Типы социально-экономических прогнозов.
1) Время учреждения:
· Оперативные (до 1 года)
· Краткосрочные (от 1 до 3)
· Среднесрочные (3-10)
· Долгосрочные (10-20)
· Дальнесрочные (больше 20)
2) Масштаб прогнозирования:
· Макроэкономический
· Прогнозы комплексов
· Отраслевой и региональный
· Прогноз первичных звеньев (фирма)
3) Функция прогноза:
· Поисковый (исследовательский)
· Целевой (нормативный)
4) Устойчивость СЭС:
· Тривиальный (устойчивый) – описание будущего состояния устойчивой системы, законы поведения которых существенно не меняются.
· Нетривиальный (неустойчивый) – прогнозирование качественных изменений в системе и самой системы, когда изменяются законы ее функционирования.
5) Характер объекта прогнозирования – множество прогнозов в соответствии с классификацией объекта прогнозирования.
Поисковый (исследовательский) прогноз, который строиться по схеме: прошлое + настоящее = будущее. Этот прогноз основан на условном продолжении в будущем тенденций развития исследования объекта в прошлом и настоящем. Он выявляет как будет развиваться объект про сохранении существующих тенденций.
Поисковое прогнозирование:
1) Традиционное (экстрополетивное): предполагает, что развитие объекта будет проходить гладко и непрерывно, т.е. будет сохранять все выявленные в прошлом тенденции, поэтому прогноз может быть простой экстропоялцией (проекцией) прошлого в будущее.
2) Новаторское (альтернативное): предполагает скачкообразное и прерывистое развитие объекта в будущем.
Целевой (нормативный) прогноз, в нем прогноз строится по схеме от будущего к настоящему. Сначала устанавливаются желаемые цели, а затем определяются необходимые для этого ресурсы. Его задача определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Целевое прогнозирование применяется в тех случаях, когда нет достаточной информации об объекте в прошлом.
29 Понятия "потребность", "интерес". Государственные интересы.
Потребность – свойство субъекта, раскрывающееся в его отношении к необходимым условиям существования, выражающее адаптивный характер человеческой деятельности.
Интерес – это свойство субъекта, выражаюшее его отношение к необходимым средствам удовлетворения потребности. Различают интерес как свойство субъекта и как некий объект, отличный от человека и нужный ему, обладающий некоторой позитивной значимостью. Интерес – объективная характеристика человека, выражающая способ его существования в социальной системе, которая и формирует определенной набор интересов и средств удовлетворения потребностей.
Потребности и интересы – причины практической активности людей, основа и содержание деятельностной мотивации.
Интересы классифицируются по разным основаниям:
Ø По степени общности – личные, групповые, общественные;
Ø По сфере направленности – экономические, духовные, политические;
Ø По характеру субъекта – национальные, государственные, партийные;
Ø По отношению к другим социальным субъектам – эгоистичные, корыстные.
Интегрированные интересы – системообразующий фактор, определяющий необходимость той или иной формы координации и управления деятельностью.
Корыстные интересы – характеризуются специфической направленностью средств удовлетворения личных потребностей, которые осуществляют это удовлетворение за счет других посредством игнорирования или ущемления интересов других лиц или групп.
Манипуляция – акт влияния на людей или управление ими с ловкостью.
Манипулирование – это вид психологического воздействия.
Манипуляция – это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен для объекта манипуляции.
Манипуляция – это влияние, которое требует особого мастерства, ловкости, сноровки, знаний, т.е. она является специфической технологией. Манипулирование осуществляется на уровне подсознания, с помощью приемов внушения, применения собой системы знаков и символов.
Управление как форма воздействия отличается от манипулирования тем, что основано на добровольном взаимодействии, на тех или иных открытых способах легитимации власти, а также взаимном учете или согласовании интересов.
Государство – система органов власти и институтов общества, которые признаны обеспечить организационную правовую жизнь народа как единого целого, защищать права и интересы своих граждан, контролировать и защищать свои территорию от внешних угроз, гарантировать выполнение обязательств перед другими государствами, сохранять природную среду и культурные ценности, способствую выживанию и прогрессивному развитию общества.
Государственные интерес (интересы) выражается через понятие национальной безопасности. Национальная безопасность – понимается как защищенность жизненно важных интересов граждан и общества, а так же национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз. Ключевая роль в обеспечении безопасности отводится экономике.
Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных и горизонтальных связей внутри системы, способность выдержать внутренние и внешние нагрузки, восстанавливать нормальное состояние после внезапного его нарушения каким- либо фактором.
Государственное управление – это властное, политическое регулирование, в основе которого – правовая легитимность, реализуемое силой государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Задача государственного управления – упорядочение распорядительно-организационных, нормотворческих и силовых функций на базе кардинального реформирования, изменения своих усилий в области информационно-аналитической деятельности.
Главная цель реформирования общественных отношений – повышение эффективности экономической деятельности для подъема уровня благосостояния людей, стимулирование трудовой активности населения в решении собственных проблем, в создании условий для реализации личностного потенциала любого гражданина.
Государственное управление ориентировано на достижение экономической и социальной эффективности.
Экономическая эффективность – определяется степенью полезности, выгодности вложений ф физический капитал производственного и непроизводственного назначения и природные ресурсы, необходимые для воспроизводства, накопления и рационального использования национального богатства.
Социальная эффективность – степень полезности вложений в нефизический, в том числе человеческий капитал.