и обычаев) Традиц.господство присуще монархиям. Власть традиций такова, что когда лидеры наруш.ее, они могут потерять лег-ть в глазах масс. б) харизматическая (основана на вере в исключит.кач-ва руководителя, кот-ми он наделен от Бога,т.е. вера в его харизму, создается культ его личности.) Данный тип лег-ти явл. относит-но нестабильн. Харизматич. способ легимитации часто использ-ся в периоды революц. Перемен. в) легальная или рационально-правовая (основывается на добровольн. признании установл-х юрид.норм, направл-ых на регулир-е отн-ий управления и подчинения. Наиболее развитой формой данного типа власти явл.конституц. гос-во.). Кроме того выдел. еще один тип легит-ти: идеологическая лег-ть. Идеолог. лег-ть основыв. на возд-и на сознание и подсознание людей с помощью метода убеждения и внушения. Признаки падения лег-ти:рост степени принуждения, огранич-е прав и свобод, запрещение полит. партий и независ. прессы, рост коррупированности всех институтов власти, сращение с кримин. стр-рами, низкая экон. эффект-ть власти. Превращение власти в авторитет посредствам ее легитимности и легализации – заветная цель политиков. Делегитимация-утрата доверия.

11.субъекты, ресурсы и способы реализации власти. критерии эф-ти. Субъекты полит. власти – это граждане и общественные институты со своими полит. позициями, взглядами и поступками. Приним. участие во властн. взаимод-и с гос-вом и друг с другом, способны оказыв. влияние на принимаем.решения и добиваться их реализации, измен. обществ.отн-ия в соотв-вии со своими интер-ми и целями. К субъектам полит. власти относят соц. общности и политич. институты. Соц общности – народ (наиболее крупн.субъект полит.власти. Осущ. свою власть как непосредственно,так и через представит.органы), этнос(от поведения этих субъктов во многом завис. содержание нац.политики,стабиль-ть общ-ва и нарастание в нем нац.вражды, напряженности), классы, соц. группы(все они имеют свои, специфич. интересы, потребности, группов. притязания и желание их реал-ть с помощью властн. мех-ма) и индивиды, из кот. состоят все соц. общности.Полит. институты – устойчивые, исторически сложившиеся формы полит. деятельности людей: государства, полит. партии, общественные организации и движения, правящие элиты, бюрократия, лобби, группы давления, институты мирового сообщества. Первенство среди субъектов принадл. соц. общностям..Ресурсы власти-совокуп средств и возможностей, использование которых обеспечивает воздействие субъекта на объект для реализации своих целей. По сферам появления: ресурсы в сфере политики, обществ. ресурсы, собств. полит ресурсы власти. Ресурсы в сфере политики: знания, компетентность, профессионализм, интеллект, речь, полит технологии, полит символика, здания, ритуалы, парады.. Обществ. ресурсы власти, порождаемы самим обществом: устоявшиеся в обществе традиции, настроения, идеология, полит культура, наука и образование, творческий потенциал. Эк ресурсы: природные богатства, матер ценности, финансы, произв силы, население, численность, дисциплина. Соц: степень удовлетворения властью, условиями труда и жизни. Культурно-информационные: сми, кино, театры,телик.Принудительные ресурсы: гос-во с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, службой безопасности и др.наиб эффективный источник власти. Собственно-полит ресурсы: репутация власти, этические и моральные качества. Способы реализации власти: Нач этап – господство. состоит в исследовании ситуации, анализе целей и политики власти, выбор важнейшей из них и принятие решений по их реализации.Руковдство – первый шаг материализации целей.о предляет стратегию(методы, способы, пути, финансирование)достижения выбранных целей. Управление – целенаправленная систематическая деятельность по организации процесса по конкретизации и координации дел, их очередности по исполнению установ целей. Оно определяет как делать то, что надо делать. осуществляется выбор мотивации. Организация – способ оперативной практической деятельности по реализации принятых решений. Есть те, кто говорит, и те, кто исполняет. Контроль – способ, кот отслеживает конечные результаты и выполняет функцию обратной связи управляющей системы с управляемой.

Эффективность работы власти – результативность, степень выполнения функций. Мб эффективна, когда она институализирована (опир на институты) и институционализирована (на права) В наст врем легитимность власти и эффективность – 2 важных фактора стабильности, доверия ей и поддержки власти.\

12. Полит система: понятие, структура, функции, типология.сми. Институцион. подход к определ-ю сущности ПС: ПС- сис-ма(совок-ть) гос. и негос.институтов, с помощью кот-ых элита осуществл. свою власть в общ-ве .Системн.подход:главное внимание обращается на всю сферу политич. деят-ти общ-ва, на всю сис-му. ПС- сис-ма институтов( гос.учреждений, полит.партий, обществ.орг-ций и движений), в рамках кот-ой проходит политическ. жизнь общ-ва и осуществл. гос. власть; сложный комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом или противодейств. друг с другом политич. институтов.Стр-ра политич. сис-мы. 1. в ее состав входит гос-во со всеми его атрибутами, учрежд-ми, минист-вами, ведомсв-ми. Гос-во со всеми его атрибутами в полит. сис-ме образуют политич. орг-цию.2. важным эл-том явл. политич. партии, обществ. орг-ции, творческие союзы, различного рода общ-ва, комитеты, кооперативы и др. многообразные объединения трудящихся. Функции:1)опред-е целей и задач общ-ва, выработка программ его жизнедеят-ти в соответствии с интересами правящей элиты, господствующ. классов. ( ф-ия целеполагания) 2)Мобилизация ресурсов на выполн-е поставленных целей (властно-политич. интеграция общ-ва) 3)Интеграция всех элем-тов общ-ва вокруг общих соц.- политич. целей и ценностей, господствующ. идеологии и культуры.4)Легитимация- достижение максим-но неоходимой степени соответствия реальной полит. жизни официальн, правовым иполитич. нормам.5)Распределение общ. ценностей в общ-ве в соотв-ии с интересами господствующ. сил.

типы. Классифиц. в зависимости от типа общества: политическая система фео­дального, капиталистического, социалистического общества; ПС традиционного, индустриальн., постиндустр., информ. общ-ва (различие идет по стадиям роста); по формам правления демократические, недемократические; месту сосредоточения исполнительной власти (президентские, парламентские или смешанные); политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические): характеру социально-политических отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в завис-ти от взаимодействия с окр. средой (открытые, закрытые), типа государства (политическая система монархии или республики); политико-правового статуса гос-ва (конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми стр-ами); политической культуре (патриархальные, подданнические, активистские) и по другим признакам.СМИ явл. важным составляющим элем-ом, явл. 4 органом власти.СМИ - соц.институты (пресса, книжн.изд-ва, агентства, печати, радио, телевид-е), обеспечивающие сбор, обработку и распространение инф-ии в массовом масштабе.Цель: политич. просвещение масс. Функции: информирование, образование и социализация, научное и культурное просветительство, контроль за соц.средой, распростр-е в общ-ве господствующ. политич. и культурн. ценностей, реклама, развлечение и т.д. В завис-ти от того, в чьих руках они находятся, их можно использ-ть как для объективн. и оперативногоинформир-я людей о реальн. событиях в стране и мире, так и для манипулирования обществ-м мнением в интер-х тех или иных групп людей.

13. Полит режим. Авторитарный и тоталитарный политические режимы. Полит режим - сис-ма методов и способов осуществления гос. власти, степень реализации демократич. прав и свобод личности. Политический режим- совокупность приёмов, способов и методов осуществления политической власти, создающий в целом определённый устойчивый полит. климат, определяющий возможности функционирования всех полит. институтов и субъектов политики. Существует ряд критериев, с помощью которых возможно описать тот или иной полит. режим: положение личности в обществе, состояние прав и свобод граждан, возможность выражения и реализации ими своих интересов; роль и функции главы государства в системе политического руководства; способ и порядок формирования представительных учреждений, условия деятельности общественных политических институтов. С позиции этих критериев различают демократические и недемократические режимы. К последним относятся тоталитаризм и авторитаризм. Возник-т полит.режим как правило под возд-ем след. факторов:1. какие цели преслед полит.партии, элиты и т.д. 2. политич. режим завис-т от степени остроты классов. и нац. противор-й.3. ур-ня политич. культуры в общ-ве 4.историч. традиций, сложившихся в стране или общ-ве.Тоталитаризм- политический режим, характеризующийся всеобщим (тотальным) вмешательством государства во все сферы жизни общества и личную жизнь граждан. Для тоталитаризма характерны следующее черты: господство единой официальной идеологии , принудительное навязывание ее всем членам общества. В руках государства сосредоточиваются все СМИ. Всякое инакомыслие вредно и запрещено. деятельность оппозиционных партий и движений запрещается; возвеличивается роль главы государства; лидеры используют партию как инструмент управления населением. При этом власть формируется бюрократическим способом по закрытым от общества каналам. командно- административных методах руководства и управления хозяйством, создании централизованно управляемой экономики. Существование такой системы невозможно без насилия. Поэтому для тоталитарных режимов характерно применение террора и репрессий. Модели тоталитаризма (национал – социалистический, сталинизм, фашизм). Авторитаризм–полит режим властвования 1 человека или правящей группы, основанный на беспрекословном подчинении власти, стремящейся повсеместно утвердить свой авторитет. черты: отсутствие мандата народа на власть; концентрация власти в руках главы государства или правительства. Придание второстепенной роли парламенту, фактический отказ от концепции разделения властей; ликвидация или существенное ограничение основных демократических свобод граждан; ограничение или полное запрещение оппозиционных политических и общественных организаций, прогрессивной прессы; использование военной силы в качестве основного инструмента для поддержания внутренней полит. стабильности. авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решение назревших проблем. Т.о. при авторитаризме контролируется только политика.Исключается деят-ть полит.партий. Монополия на власть- принцип авторитаризма. Имеет определ. типы: полуфашистский, военно-диктаторский, конституционно-авторитарный.

14.Демократический режим. Пол система и пол режим РБ. Демократия– полит режим, при кот установлены и осущ-ся на практике способы и формы участия народа управлении гос. Его принципы: реализация власти в интер народа; равные права граждан; систематичная выборность, сменяемость власти; принцип разделения властей в системе гос власти; наличие у граждан прав и свобод;верховенство закона во всех сферах жизни общества; полит плюрализм и конкуренция мнений.предпосылки:Экон-е: высокий уровень экономики в целом,базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции товаропроизводителей. Такая эк-ка гарантирует автономию личности и среду без тотального гос контроля. Соц-е:тесно связаны с экон-ми; это высокий уровень благосостояния граждан, что сглаживает соц неравенство(богатые и бедные);развитое гражданское общество(основа демократии); многочисленность среднего класса; грамотность населения и уровень его образования. Полит: сочетание прав и свобод граждан с их ответственностью перед гос и обществом; наличие элиты для гос должностей; структурные, процедурные, национальные, полит факторы и процессы.Внешнеполит: полит, эконом, информационные и военные факторы. Современная полит система Беларуси сформировалась под воздействием объективных и субъективных факторов, сложившихся в сер 80х гг. 20в. Замена старой полит системы осуществилась радикальным путем. Произошло резкое изменение ядра системы, ее рациональный переход из одного состояния в др, что привело к качественно новой полит системе. Юридическое оформление новая пол сист материализовалась в конституции РБ 1994г., также она охарактер-лась изменениями ее структуры и функций. Появились новые полит институты власти и управления: президенство, двухпалатный парламент, констит суд и др. В РБ взято направление на усовершенствование демократии. Это осуществляется путем сочетания гражданских и полит отношений, прав и обязанностей. Гос власть осуществляется на принципах разделения властей, верховенства права, плюрализма и гласности, решительного преодоления бюрократических извращений. РБ из парламентской превратилась в президентскую.

15. Понятие «полит. институт» Государство:сущность, признаки и функции. Пол.институт-важн.структурн.образования в обществе. Институты гос-ва-властн.органы, привод. власть в действие и поддержив. её функционир-я. Институты в обществе-самодеят.соц.образ-я, кот. способств.регулир-ю отн-ий между людьми. Гос-во выступ. в кач-ве осн.института пол.системы. Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Основными теориями происхождениягос-а явл.:- Аристотель, произошло из естеств.причин. Гос-во-разросшаяся семья -патриархальная т. рассматривает гос власть как институт опеки, появившейся в результате естественного и органического соединения родов в племена, племен- в более крупные общностиь -теократическая концепция связывает возникновение гос-а с божьими установлениями.(Фома Аквинский) -договорная концепция выводит гос-о из добровольного соглашения между правителями и подданными, заключенного в целях организации общественной жизни.(Гоббс, Локк) –т. завоевания- гос-о возникло как результат порабощения одних народов другими, более организованными и сильными. для упр-ния побежденными созд.гос-во и также в целях защиты -психологическая т. считает гос-о плодом человеческого разума, т.е. наличием в чел-ой психике особых стремлений к власти и подчинения -соц-эк т.: гос-во возникает из разделения труда, накопления богатства в руках бедных людей.

Государство- это исторически сложившийся полит. институт, реализующий властные полномочия по рук-ву и управлению основными сферами обществ. жизни в пределах опред. территории.

Осн признаками государства являются территория(физ. и мат.основа, земля, водн.и воздушн.прост-во), население(сообщество, кот демонстрирует единство через язык,культуру), суверенитет (гос-во-высш ист-к власти).Доп. признаки: наличие инстит-ов, исключит право на издание законов, наличие легитимности, эмиссия, регулир-е соц.сферы и др.Функции: внутренние и внешние. К внутренним относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно - воспитательная, экологическая, информационная, идеологическая. Внешние составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защита интересов на международной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем человечества.

16. Формы гос правления. Монархия-форма правления, в которой формальным источником власти является одно лицо, как правило, получающее пост главы гос-ва по наследству. Монархии делятся на абсолютные(Саудовская Аравия) и конституционные, которые, в свою очередь, бывают дуалистическими (Иордания, Марокко, Тайланд, Непал) и парламентскими (Великобритания, Швеция, Дания, Япония). В абсолютной монархии исполнительная и законодательная власть полностью сосредоточена в руках монарха. В дуалистической конституционной монархии глава гос-ва наделён преимущественно исполнительной властью (назначение правительства) и, лишь частично, - законодательной (право вето). В парламентской конституционной монархии главой гос-ва считается монарх, но фактически он обладает лишь представительскими и частично исполнительными функциями. Иногда ему принадлежит право вето, а правительство формируется парламентом и подотчётно именно ему. Республика представляет собой форму правления, в которой источником власти явл-ся народ. А высшие органы власти явл-ся избираемыми и сменяемыми. Республики бывают 3 видов: парламентские, президентские и смешанные (полупрезидентские). В парламентской респ-ке (Германия, Литва, Латвия) правительство формируется парламентом и отвечает перед ним. Правительство контролирует парламентское большинство. Глава правительства имеет больше полномочий, чем президент. Президентская республика (СШК, Казахстан, Туркменистан) хар-ся чётким разделением властей. Президент избирается независимо от парламента и явл-ся главой гос-ва и правительства, которое формирует по собственному усмотрению. Правительство подотчётно только президенту. В смешанной республике сильная президентская власть сочетается с двойной ответственность правительства (Франция). Президент назначает главу правительства с учётом расстановки политич-х сил в парламенте. За деят-ть правительства отвечает премьер-министр. Парламент может выразить правительству недоверие, а президент может распустить парламент и назначить долгосрочные выборы (Венесуэла, Армения, Узбекистан, Украина, Россия). РБ-смешанная республика (президентско-парламентская), с сильной президентской властью

17.Формы территор-гос устройства. Гос-территор-ое устройство - национ-территориальная организация гос-ва, характеризующаяся соотношением целого и частей, взаимоотношение частей друг с другом и центром. Две основные формы: унитарная (простая) и сложная (составная ). Унитарное гос-во – не имеет внутри себя обособленных территор-гос образований, пользующихся суверенными правами, полит самостоятельностью. Унитарные гос-ва построены по принципу культурно-национ автономии.Ун гос-во имеет одну для всех конституцию, один представительный орган, одно правит-во и вооруженные силы (Великобритания,Франция,Япония, РБ).

Сложные гос-ва подразделяются на империи, федерации и конфедерации.Империя - насильственно создаваемое сложное территор-гос-ое образование с полной зависимостью частей от центра.Федерация-юридически единое союзное гос-во, в состав которого входят определенные гос-ва или гос образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеративной власти. Федерация обладает суверенитетом. Правовые институты избираются населением всех субъектов федерации. Фед-ия обладает едиными территорией и гражданством и юридически нерасторжима. Всего в мире более 20 федераций (Россия,США,Германия) Конфедерация - не единое гос-во, а союз самостоятельных гос-в. Конфедерация- форма тер.-госуд-ого устройства, при которой составляющие конфед-ию гос-ва, сохраняя свой суверенитет и законодат-ые полномочия, временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей конфедеративным органам власти и управления. Государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы гос власти и управления. Единые органы создаются правительствами стран, входящих в конфед-цию. Конфед-ия не обладает едиными территорией и гражданством, представляет собой расторжимый союз. Эта форма гос объединения обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.(пример СНГ)

18. Прав гос и гражд общество.Как только общество способно контролировать себя и гос-во, оно создает такое гос-во, которое его устраивает. Подобное состояние общества назыв гражданским, а гос-во – правовым. Прав гос-во – гос-во, которое функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общ-ых институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юрид ответственностью Принципы формирования прав гос-ва: пр-п верховенства закона (вся сфера общ жизни регулируется законом) пр-п равенства всех перед законом ( все действуют в строгом соответствии с законом), пр-п незыблемости прав и свобод личности(объективный критерий, по которому судят, является данное гос-во правовым или нет), пр-п разделения властей(гос власти власть не концентрируется в одном полит органе или лице), пр-п судебной защиты прав личности(тольк суд вправе исполнять суд-ые функции), пр-п взаимной ответственности ( гос-ва и граждане несут правовую ответственность друг перед другом за невыполнение своих обязательств). Гражданское общ-во- сис-ма самост. и независим. от гос-ва обществ-ых институтов и отнош-ий, кот-ые призваны обеспечить усл-я реализации частных интересов и потребностей. ГО- сис-ма негос. общ-ых институтов и общностей людей, кот-ые создают условия для самоорг-ции индивидов и коллективов, через кот-ые осуществл. личные интересы и потребности. ГО представл. собой горизонт. стр-ры, кот-ые находятся между личностью и гос-вом. Основными признаками являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к гос-у; многообразие форм собственности; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический и культурный плюрализм; определенный тип гражданской культуры и гражданского сознания.Стр-ра: Экон. сфера:наличие негос. предприятий, кооперативов, арендных коллективов, акцин-ых общ-в, Соц.-полит. сфера: наличие полит.партий, обществ.орг-ций и движений, органов обществ-го самоуправления по месту жительства и труд. коллективов, наличие негос. СМИ, различн. мех-мов разрешения конфликтов, ассоциации по интересам, благотворит. фондов, Духовн. сфера предполаг. свободу слова, совести, мысли, реальную возм-ть публично высказывать свое мнение. Условия формир. гражданского общества и правового государства: В экон. сфере: равноправие всех форм соб-ти, многоукладная рын. эк-ка В соц сфере: равноправие различных соц. классов, групп, слоев; солидарность и партнерство в отношениях между ними.В полит. сфере: гарантии прав и свобод человека, разделение властей, свободные равные прямые и тайные выборы. В дух. сфере: свободное самоопределение человека в его мировоззрении, толерантность, гуманизм.

По Конституции РБ – демократическое социальное правовое государство. Но до сих пор законодательством не определены его параметры и основные черты, не сформулированы принципы взаимоотношений гос-а с гражданским обществом, которые нужно строить с учетом национального опыта и традиций бел-ой цивилизации.

20. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.В монархиях источником законодательной, исполнительной, судеб­ной власти и одновременно ее высшим выражением является одно лицо, получающее данные ему полномочия по наследству и потому не завися­щее от избирателей или представительных органов власти. В республиках глава государства (президент) избирается на установ­ленный конституцией срок всем населением посредством прямых (Фран­ция, Беларусь, Боливия) или косвенных (США, Аргентина, Бразилия, Мексика) выборов либо парла­ментом (Италия, Германия, Испания, Турция, Япония, Индия, Молдова).В президентских республиках все ветви власти строго разделены. Президент обладает обширными полномочиями. Ему принадлежит вер­ховная власть. Он соединяет в своем лице полномочия главы государ­ства и главы правительства.Глава государства обладает правом доминирующего участия в формиро­вании правительства, контролирует его деятельность, обладает правом его отставки, правительство ответственно перед президентом и не подот­четно парламенту.Президент избирается всенародным голосованием и потому не несет ответственности перед парламентом, не подотчетен представительному органу, не может быть отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных конституцией.Республика Беларусь по новой редакции Конституции, принятой 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме, из парламентской стала президентской. Президент Республики Беларусь — глава государства с большими полномочиями. Он избирается на пять лет непосредственно народом. Президент обладает конституционным правом формирования прави­тельства (только назначение на должность Премьер-министра осущес­твляется с согласия Палаты представителей). Правительство подотчет­но Президенту. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Он имеет

Наши рекомендации